Произношение
Одна из основных задач программы по произношению — воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи. Эта работа осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между которыми существует тесная связь. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения учащихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и грамоты.
Одной из важных задач программы является овладение правильным произношением звуков речи. Последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляционной сложности. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата.
В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова, должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т. д.).
В связи с тем что работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развитие фонематического восприятия для овладения грамотой, программа (фронтальные занятия) имеет два раздела (кроме подготовительного класса), которые тесно связаны между собой:
1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
2. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Работа по этим двум направлениям на уроках произношения идет параллельно.
Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все учащиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.
Распределение часов на фронтальные занятия по классам следующее:
Классы | 1 полугодие | 2 полугодие |
Подготовительный класс 1 класс 2 класс | - - |
В программе для подготовительного класса третьим разделом является раздел «Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова».
Обучение делится на три этапа. Длительность первого этапа обучения—1—1,5 месяца. Одной из основных задач этого периода является развитие фонематического слуха. Надо научить детей вслушиваться в речь, различать и запоминать различные звуковые элементы. Одновременно начинается работа над развитием подвижности речевого аппарата, уточнением произношения имеющихся у детей звуков, постановкой отсутствующих. Проводятся упражнения на различение звуков от резко отличных до акустически и артикуляционно-близких. Ведется большая подготовка к анализу звукового состава слова.
Второй этап обучения длится 1,5—2 месяца. В это время большое внимание уделяется дифференциации звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Продолжается работа, направленная на развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова. Школьники учатся различать в словах ударные и безударные гласные.
В целях подготовки учащихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы.
В течение третьего этапа обучения продолжается обучение детей правильному произношению звуков, проводится работа по дифференциации звуков (твердых-мягких, свистящих-шипящих, звонких-глухих).
По мере усвоения детьми новых звуков и слов с этими звуками все больше появляется возможность закреплять в правильно произносимой речи словарный и грамматический материал, отработанный в соответствии с программой по развитию речи.
Состав учащихся первых классов речевой школы неоднороден, так как часть детей переходит из подготовительного класса и детских садов, часть из I класса массовой школы. Поэтому программа I класса построена с учетом неоднородного состава детей: в I классе повторяются все звуки речи, однако на более сложном звуковом и словарном материале. ' Для дифференциации выделены все пары сходных звуков. Одной из основных особенностей обучения в I классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв.
Продолжается работа по закреплению материала из программы по развитию речи.
Во II классе закрепляется правильное произношение всех звуков в словах и предложениях любой сложности (в соответствии с программами). Заканчивается работа над дифференциацией звуков (берется сразу несколько звуков, наиболее сложных для различения: [т] — [ч], [ч]—|[щ], мя — мья и т. д.).
Программой предусмотрена также подготовка детей к усвоению подвижности ударения и смыслового ударения. Большое внимание уделяется развитию выразительности речи.
С III класса работа над произношением сводится к коррекции недостатков речи на индивидуальных занятиях.
Основная задача индивидуальных логопедических занятий в подготовительном — III классах — работа над звуковой сторонок речи, т. е. комплекс подготовительных упражнений, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.
В подготовительном и I классах на индивидуальных занятиях: прежде всего, следует развивать моторику артикуляционного аппарата в строгом соответствии с клинической формой речевого нарушения. Работа осуществляется таким образом, чтобы к урокам; произношения основная часть учащихся умела правильно произносить изолированные звуки, намеченные для фронтального изучения.
Во II классе индивидуальные занятия используются, в отличие от подготовительного — I классов, большей частью для закрепления навыков правильного произношения у школьников с выраженными дефектами артикуляционного аппарата и для интенсивной
постановки звуков у вновь поступивших учащихся. Выделяются: также следующие задачи: преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и ритмической структуры речи; устранение индивидуальных отклонений в письменной чтении.
Начиная с III класса речевой материал на всех уроках значительно усложняется, в связи с чем у некоторых учащихся, имеющих сложные формы нарушения, вновь обнаруживаются произносительные трудности.
return false">ссылка скрытаВ письменных работах учащихся III—V и более старших классов обнаруживаются разнообразные ошибки, возникновение которых объясняется недостаточным различением фонем («увители», «долко»), нарушением слоговой структуры слова; многочисленные ошибки, связанные с трудностями выбора нужного падежа; существительных и прилагательных, и т. д. Поэтому основными направлениями индивидуальной работы в этих классах могут быть:
1. Закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов, словосочетаний и связных текстов, так как для всех учащихся, как имеющих моторную недостаточность, так и не имеющих нарушений функции артикуляционного аппарата, характерна нечеткая артикуляция в речевом потоке. Дальнейшее развитие фонематического восприятия, работа над выразительностью, речи, над дикцией, словесным логическим ударением.
2. Постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей, имеющих нарушения в строении артикуляционного аппарата.
При проведении занятий с данной категорией детей необходимо предусматривать упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляционного аппарата; отработку четкого произнесения гласных звуков, постоянную -тренировку отработанных согласных звуков в различных сочетаниях; систематическую коррекцию дефектных звуков и работу над внятностью речи; упражнении, устраняющие назальный (носовой) оттенок речи.
3. Преодоление недостатков речи и письма.
При работе над устранением дисграфии можно придерживаться следующих этапов: уточнение артикуляции звуков, смешиваемых в письме; дифференциация смешиваемых звуков после отработки их отчетливого произнесения; закрепление соответствующих графем; дифференциация смешиваемых букв (в письменной форме); упражнения в письме и чтении слов и предложений, включающих отработанные звуки.
4. Преодоление аграмматизма.
На каждого ученика школы ежегодно оформляется речевая карта. В речевую карту заносятся результаты обследования ребенка на начало учебного года вне зависимости от того, в каком классе он учится. Обследование всех учащихся класса проводится учителем в 1—2-ю недели сентября (6—12 ч).
В речевую карту на протяжении учебного года вносятся краткие записи о том, над какими дефектами речевого развития работал учитель с учеником в течение года, и результаты этой работы.
Основным документом при планировании содержания логопедической работы в подготовительном, I—II классах является программа по произношению (раздел «Индивидуальные занятия»).
Начиная с III класса и далее определение содержания логопедической работы основывается на состоянии речевого развития учащихся данного класса, каждого ученика в отдельности, результатах обследования учащихся в начале года.