F1: Философия

V1:

I:

S: Последовательность возникновения мировоззрений

1: космоцентризм

2: теоцентризм

3: антропоцентризм

4: геоцентризм

 

I:

S: Последовательность трансформации мировоззрения

1: мифологическое

2: религиозное

3: философское

4: научное

 

I:

S: Компоненты мировоззрения

+: мироощущение

+: мировосприятие

+: миропонимание

-: миросозерцание

-: миропознание

-: мирочувствование

 

I:

S: Ключевые моменты, характеризующие мифологическое мышление

+: коллективный характер

+: антропоморфность

+: объединение естественного и сверхъестественного

+: антиисторичность

-: рефлексивность

-: культовая система

-: плюрализм мнений

 

I:

S: Характер религиозного мышления

+: разделение естественного и сверхъестественного

+: человек есть раб божий

+: культовая система

+: вера в сверхъестественное

-: рациональность

-: антропоморфность

 

I:

S: Основные черты философского мировоззрения

+: рациональность

+: универсализм

+: субстанционализм

+: плюрализм

-: антропоморфность

-: стереотипность

 

I:

S: Основные черты философских проблем

+: всеобщность

+: предельность

+: вечность

-: завершенность

-: объективность

 

I:

S: Виды материализма

+: стихийный

+: механистический

+: вульгарный

+: исторический

+: диалектический

-: объективный

-: субъективный

 

I:

S: Виды идеализма

+: объективный

+: субъективный

-: метафизический

-: диалектический

-: антропологический

 

I:

S: Предмет философии

+: всеобщее в системе «мир-человек»

-: особенное в системе «человек-мир»

-: вечное в системе «мир-человек»

-: сверхъестественное в системе «мир-человек»

 

I:

S: Мировоззрение

+: совокупность общих взглядов человека на мир

-: восприятие окружающего нас мира

-: знание об основных закономерностях развития Вселенной

-: совокупность норм поведения человека в обществе

 

I:

S: Отличие философского мировоззрения от религиозного и мифологического

+: опирается на систему теоретических доказательств

-: объясняет только мир

-: использует данные конкретных наук

-: опирается на конкретно-чувственные образы

 

I:

S: Философия возникла

+: в эпоху формирования древних цивилизаций

-: в эпоху формирования человека разумного

-: в феодальном обществе

-: в первые века нашей эры

 

I:

S: Философия как теоретическая форма мировоззрения впервые возникает в

+: Греции

-: Китае

-: Вавилоне

-: Индии

 

I:

S: В зависимости от количества субстанций, мыслимых как первоначала бытия, философские направления получили названия

+: монизм, плюрализм и дуализм

-: томизм, платонизм и картезианство

-: антропоцентризм и теоцентризм

-: интеллектуализм и антиинтеллектуализм

 

I:

S: Древнеиндийские сакральные тексты, содержащие исходные идеи индийской философии

+: веды

-: сутры

-: сансара

-: упанишады

 

I:

S: Письменный источник философии буддизма

+: Трипитака

-: Махабхарата

-: Упанишады

-: Бхагавадгита

 

I:

S: Принцип: «Жизнь – это страдание, причина страданий - желания»

+: буддизм

-: даосизм

-: конфуцианство

-: легизм

 

I:

S: В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы

+: происхождения и структуры бытия

-: отношения к традициям предков

-: добродетели долга, чести, благородства

-: надлежащего управления государством

 

I:

S: Главная добродетель конфуцианской этики

+: чего не желаешь себе, того не делай и другим

-: не вреди живым существам

-: не веди лживых и праздных речей

-: подчиняйся силе и власти

 

I:

S: «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает»

+: даосизм

-: джайнизм

-: моизм

-: буддизм

 

I:

S: «Дао»

+: всеобщий космический закон

-: гуманность

-: чувство долга

-: мудрость

 

I:

S: Цель античной философии

+: чистое созерцание истины

-: применение на практике ее достижений

-: достижение счастья

-: благо общества

 

I:

S: Последовательность развития античной философии

1: архаический этап

2: классический этап

3: эллинистический этап

4: греко-римский

 

I:

S: Последовательность возникновения философских школ

1: Милетская школа

2: Элейская школа

3: Академия

4: Ликей

5: Школа Сад

 

I:

S: Основатель милетской школы

+: Фалес

-: Гераклит

-: Гесиод

-: Парменид

 

I:

S: Первоначало мира по Фалесу

+: вода – начало всего существующего

-: атомы – основа всех вещей

-: боги – творцы мира

-: эфир – начало всех вещей

 

I:

S: «Апейрон» в учении Анаксимандра

+: бесконечное

-: атом

-: бесценное

-: материя

 

I:

S: Первоначало мира по Анаксимену

+: воздух

-: бесконечность

-: огонь

-: эфир

 

I:

S: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире»

+: Пифагор

-: Протагор

-: Фалес

-: Гераклит

 

I:

