Рекомендации по самостоятельной работе студентов
Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса жилищного права, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации.
В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов, изучающих жилищное право, являются:
во-первых, продолжение изучения жилищного права в домашних условиях по программе, предложенной преподавателем;
во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научно-теоретической литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.
В связи с резким возрастанием объема учебного и научного материала по курсу жилищного права при практически неизменном количестве аудиторных часов, предназначенных на его изучение, самостоятельная работа студентов приобретает в рамках учебного процесса очень большое значение.
Правильная организация самостоятельной работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы по жилищному праву, на которые не хватает времени в рамках аудиторных занятий.
Основными формами самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов являются:
– подготовка докладов по отдельным темам программы по гражданскому праву;
– участие в работе научного студенческого клуба кафедры гражданского права и процесса «JUS CIVILE»;
– участие в научных студенческих конференциях;
– написание домашних контрольных работ;
– организация и проведение деловых игр во внеаудиторное время.
В рамках ряда форм самостоятельной работы студентов (подготовка докладов по отдельным темам программы по жилищному праву, участие в работе научного студенческого клуба, участие в научных студенческих конференциях и т.д.) основное внимание необходимо уделять следующим принципиальным вопросам.
1. Чтение по рекомендации преподавателя новейших монографических изданий по жилищному праву, а также наиболее значимых статей в юридических журналах; конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях или на заседании научного студенческого клуба (на научной студенческой конференции).
2. Составление кратких обзоров по наиболее характерным гражданским делам, опубликованным в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ. Итоги таких обзоров должны критически обсуждаться на практических занятиях или на заседании научного студенческого клуба (на научной студенческой конференции).
3. Посещения (по заданию преподавателя) судебных заседаний судов общей юрисдикции, а также арбитражных судов для привития студентам интереса к «живой» практике работы суда, арбитражного суда, адвокатуры. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам следует обсуждать на практических занятиях или на заседании научного студенческого клуба.
4. Посещения (после предварительной договоренности преподавателя с соответствующим руководством) юридических отделов (управлений) организаций в различных сферах предпринимательской и социально-культурной деятельности, а также нотариальных контор для ознакомления студентов с их работой. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам следует обсуждать на практических занятиях.
5. Подготовка отзывов на законопроекты в качестве домашних заданий, поскольку желательно приобщить к правотворческому процессу и студентов. Подготовленные отзывы целесообразно обсуждать на практическом занятии или на заседании научного студенческого клуба.
Желательно, чтобы задания студентам, указанные в пп. 1-5, давались преподавателем с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Работа студента в аудиторных и во внеаудиторных условиях по проблематике должна максимально совпадать.
Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются еженедельные консультации преподавателя, на которых осуществляется: а) контроль за подготовкой студентами планов, а также проверка нормативного материала и литературы по докладам и иным письменным работам; б) обсуждение планов и тезисов будущих докладов в формате научного студенческого клуба;
Формы подведения итогов самостоятельной работы студентов зависят от форм самой этой работы. При подведении итогов написания докладов, контрольных работ преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков с целью их дальнейшего устранения.
Основными формами поощрения за добросовестную самостоятельную работу студента являются учет внеаудиторной работы студента в период модульной аттестации, а также в зачетной сессии, в том числе с освобождением студента от ответа на вопросы, по которым его самостоятельная работа была ранее оценена преподавателем на отлично.
Кроме того, при отборе студентов на специализацию по кафедре гражданского права и процесса обязательно должно учитываться и качество внеаудиторной работы студента.