ВЕРБАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Всё, что говоришь, говорит о тебе, и особенно то, что ты говоришь о других

Поль Валери

Держать речь можно даже перед глухими, говорить – только с кем-то

Владислав Гжегорчик

Это мнение о Вас, которое формируется на основе Вашей речи, как устной, так и письменной (от лат. verbum - слово). Общепринято, что речь отражает интеллект. Умный человек всегда отличается позитив­ным имиджем, особенно в сфере делового общения.

Очень часто достаточно всего несколько минут, чтобы понять, с кем Вы говорите. Высокообразованного человека от малообразованного лег­ко отличить по речи, даже если тема разговора касается обыденных ве­щей. Все дело активном словаре. Таковым принято считать те слова, которые употребляются часто и говорящий хорошо знает их значение. Научные исследователи подтверждают связь между богатством актив­ного словаря и интеллектуальным коэффициентом (IQ). Чем выше Ваш IQ, тем больше возможности для решения различных деловых проблем. Этот показатель явно способствует Вашему позитивному вербальному имиджу.

Во взаимоотношениях, в том числе и деловых, между партнерами очень важен личный контакт, словесное общение. Высказывайте такую заинтересованность в ответе клиента, как если бы от этого зависело ваше счастье. Никакие словесные штампы и заученные фразы для установления личного контакта не помогут. Только Ваша заинтересованность позволят Вам сделать это. Но известно, что у некоторых людей серьезные проблемы с речью. Это могут быть как дефекты устной речи, так и недостаточность языкового образования: проблемы согласования слов, повтора одной фразы и пр. Для них есть хороший совет: «Молчание – золото». Кроме того, помните, что в за­пальчивости можно сказать что-то лишнее и потом долго сожалеть об этом. Ведь слово – не воробей, вылетит - не поймаешь.

В повседневной жизни деловому человеку постоянно приходится выступать, вести переговоры и просто разговаривать. На этот счёт можно вспомнить шутку: «не браните погоду – если бы она не менялась, девять человек из десяти не смогли бы начать ни одного разговора».

Существуют определенные приемы формирования позитивного вербального имиджа. Даже выступая в качестве лектора, лучше с людь­ми разговаривать, а не говорить. Вряд ли кому-то нравится, когда ему советуют, поучают, когда он об этом не просил. А, разговаривая, Вы «советуетесь» с аудиторией. Не забывайте включать в свою речь слова: «знаете ли», «поверьте», «согласитесь». В своей речи постарайтесь учи­тывать личные интересы Ваших собеседников. Говорите и о том, что хо­тят услышать от Вас. В этике делового общения это называют законом генерализирующей установки. Не забывайте вызвать у собеседника улыбку. Это может быть удачная шутка, изящная острота. Однако в работе с Вашими клиентами имеются некоторые табу на некоторые анекдоты: про инвалидов, насилие или жестокое обращение с детьми, часто это так называемый чёрный юмор.

Тот, кто начинает разговор с упрёка, тем самым сразу же исключает всякую возможность конструктивного продолжения беседы.

Создавая свой позитивный имидж, избегайте в своей речи слов-паразитов. Если Вы часто повторяете обороты «как говорится», «так ска­зать», «так называемые» и т.д., у собеседников может возникнуть ощу­щение Вашей неуверенности в истинности своей речи, и вы можете потерять своих клиентов. Ну, а если Вы позволите себе «сублимацию» негативных выражений типа, «блин», можно считать, что Вы потеряли многих своих партнеров. В этом плане можно процитировать стихотворение Ильи Фонякова «Еще портрет»

Красавец – глаз не отвести,

Начитан и остёр,

В науке – доктор без пяти,

А, может, и член-корр.

Широкий галстук в тон с платком,

Латинские значки

И с золоченым ободком изящные очки.

Чуть-чуть пижон,

Чуть-чуть эстет,

А в целом – голова.

Лишь по нечайности, нет-нет

И скажет вдруг – «средства».

В устной речи не бывает ничего незначительного. Темп, громкость, паузы, четкость и внятность, выразительность интона­ции не менее важны, нежели произносимый текст. Если Вы не обращае­те внимания на перечисленные «детали», Вы показываете свое безразличие к своим же словам. А это не этично по отношению к своим партнерам.

Формируя свой позитивный вербальный имидж, помните пожела­ние французского филолога и историка Ж. Ренана: «Умный не говорит все, что знает, а глупый не все знает, что говорит. Хорошо говорить — значит просто хорошо думать вслух».