Достоинства делегирования полномочий
В некоторых случаях неэффективность процесса делегирования обусловлена тем, что руководители не до конца представляют себе выгоды, которые сулит им передача полномочий. Можно выделить следующие выгоды от делегирования полномочий.
Современные руководители, как правило, уже не отрицают важности делегирования и осознают, что это — один из самых действенных инструментов управления, который позволяет не только оптимизировать использование рабочего времени, но и положительно сказывается на результатах работы организации в целом. Поэтому они активно используют этот инструмент, получая все выгоды, которые он предоставляет
Рис. 3.6. Достоинства делегирования полномочий
Выгода № 1. Передавая свои полномочия, руководитель может освоить другие. Отказываясь от видов деятельности, которые уже хорошо освоены и досконально известны, руководитель переходит к таким видам работ, которыми ему еще, возможно, не приходилось сталкиваться. Приступая к новым видам деятельности, он неминуемо осваивает какие-либо новые навыки, получает новый опыт как профессионал и прогрессирует как управленец. В свою очередь, высшее руководство организации обязательно заметит сотрудника, который стремится попробовать себя в новом качестве и, вполне вероятно, предоставит ему возможность попрактиковаться не только в разных видах деятельности, но и поработать в более высоких должностях.
Выгода № 2. Сотрудники, принимающие полномочия, будут иметь опыт и смогу подменить руководителя без ущерба для эффективности работы. Вполне вероятна такая ситуация, что менеджер, позитивно проявивший себя и постоянно стремящийся осваиватьновые функции, в конце концов пойдет на повышение, и на какое-то время подведомственное ему подразделение фирмы останется без руководителя. Если раньше он не боялся делегировать свои полномочия подчиненным, такая ситуация не перерастет в проблему, поскольку сотрудники, знакомые с работой руководителя, легко смогут подменить его на какое-то время.
Выгода № 3. Свободное время. Руководитель в современной организации – это, как правило, человек обремененный обязательствами. Ему приходится обрабатывать огромные потоки информации, работать с людьми, изучать документацию и находить время для обдумывания и принятия решений. Очевидно, что не делегируя другим хотя бы часть своих полномочий, менеджер не сможет долго работать в таком ритме. Чтобы успеть все, он должен разгрузить себя, и, если он осознает все преимущества, которые дает делегирование, он сможет не только освободиться от части своей нагрузки, но и получить свободное время.
Многим руководителям кажется, что свободное время – для них несбыточная мечта. Они мысленно представляют себе весь объем работ, которые необходимо выполнить за день, и видят, что не только рабочего, но и свободного времени не хватает. Пасуя перед бесконечной вереницей дел, каждое из которых представляется важным, они не хотят понять, что работа руководителя состоит вовсе не в том, чтобы стараться выполнить все задачи самостоятельно, но и в то, чтобы обеспечить их выполнение вообще. Как только руководитель начинает понимать это и активно осуществлять делегирование, свободное время появляется у него само собой.
Выгода № 4.Личный прогресс. Принимая на себя ответственность за выполнение каких-либо новых заданий, сотрудники организации получают возможность развиваться и узнавать что-нибудь новое. В этом смысле процесс делегирования является фактором профессионального роста. Осваивая все новые барьеры своей деятельности, работник начинает смотреть на нее с новой, более прогрессивной точки зрения, и, разумеется, ценность такого работника на предприятии в целом возрастает.
Но возможность личного развития получает не только сотрудник, принимающий новые полномочия, нот и менеджер, их передающий. Для него делегирование будет уже фактором роста должностного. Переложив часть своих функций на другого сотрудника, и освободив уходившее на их выполнение время, менеджер может заняться самообразованием либо изучением функций вышестоящих руководителей, выявляя, в чем он может оказаться им полезным. Как первое, так и второе, несомненно, положительно скажутся на его карьере.
Выгода № 5. Улучшение взаимоотношений в коллективе. В организациях с высокой внутренней культурой, где важность делегирования ни у кого не вызывает сомнений и этот процесс протекает свободно и гармонично, как правило, гораздо меньше проблем, связанных с отсутствием взаимопонимания между руководителями и подчиненными. Не боясь делегирования не только второстепенных, но и важных заданий, руководство тем самым ощутимо повышает мотивацию сотрудников, что в конечном итоге приводит к более эффективному достижению целей всего предприятия.
В свою очередь работники организации, видя, что руководство доверяет им, приветствует проявление инициативы и открыто к восприятию новых идей, обязательно оценят такое внимание и будут благодарны за возможность развития и создание перспектив роста.
Выгода № 6. Появляется время для работы с подчиненными. Делегирование далеко не единственное действие, возможное для руководителя по отношению к подчиненному. Работа с персоналом – обширная и многогранная сфера деятельности. Именно недостаточное внимание к сотрудникам часто является причиной снижения общей эффективности работы предприятия. Переложив на других выполнение некоторых своих функций, руководитель может вплотную заняться определением критериев оценки работы своих подчиненных, а также поиском дополнительных способов мотивации.
Часто, объясняя новое задание, руководитель не дает точного определения, что именно требуется от подчиненного. Это вызывает у сотрудника чувство неопределенности, сомнения в том, правильно ли он выполняет свою работу, и может привести к тому, что задание может быть выполнено неправильно или недостаточно хорошо. Чтобы избежать этого, руководитель должен иметь четкие критерии оценки тех или иных видов деятельности и, получив, благодаря делегированию полномочий дополнительное время, может подобные критерии вырабатывать и эффективно применять.
Наряду с оценкой результатов труда большое значение имеет и мотивация. Но и ей часто руководитель не может уделить должного внимания из-за проблем со временем. Только передав часть своих полномочий, менеджер сможет уделить достаточное внимание нуждам своих подчиненных и выяснить, что для них является значимым в сфере жизненных интересов и какие именно мотивационные воздействия будут эффективны в каждом конкретном случае.
Выгода № 7. Оптимизация условий для выполнения работ. Кроме выгод качественных, таких как возможность развиваться или улучшение взаимопонимания, делегирование имеет и количественные выгоды, которые можно представить в цифрах и процентах. Ведь любая работа характеризуется совершенно конкретными объемами и сроками выполнения.
Количественная оценка – последний и наиболее наглядный аргумент для тех, кто не хочет экономить свое время и отказывается от делегирования. В единый момент времени руководитель может эффективно работать только в одном направлении, а, следовательно, все остальные направления он должен делегировать своим сотрудникам.