Адаптивно-развивающая концепция самоменеджмента

Структура концепции

Подходы к пониманию сущности деловой карьеры, рассмотренные ранее, позволяют определить исходные теоретические предпосылки для разработки интегративной концепции, ориентированной на раскрытие внутренних механизмов “карьерного” поведения человека.

Под концепцией (от лат. conceptio — единый замысел, ведущая мысль) здесь понимается основанная на определенных идеях и теории система взглядов, способ понимания самоменеджмента деловой карьеры, процессов, ее составляющих.

Для понимания структуры и взаимосвязи этих идей используем метод моделирования, представив явление деловой карьеры как сопоставимый идеальный образ-модель. Удачным, на наш взгляд, прообразом здесь может служить модель стратифицированного общества, которое П. Сорокин описывает в виде “социального здания”, жильцы которого перемещаются с одного “социального этапа” на другой по “лестницам” и “лифтам” социальной мобильности .

Понимание деловой карьеры как индивидуальной социально-трудовой мобильности дает основания для использования этой модели.

При этом “здание” представляет собой совокупность возможных деловых карьер различного уровня и масштабов, разной направленности, которые образуют “этажи” и “блоки”. Движение индивида между этажами — вертикальная карьера, между блоками, находящимися на одном уровне, — горизонтальная. Такая модель предполагает определенную структуру идей, раскрывающих сущность самоменеджмента деловой карьеры.

Это следующие идеи:

1) идея, объясняющая, почему, для чего индивид реализует свою карьеру, на достижение чего она нацелена;

2) идея, раскрывающая, какие внутренние силы и механизмы двигают человека по лестнице деловой карьеры;

3) идея, отвечающая на вопрос, почему одни люди преодолевают ступени карьеры быстрее, а другие медленнее;

4) идея, поясняющая социальные механизмы, ускоряющие или замедляющие продвижение по лестнице деловой карьеры.

В совокупности и во взаимодействии эти идеи составят теоретическую основу самоменеджмента деловой карьеры. Они призваны дать ответ на вопрос: “Какие знания о деловой карьере и о себе нужны индивиду для эффективного самоуправления своим деловым продвижением?”

 

Успех

Центральным понятием первой из идей является “успех”. Как и многие другие, это понятие пришло в науку из обыденной жизни. Под успехом, согласно толковому словарю русского языка, понимают:

1) удачу в достижении чего-нибудь;

2) общественное признание;

3) хорошие результаты в работе и учебе.

Обратим внимание на то, что успех прежде всего связан с результативностью собственной деятельности, т. е. зависит от индивидуальных личностных и деловых характеристик человека. С другойстороны, на его достижение влияют внешние жизненные обстоятельства, а также оценка обществом социальной значимости достигнутого индивидом результата.

Hа взаимосвязь общественного и личного обращают внимание авторы, исследующие связь деловой карьеры и успеха. Чаще всего успех рассматривают как событие, получающее социальную и общественную оценку. Общество решает, можно ли считать успехом результаты усилий отдельных людей, групп или организаций. Оно с такой же легкостью может признать чью-либо деятельность безуспешной и объявить человека неудачником. В то же время не вызывает сомнений, что общественная значимость успеха отражает реальную связь индивидуального успеха с успехами фирмы и общества в целом. Американский психолог Дж. Макклелланд в книге “Общество достижения” (1961) отмечает установленную им связь между потребностями индивидов в успехе и экономическим ростом общества.

Обращает на себя внимание признание стремления индивида к достижению успеха в качестве его потребности, т. е. связь успеха с исходными основами человеческого поведения — его потребностями.

Присущая индивиду “жажда успеха” является его психологической характеристикой и включает в себя такие компоненты:

¾ умение поставить цель и достичь ее собственными силами;

¾ готовность за каждым решением видеть конкретный результат;

¾ склонность к умеренному риску при опоре на собственные знания и умения, а не на случай.

Кроме того, важен вывод, что потребность в успехе эффективно реализуется путем поиска человеком новых способов приложения своей энергии, способностей и сил в том случае, если окружение поощряет успешность такого поиска. Таким образом, налицо совпадение интересов общества и индивида в создании условий для достижения индивидуального успеха работника.

Исследования психологов свидетельствуют о том, что стремление к успеху является универсальным свойством человека, т. е. потребностью, присущей практически всем. Хотя понятно, что степень развития этой потребности у человека бывает разной. Отсюда следует, что каждый человек нацелен на достижение успеха, хотя степень реализации этой цели зависит от личностного потенциала каждого.

Немаловажно, что и путь к успеху у каждого может быть свой, в зависимости от того, как мы понимаем успех для себя лично. Очевидно, правы Бербель и Хайнц Швальбе, авторы книги “Личность, карьера, успех” (1993), утверждая, что “успех — вещь спорная”. Действительно, то, что одни считают успехом, другие могут воспринять как неудачу. Успех — это вопрос масштаба, вопрос ожидаемых результатов и, не в последнюю очередь, вопрос целевой установки. Есть предприниматели, считающие успехом огромные прибыли. Другие считают огромным успехом, если им удалось спасти свою фирму от банкротства. Многие полагают, что работают успешно, надежно вкладывая заработанную прибыль на стороне. Иные же вкладывают заработанные деньги в свое предприятие и видят свой успех в его росте и процветании. В то время как одни предприниматели стремятся сократить как можно больше рабочих мест, другие считают свою работу успешной, если им удается сохранить или создать новые рабочие места. Успех, таким образом, зависит от психологии конкретного человека, от его системы ценностей, от степени его радостей и страхов. При этом система ценностей каждого человека может со временем претерпевать изменения.

Как видим, критерии успеха для разных людей в разные периоды времени могут быть различными. Однако, как утверждается в книге Ю. Козелецкого “Психологическая теория решений”, по мере развития цивилизации, роста уровня знаний людей результат деятельности все больше зависит от личностных черт человека. Другими словами, индивидуальный успех, успех деятельности фирмы, успехи того или иного общества все более зависят от личностных характеристики делового потенциала работника и все в большей степени предполагают его влияние на достижение этого успеха.

Следует также заметить, что индивидуальный успех зависит от обстоятельств и тенденций, характерных для конкретного периода.

В период стабильности успехом обычно считают продвижение по профессиональной лестнице, в то время как в кризисные периоды успехом можно считать уже сохранение того же рабочего места. Hо бывает успех, поддающийся, в буквальном смысле слова, измерению, как, например, в спорте.

Завершая рассмотрение явления “успех” и его роли в деятельности человека, в качестве вывода отметим, что идея успеха вполне пригодна для объяснения цели, смысла деловой карьеры. В самом деле, потребность в успехе является универсальной и, следовательно, может рассматриваться как исходный элемент мотивации и успешного делового поведения. В то же время степень реализации этой потребности зависит от личностных черт и деловых характеристик индивида, т. е. эта идея пригодна для объяснения индивидуальной карьеры каждого работника. К тому же, если расценивать очередной успех в деловой сфере как ступеньку на пути к следующему успеху, деловую карьеру можно представить как движение по пути успеха. Поскольку успехи в деловой жизни чередуются с неудачами, эта идея подходит для объяснения как восходящей, горизонтальной, так и нисходящей карьеры. И, наконец, критерий успешности удобен для самооценки, а следовательно, может быть использован в качестве показателя результативности самоменеджмента деловой карьеры.