S: «Нельзя дважды вступить в одну и ту же реку» и «все течет, все меняется»

+: Гераклит

-: Демокрит

-: Ксенофан

-: Платон

 

I:

S: Парменид выделяет два пути познания

+: путь истины

+: путь мнения

-: путь видимого

-: путь правды

-: путь сомнения

 

I:

S: Основной принцип философии элеатов

+: тождество бытия и мышления

-: тождество веры и разума

-: тождество философии и религии

-: тождество материи и духа

 

I:

S: «О всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу»

+: Протагор

-: Парменид

-: Горгий

-: Ксенофан

 

I:

S: В абсолютной тишине движутся неделимые частицы, они, сталкиваясь, соединяются, столкновение атомов приводит к рождению вещей, разъединение к гибели их

+: Демокрит

-: Платон

-: Аристотель

-: Зенон

 

I:

S: Свойства атомов Демокрита

+: материальность

+: интеллигибельность

+: количественные характеристики

+: вечность

-: конечность

-: идеальность

 

I:

S: «Человек есть мера всех вещей»

+: Протагор Абдерский

-: Сократ Афинский

-: Фалес Милетский

-: Пифагор Самосский

 

I:

S: Софизмы

+: внешне правильные доказательства заведомо ложных положений

-: мудрые высказывания античных философов

-: психологические приемы

-: метод познания

 

I:

S: Сократическим методом является майевтика

+: философ оказывает помощь рождению истины, но его участие в этом не решающее, так как она должна родиться сама в душе и разуме человека

-: зная и восхваляя лучшее, человек выбирает худшее

-: утверждение о непознаваемости мира

-: философ должен все подвергать сомнению

 

I:

S: Методы Сократа

+: майевтика

+: ирония

+: диалектика

-: схоластика

-: пропедевтика

-: анализ

 

I:

S: Суть «этического рационализма» Сократа

+: добродетель есть результат знания того, что есть добро

-: относиться к другому как к самому себе

-: относиться к другому человеку как к цели

-: возлюбить ближнего как самого себя

 

I:

S: Главная цель философии по Сократу

+: познание человека

-: изучение логики

-: любить мудрость

-: изучение риторики

 

I:

S: Важнейшая задача философии по Сократу

+: воспитание людей

-: познание природы

-: сочинение законов

-: познание мира

 

I:

S: Платон – основоположник

+: объективного идеализма

-: субъективного идеализма

-: материализма

-: рационализма

 

I:

S: Основная категория философии Платона

+: идея

-: душа

-: разум

-: форма

 

I:

S: Существует два мира: один – высший и невидимый мир идей, другой – низший и воспринимаемый нами мир вещей

+: Платон

-: Парменид

-: Пифагор

-: Протагор

 

I:

S: Сущность философии выражена Платоном в работе «Государство» в мифе

+: Пещера

-: Лагуна

-: Скала

-: Расщелина

 

I:

S: Великий Платон писал, что

+: философия не нужна ни всезнайкам, ни невеждам

-: многознание уму не научает

-: познай самого себя

-: философия – это царица наук

 

I:

S: Подобно тому, как в душе должен господствовать Разум, так и государством должны управлять философы, т.е. люди, знающие истину. Например, кто, кроме философов, знает что такое справедливость

+: Платон

-: Цицерон

-: Сократ

-: Аристотель

 

I:

S: Все реально существовавшие государства Платон считал не идеальными, потому что они не обеспечивали

+: справедливость

-: благосостояние

-: законность

-: свободу

 

I:

S: Аристотель критиковал философию Платона

+: за обособление сущностей вещей от их существования

-: за подчинение индивидов идее государства

-: за теорию познания как припоминания

-: за учение о бессмертии души

 

I:

S: Точка зрения Аристотеля выражена в следующем тезисе

+: идея вещи как ее сущность пребывает в самой вещи

-: идея как сущность вещи существует вне вещи

-: идея вечна, неизменна и бестелесна, она не связана с вещью

-: идея вещи это и есть сама вещь, она ничем не отличается от вещи

 

I:

S: Четыре первопричины бытия, по Аристотелю

+: материальная

+: формальная

+: действующая

+: финальная

-: идеальная

-: ценностная

-: финансовая

 

I:

S: Главная мысль философии эллинистического этапа

+: как быть счастливым и обрести внутри себя уверенность

-: какова сущность явлений

-: как познать человека

-: что есть первоначало

 

I:

S: «Когда мы есть, то смерти нет для нас; когда же наступает смерть, то нас уже нет для нее»

+: Эпикур

-: Хрисипп

-: Диоген

-: Антисфен

 

I:

S: Родоначальник скептической школы

+: Пиррон из Элиды

-: Гераклит из Эфеса

-: Протагор Абдерский

-: Зенон из Китиона

 

I:

S: Конечная цель человека, согласно учению Зенона Китионского

+: жить согласно с природой

-: избегать страданий

-: изменять мир

-: очищать душу

 

I:

