Помощь всегда рядом

Опубликованная запись лекции, прочитанной в 1988 году в рамках обучающего курса и
развивающей программы факультета Краниальной обучающей организации

Сазерленда.

ОДНАЖДЫ Я УВИДЕЛ в одной газете статью, озаглавленную «Помощь, которая
всегда рядом». Речь шла о международной организации, которая разработала
телефонную сеть для людей, нуждающихся в помощи. Ознакомившись с принципами
функционирования этой организации, мы можем извлечь для себя много полезного,
поскольку эти принципы аналогичны тем, которые врачи используют при лечении
пациентов. Методы, используемые работниками этой организации, могут применяться
всеми, кто хочет помочь людям.

24 часа в сутки телефонные линии «Помощи» обслуживаются обученными
добровольцами, отвечающими на любые звонки - молодых и старых людей, богатых и
бедных, больных, потерявших надежду, склонных к самоубийству, даже тех, кто просто
жалуется на одиночество. Секрет их метода состоит не в том, что они говорят этим
людям, а в их умении слушать людей, которым необходима помощь.

Сотрудников центров "Помощи" обучают тому, что умение слушать, даже по
телефону, уже является своеобразной помощью. Им известно, что умение слушать в
зависимости от каждого нуждающегося в помощи само по себе является настоящей
реакцией, если этот человек, в свою очередь, сам себе пытается помочь. Сотрудники
этой организации не дают приказов или советов, они не проповедуют и не поучают.
Они не указывают человеку на то, что ему следует делать, и не утверждают, что знают,
что именно его беспокоит. Напротив, они обучены лишь слушать то, что говорят люди,
не делая при этом никаких заключений, их задача - слушать, не пытаясь анализировать
состояние людей или их проблемы. Отвечая человеку, они говорят с ним
беспристрастно. В их задачу входит побудить человека просто ответить им, сказать
что-нибудь, что может ему помочь заглянуть вглубь себя.

Вот один из методов, которым обучают сотрудников организации «Помощь», -
когда к вам обращаются за помощью, вы должны попытаться повторить проблему,
выраженную человеком, нуждающимся в помощи, так, чтобы он или она могли
услышать, как их проблема звучит со стороны. Не утверждайте, что понимаете эту
проблему. Позвольте человеку самому выразить свои чувства. Позвольте человеку,
нуждающемуся в помощи, самому делать предположения и двигаться по направлению
к разрешению проблемы. Например, вам лучше спросить у этого человека, как он
намерен справиться с создавшейся ситуацией, вместо того, чтобы говорить, как вы
сами поступили бы в создавшихся обстоятельствах. Вы хотите помочь им обнаружить,
что их собственная сила вполне хороша, какой бы ограниченной она им ни казалась.
Таким образом, сотрудники-добровольцы помогают людям, которые им звонят,
наилучшим образом использовать их собственные ресурсы и делиться своими
чувствами наиболее конструктивным способом. В конечном итоге метод организации
«Помощь» состоит в том, что следует сопереживать человеку и дать ему понять, что
вас волнует то, что с ним происходит. Вас волнует тот факт, что этот человек обратился
к вам за помощью, и вы внимательны к нему как к личности.

Благодаря этим принципам и навыкам деятельность организации «Помощь»
весьма эффективна. Такой метод вербального контакта требует тренировки, но его
принципы довольно просто освоить, и каждый из нас способен применять их на
практике.


Поскольку я сейчас стою здесь и разговариваю с вами, мне бы хотелось, чтобы
вы прислушались к тому, что происходит в вашем мозгу, когда к вам обращаются за
помощью. Вы должны осознавать свои чувства по отношению к обратившемуся к вам
человеку, вы должны принимать этого человека таким, какой он есть - то есть считать
его таким же сильным человеком, как и вы сами. Слушайте его и отвечайте ему, не
вынося никаких суждений о нем. Люди чувствуют себя свободней рядом с человеком,
который спокойно принимает их такими, какие они есть. От вас требуется просто
оставаться в расслабленном состоянии и ничего не делать. Уже одно ваше присутствие
в подобной атмосфере окажет целительное действие. Именно эта заботливая
внимательная
реакция, а не показная или активная делает эффективным
остеопатическое лечение, связанное с манипуляциями.

