Рекомендации по самостоятельной работе студентов

 

Целью самостоятельной работы студентов явля­ется обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изу­чения курса жилищного права, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изу­чению и изложению полученной информации.

В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов, изучающих жилищное право, являются:

во-первых, продолжение изучения жилищного права в домаш­них условиях по программе, предложенной преподавателем;

во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.

Изучение и изложение информации, полученной в результате изу­чения научно-теоретической литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.

В связи с резким возрастанием объема учебного и научного мате­риала по курсу жилищного права при практически неизменном ко­личестве аудиторных часов, предназначенных на его изучение, само­стоятельная работа студентов приобретает в рамках учебного процесса очень большое значение.

Правильная организация самостоятельной рабо­ты студентов дает преподавателю возможность обеспечить углублен­ное изучение тех вопросов программы по жилищному праву, на которые не хватает времени в рамках аудиторных занятий.

Основными формами самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов являются:

– подготовка докладов по отдельным темам программы по гражданскому праву;

– участие в работе научного студенческого клуба кафедры гражданского права и процесса «JUS CIVILE»;

– участие в научных студенческих конференциях;

– написание домашних контрольных работ;

– организация и проведение деловых игр во внеаудиторное время.

В рамках ряда форм самостоятельной работы студентов (подготов­ка докладов по отдельным темам программы по жилищному пра­ву, участие в работе научного студенческого клуба, участие в научных студенческих конференциях и т.д.) основ­ное внимание необходимо уделять следующим принципиальным воп­росам.

1. Чтение по рекомендации преподавателя новейших монографи­ческих изданий по жилищному праву, а также наиболее значимых статей в юридических журналах; конспектирование этих работ с пос­ледующим докладом и обсуждением на практических занятиях или на заседании научного студенческого клуба (на научной студенческой конференции).

2. Составление кратких обзоров по наиболее характерным граждан­ским делам, опубликованным в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ. Итоги таких обзоров дол­жны критически обсуждаться на практических занятиях или на засе­дании научного студенческого клуба (на научной студенческой кон­ференции).

3. Посещения (по заданию преподавателя) судебных заседаний су­дов общей юрисдикции, а также арбитражных судов для привития студентам интереса к «живой» практике работы суда, арбитражного суда, адвокатуры. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам следует обсуждать на практических занятиях или на заседании научного студенческого клуба.

4. Посещения (после предварительной договоренности преподава­теля с соответствующим руководством) юридических отделов (управ­лений) организаций в различных сферах предпринимательской и социально-культурной деятельности, а также нотариальных контор для ознакомления студентов с их работой. Итоги таких посещений по наи­более интересным делам следует обсуждать на практи­ческих занятиях.

5. Подготовка отзывов на законопроекты в качестве домашних за­даний, поскольку желательно приобщить к правотворческому про­цессу и студентов. Подготовленные отзывы целесообразно обсуждать на практическом занятии или на заседании научного студенческого клуба.

Желательно, чтобы задания студентам, указанные в пп. 1-5, дава­лись преподавателем с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Работа студента в аудиторных и во внеаудиторных условиях по проблематике должна максимально совпадать.

Основной формой контроля за самостоятельной работой студен­тов являются еженедельные консультации преподавателя, на которых осуществляется: а) контроль за подготовкой студентами планов, а также проверка нормативного материала и литературы по докладам и иным письменным работам; б) обсуждение планов и тезисов будущих докладов в формате научного студенческого клуба;

Формы подведения итогов самостоятельной работы студентов за­висят от форм самой этой работы. При подведении итогов написания докладов, контрольных работ преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков с целью их даль­нейшего устранения.

Основными формами поощрения за добросовестную самостоятель­ную работу студента являются учет внеаудиторной работы студента в период модульной аттестации, а также в зачетной сессии, в том числе с освобождением студента от ответа на вопро­сы, по которым его самостоятельная работа была ранее оценена пре­подавателем на отлично.

Кроме того, при отборе студентов на специализацию по кафедре гражданского права и процесса обязательно должно учитываться и качество вне­аудиторной работы студента.