Шаг шестой и шаг седьмой

 

«Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков»

 

«Смиренно просили Его исправить наши изъяны»

 

Шаги Шестой и Седьмой почти всегда обсуждаются вместе. Я давно подозревал, что изначально они были одним Шагом, который затем разделили на два, чтобы получилась ровно дюжина.

Уже более семидесяти лет на десятках тысяч встреч по изучению Шагов бушуют споры по поводу разницы между изъянами и недостатками. Для наших целей я буду считать их двумя терминами, указывающими на одну и ту же вещь с одним небольшим отличием. Недостатки – это то, что на виду и легко заметно. Изъяны же относятся к качествам, которые отсутствуют, и потому определить их сложнее.

 

«Рам Цзы знает…

Ты совершенен.

Каждый твой порок

Точно определен.

 

Каждый недостаток

На нужном месте.

 

Каждый твой безумный поступок

Совершен в нужное время.

 

Только Бог мог сделать так,

Что эта несуразица

Функционирует»[4].

 

Суть этих двух Шагов в продолжении осознавания нашего личного бессилия. Шаги намеренно НЕ говорят, чтобы мы начинали работать над исправлением наших изъянов и недостатков. Пытаться избавиться от изъянов – все равно что пытаться поднять себя за шнурки собственных ботинок.

Если вы читали Большую Книгу, вы заметите, что упоминаемый в ней Бог – это образ Бога‑объекта мужского рода, соответствующего культурным и религиозным представлениям авторов книги. В наше время некоторые люди (включая меня) не согласны с таким образом Бога. К счастью, те же самые авторы не настаивают на том, чтобы мы разделяли их концепцию. Шаги очень разносторонни в этом отношении. Каждый может создать собственную концепцию Бога. И все‑таки кого‑то такая терминология может сбивать с толку. Если это ваш случай, не огорчайтесь. Многие получают огромную пользу от Шагов и от Большой Книги, игнорируя некоторые откровенно религиозные фразы и упоминания. На раннем этапе моей работы с Большой Книгой моя антипатия к этому термину была столь велика, что иногда я физически вычеркивал слово «Бог» и вписывал на его место слова «Бесконечное Непознанное», чтобы хоть как‑то переварить некоторые предложения. Следует упомянуть, что со временем это прошло. По мере развития моих отношений с Силой более могущественной, чем мое эго, я обнаружил, что меня все меньше трогают духовные концепции других. Я перестал искать признания, согласия или даже несогласия у окружающих. Просто не имело значения, как другие это выражали. Я начал понимать, что все эти концепции были указателями на одно и то же. И важнее всего были мои личные отношения с этим, не побоюсь этого слова, «Богом», как я его понимал.

В Живом Учении адвайты Бог не представляется как объект. В адвайте Бог – это Океан, одновременно источник и ткань всего, но не «вещь». И как таковой Океан не может быть познан интеллектом, поскольку интеллект имеет дело лишь с объектами. Здесь язык подводит нас. Слова могут указать на вездесущий Океан, но не могут описать его, поскольку это не объект.

Многие считают Дао дэ цзин величайшим текстом недвойственности. Он начинается так:

 

«Дао (Океан, Бог), которое может быть выражено словами, не есть вечное Дао».

 

Лао‑цзы, автор этого текста, признает, что его записи о Дао не являются истиной в абсолютном смысле. Но он не останавливается на этом! Он продолжает писать красивые строки, хотя знает, что как только он написал что‑то о Дао, это уже не Дао. Следуя примеру Лао‑цзы, я спешу заверить вас, что мои слова не претендуют на звание Истины. Однако если повезет, некоторые из этих указателей оставят свой след в вашем сердце, и вы увидите то, на что они указывают. Или, как говорил Чжуан‑цзы: «Покажи мне человека без слов, он тот, с кем я хочу говорить!»

В Живом Учении мы используем метафору Океана, чтобы указать на Сознание. Как вы помните, в этой модели нет ничего, кроме Океана. Таким образом, все вещи на свете понимаются как временные энергетические движения Океана – волны. Мы описываем движение Океана волнами, но волна не может существовать отдельно от Океана. Все, что волна собой представляет, и все ее действия всецело зависят от Океана.

В контексте адвайты Шестой и Седьмой Шаги указывают на важное понимание. Мы не отдельные наделенные способностью создавать сущности, какими всегда считали себя. Следовательно, мы не создаем свои собственные недостатки и изъяны и не властны избавить себя от них.

Будьте осторожны! Подобное публичное признание обыкновенно вызывает взрыв негодования и насмешек со стороны тех, кто убежден в собственной силе и независимости. Вас обвинят в отговорках, нежелании бороться, отказе от ответственности и куче всего другого. Помните, мы здесь не затем, чтобы убеждать других в чем бы то ни было. Наша цель – найти Истину для самих себя. Такую Истину не обнаружить в спорах с другими, ее можно найти только через глубокое и тщательное исследование того, кто мы и что мы. По мере более ясного видения Того, Что Есть, мы переходим от мнений к пониманию. Когда мы утвердились в понимании, больше неважно, что говорят и считают другие. Что Есть, просто Есть.

Истинное смирение – это убежденность, что мы не являемся авторами НИКАКИХ действий. Смиренно прося Бога исправить наши изъяны, мы признаем наше абсолютное бессилие.

Размышляя о передаче себя силе более могущественной, чем мы, люди часто представляют это себе в том смысле, что больше ничего не нужно делать. Мы просто будем сидеть дни напролет и ждать, пока Бог начнет действовать. Мой опыт не таков, как и опыт многих других, кто пошел дальше простых умозаключений и действительно прошел по пути исследования, отдав себя в руки Высшей Силы. Освобождение от оков «я» насыщает нас энергией и дает нам такую силу, о которой мы даже не мечтали.

В Живом Учении есть такое упражнение: написать список из трех самых важных событий вашей жизни. Затем проанализировать, в какой степени вы ответственны за эти события. Большинство проделавших это упражнение начинает ясно видеть, какую важную роль играет Случай в нашей жизни. Из этого осознания неизбежно приходит истинное смирение. Если бы мы действительно контролировали свою жизнь, сколько замечательных событий мы бы пропустили!