В своей книге «On Becoming a Person» Карл Роджерс (Carl Rodgers) изложил
подобную концепцию. Он писал о том, что на самом деле помощь состоит не в том,
чтобы что-то отдавать, а в том, чтобы разделять горе другого человека. Он учил, что мы
можем помочь другим, если мы поймем и осознаем наши настоящие чувства, не вынося
никаких суждений, и если мы тепло отнесемся к людям, которым нужна наша помощь,
и которые настолько же сильны, как и те из нас, кто думает, что здоров. Люди
отреагируют на наше хорошее отношение к ним, доверившись нам, и смогут сами себе
помочь.

Мы провели параллель между работой добровольцев, общающихся с людьми, и
врачей, занимающихся наукой остеопатией. Следует учитывать тот факт, что когда к
вам на прием приходит пациент, он несет в себе физиологию тела, которому нужна
ваша помощь. Вместо того, чтобы говорить об этой помощи с пациентом, мы обучимся
пальпации и молча обследуем физиологию тела. Научитесь молча работать с
пациентом, используя ваше натренированное чувство осязания для того, чтобы
позволить здоровью восстановиться. Вместо того чтобы просто слушать слова, мы
молча прислушивается к физиологии тела и понимаем ее. Вместо того чтобы обсуждать
с пациентом создавшуюся ситуацию, мы займемся физической практикой, обучаясь
тому, как почувствовать эти изменения, услышать то, что происходит внутри пациента.
Пациент, как и я сам, не должен произнести ни слова. Мне не нужны слова, когда я
практикую искусство прислушиваться к тканям.

Подобно тому, как добровольцу необходимо научиться случать людей, для
успешной работы врачу нужно развить и усовершенствовать свой навык пальпации,
чтобы прислушиваться как к общему, так и к специфическому непроизвольным
механизмам анатомии и физиологии пациента, к механизмам, нуждающимся в помощи.
Развивайте пальпаторный навык для того, чтобы буквально почувствовать те вопросы,
с которыми пациент пришел к вам на прием. Помощь, в которой нуждается пациент,
может быть определена и скоординирована при помощи слушающей реакции, которую
врач развивает своими пальпаторными навыками. Пациент нуждается в помощи,
физиология тела также нуждается в помощи, и вместо того, чтобы говорить об этом,
мы очень осторожно кладем наши руки на тело пациента, чтобы что-нибудь
обнаружить, начать лечение и не останавливаться до тех пор, пока мы не поймем, что
физиология тела пациента осуществляет некоторую реакцию по направлению к
здоровью. Врач должен научиться замечать наступление такого состояния в
физиологии тела, испытывать и разделять проблемы этой физиологии тела, и нам
совсем не обязательно на словах объяснять наши действия пациенту. Пациент лишь
почувствует контакт, который мы установили с его телом, он будет знать тот факт, что
врач разделяет его проблему. Если мы станем слушающим добровольцем и позволим
физиологии тела пациента быть нашим учителем, эта физиология сама нам все


расскажет. При создании изменений глубоко внутри физиологии пациента последний будет испытывать эти изменения, а я как врач буду учиться разделять этот опыт.

Очень сложно описать, что именно мы делаем, но совсем не важно, что мы при
этом говорим, важно то, что мы делаем. Обычно во время лечения я ничего не говорю
своим пациентам. Я обследую их, прислушиваюсь к ним и работаю с ними - не при
помощи техник, но при помощи понимания физиологии тела. Чем глубже врач
погрузится в себя, чтобы прислушаться к активности физиологии тела пациента через
пальпаторный контакт, тем больше информации он почерпнет при проведении осмотра.
Вас обучит этому сама физиология тела пациента. Активное прислушивание врача как
бы пробуждает физиологию тела и побуждает ее приступить к работе. Физиология
начинает помогать пациенту, и вам даже не нужно думать или говорить о ней. Вам
необходимо лишь наблюдать и прислушиваться к ней, буквально ощущая ее при
помощи ваших навыков пальпации. Работайте с пациентом спокойно, будьте
молчаливым партнером и активным слушателем.