Методика ТАРТ

Гораздо предпочтительнее, с этой точки зрения, выглядит методика оценки типа личности по Тигеру (ТАРТ), которая представляет собой тестовое обеспечение для самоопределения своего типа личности в соответствии с типологией К. Юнга с целью выбора такой сферы приложения своих сил, которая наиболее соответствовала бы природе и потенциалу конкретного работника. Авторы методик Пол и Барбара Тигер долгое время организуют и проводят консультации по выбору профессии, трудоустройству, по кадровой работе, а также семинары по обучению специалистов в этой сфере. Им удалось на основе анализа причин достижения успешной карьеры тысяч работников установить связь между типом личности и удачным выбором профессии. Это открытие, подтвержденное практикой профессионального консультирования и оценкой экспертов-менеджеров по кадрам, и положено в основу их методики.

Авторы отошли от традиционного принципа выбора работы: сначала выбор, а потом “подгонка” себя под требования работы. К тому же традиционные методы выбора профессии недостаточно эффективны, поскольку они учитывают слишком малое число факторов. Традиционный подход заключается в рассмотрении “трех основных условий”: способностей, интересов и систем ценностей будущего работника.

Вместе с тем склад характера, тип личности обладают высоким спектром разнообразных оттенков, которые также необходимо принимать во внимание. Как правило, чем больше сторон характера совпадает с требованиями избранной профессии, тем большее удовлетворение от работы можно получить, тем большего успеха можно достигнуть на этом поприще. Поэтому важно учитывать факторы взаимодействия с окружающими, способы восприятия информации и принятия решения, иначе говоря, то, каким образом осуществляются мыслительные процессы у конкретного человека. Необходимо также учитывать изменения в ценностях и интересах с годами. Hа основании этого вместо отождествления себя со своей работой предлагается пойти по прямо противоположному пути — заняться поисками такой работы, которая доставляла бы удовольствие и полностью соответствовала собственной природе. В этом состоит секрет успешной карьеры. Отсюда логика построения успешной карьеры, которая состоит в том, чтобы:

1) оценить свои способности и возможности с помощью определения своего типа личности;

2) выбрать из перечисленных профессий и работ, соответствующих своему типу личности, те, которые наиболее привлекают;

3) периодически уточнять свой тип личности для того, чтобы правильно скорректировать выбор места и рода работы.

Авторы обоснованно утверждают, что нет таких людей, у которых бы полностью совпадали желания, интересы, способности, система ценностей, склад характера. “Если мой тип личности отличается от вашего, то и работа, которая вам доставляет неописуемую радость, на меня может действовать совсем по-иному и даже вызвать прямо противоположную реакцию. Различные виды деятельности и даже отдельные их стороны не могут в равной степени удовлетворять людей разных типов — это фундаментальный принцип, который, на наш взгляд, еще далеко не в полной мере учитывается консультантами по кадрам и выбору профессии, а также пособиями на эту тему”. Поэтому точность и адекватность самооценки своего типа являются исходным моментом предлагаемой методики.

Свойства каждого человека можно отметить на той или другой стороне от центра каждой из этих четырех линий (шкал). Крайние точки этих шкал называются предпочтениями. Попадание на одну из сторон шкалы расценивается как склонность к этому признаку и определяется на основе дихотомического теста с набором альтернативного описания каждого признака типа личности. Каждый вариант сочетания этих склонностей и определяет свой тип личности. Совокупность всех возможных 16 вариантов с соответствующими буквенными обозначениями представлена в таблице, впервые составленной Изабель Майерс (табл. 1.2).

Система самооценки по методу типа личности базируется на четырех основных аспектах, или свойствах, человеческой натуры, проявляющихся в том, каким образом мы взаимодействуем с окружающим миром и куда направляем свою энергию; какого рода информацию мы воспринимаем прежде и легче всего; каким образом мы принимаем решения; предпочитаем ли мы жить в определенном, упорядоченном мире (принимая решения) или же в более свободном, произвольном (изучая возможные варианты). Эти свойства человеческой натуры называются признаками (рис. 1.2). Каждый из них может рассматриваться как некий континуум (протяженность между двумя крайними точками), что наглядно продемонстрировано на шкалах:

 

Как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем свою энергию

(Э) Экстраверсия -----------------------------------------------Интроверсия (И)

Hа какую информацию мы прежде всего обращаем внимание

(С) Сенсорика -----------------------------------------------Интуиция (H)

Как мы принимаем решения

(Р) Рациональность--------------------------------------------Иррациональность (Ц)

Предпочитаем ли мы определенность и сразу принимаем решения или живем без оков и принимаем информацию к сведению

(Т) Статика----------------------------------------------Динамика (Д)

 

Рис. 1.2. Система самооценки по методу типа личности

 

Методика предполагает несколько этапов уточнения самооценки своего типа личности, а также возможность точно определить компоненты типа личности, имеющие наибольшее значение для выбора профессии. Первый компонент — это тип темперамента, определяющий сильные и слабые стороны характера и предпочтительную для него сферу деятельности. Второй компонент — доминантные и вспомогательные функции конкретного типа личности, определяющие самые сильные и самые слабые стороны типа личности, их иерархию. Третий компонент — способ эффективного использования функций своего типа личности в зависимости от их экстравертирования или интровертирования. Четвертый компонент — развитие типа личности во времени. Совокупность этих компонентов авторы назвали “формулой успеха”. Если самооценка и самоопределение своего типа личности выступают “ключом к успешной карьере”, ее предпосылкой, то самооценка и использование этих компонентов предоставляют возможности для самоуправления индивидуальной деловой карьерой. Эти достоинства методики представляют особую ценность для использования в практике самоменеджмента деловой карьеры, так как в полной мере соответствуют предлагаемой нами теоретической концепции.

Таблица 1.2

Варианты типа личности по И. Майерс.

ИСРТ (ISTJ)* ИСЦТ (ISFJ) ИHЦТ (INPT) ИHРТ (INTJ)
ИСРД (ISTP) ИСЦД (ISFP) ИHЦД (INFP) ИHРД (INTP)
ЭСРД (ESTP) ЭСЦД (ESFP) ЭHЦД (ENFP) ЭHРД (ENTP)
ЭСРТ (ESTJ) ЭСЦТ (ESFJ) ЭHЦТ (ENFJ) ЭHРТ (ENTJ)
* в скобках даны принятые международные обозначения типов личности

 

К тому же методика включает рекомендации относительно сильных и слабых сторон каждого из 16 типов личности, перечень требований, которые им следует предъявлять к своей работе для достижения успеха, а также перечень соответствующих областей деятельности с объяснением их предпочтений для каждого из типов личности.

Таким образом, теория типов личности К. Юнга вполне подходит для включения в концепцию самоменеджмента деловой карьеры, а на практике теорию П. и Б. Тигер можно использовать в качестве одной из опорных методик практической самооценки и самоуправления собственной деловой карьерой.