S: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся»

+: стоицизм

-: кинизм

-: скептицизм

-: эпикуреизм

 

I:

S: Основатель неоплатонизма

+: Плотин

-: Платон

-: Пиррон

-: Пифагор

 

I:

S: Иерархия бытия, по Плотину

1: Единое-Благо

2: Мировой Ум

3: Мировая Душа

4: Материя

 

I:

S: Последовательность становления философии

1: Древний мир

2: Средневековая философия

3: философия эпохи Возрождения

4: философия Нового времени

5: новейшая философия

 

I:

S: «Желающего судьба ведет, нежелающего - тащит»

+: стоическая школа

-: эпикурейская школа

-: киническая школа

-: милетская школа

 

I:

S: Последовательность развития средневековой философии

1: апостольский период

2: апологетический период

3: патристический период

4: схоластический период

 

I:

S: Основные принципы Средневековья

+: теоцентризм

+: провиденциализм

+: креационизм

-: антропоцентризм

-: космоцентризм

 

I:

S: Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

+: экзегетика

-: мистика

-: эклектика

-: диалектика

 

I:

S: Выдающийся представитель патристики

+: Августин Блаженный

-: Фома Аквинский

-: Мишель Монтень

-: Дунс Скот

 

I:

S: Впервые понятие «личность» ввел

+: Августин Блаженный

-: Фома Аквинский

-: Пьер Абеляр

-: Дунс Скот

 

I:

S: Суть проблемы отношений эссенции и экзистенции в средневековой философии

+: в раскрытии взаимосвязи сущности и существования

-: в определении отношения науки и религии

-: в раскрытии сущности отношений между людьми

-: в раскрытии отношения человека к Богу

 

I:

S: Исторический период развития схоластики

+: IX – XIVвв

-: IV – X вв

-: VIII – XVI вв

-: I – IV вв

 

I:

S: Средневековое течение, пытающееся доказать истины божественного откровения логическим путем

+: схоластика

-: мистика

-: апологетика

-: риторика

 

I:

S: Проблема универсалий впервые была поставлена в работах Порфирия. Какой вопрос не относится к этой проблеме

+: если они телесны, то имеют ли они единую природу с чувственными вещами

-: существуют ли универсалии самостоятельно

-: если универсалии существуют, то телесны они или нет

-: если они бестелесны, то имеют ли они единую природу с чувственными

 

I:

S: Сторонники крайнего реализма утверждали, что универсалии существуют

+: вне и до вещей

-: в вещах

-: вне вещей

-: после вещей

 

I:

S: Сторонники крайнего номинализма утверждали, что универсалии существуют

+: только как конкретные вещи

-: до вещей

-: в вещах

-: после вещей

 

I:

S: По мнению средневековых мыслителей, разделение «областей» познания между философией и теологией

+: истины разума – предмет философии, истины откровения – предмет теологии

-: предмет философии – истины откровения, предмет теологии – истины разума

-: философия исследует бытие Бога, теология – природу

-: задача философии – поиск первоначала

 

I:

S: «Философия – служанка богословия»

+: Фома Аквинский

-: Альберт Великий

-: Тертуллиан

-: Дунс Скот

 

I:

S: Иоанн Дунс Скот считал

+: теология и философия несоединимы

-: теология отрицает философию

-: теология вытекает из философии

-: философия вытекает из теологии

 

I:

S: Принцип “Entia non sunt multiplicanda preater necesitatem” (Сущностей не следует умножать сверх необходимого)

+: Уильяма Оккама

-: Дунса Скота

-: Фомы Аквинского

-: Аверроэса

 

I:

S: Смысл принципа двойственности истины в философии мусульманского Востока

+: в обосновании независимости объекта науки от религии, а объекта религии – от науки

-: в отрицании познаваемости мира

-: в утверждении бесполезности науки

-: в обосновании независимости мира от человека

 

I:

S: Авиценна понимал мир как произведение

+: божественного разума

-: мировой воли

-: безличной материи

-: мирового хаоса

 

I:

S: Аверроэс – это западное прочтение арабского имени

+: Ибн Рушд

-: Аль-Кинди

-: Аль-Фараби

-: Ибн Сина

 

I:

S: В арабской философии использовались идеи философа

+: Платона

+: Плотина

+: Аристотеля

-: Сократа

-: Пифагора

-: Сенеки

 

I:

S: Аль-Фараби часто называли по сравнению с Аристотелем

+: вторым учителем

-: перипатетиком

-: столпом ислама

-: дуалистом

 

I:

S: Наибольший вклад в становление новой арабской философии внесли

+: Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд

-: Аль-Кинди, Аристотель, Аль-Фараби

-: Аль-Газали, Хамид аль-Дин аль-Кирмани, Халиф аль-Мамун

-: Халиф аль-Мамун

 

I:

S: Эпоха восстановления идеалов античности

+: Возрождение

-: Средневековье

-: Схоластика

-: Патристика

 

I:

S: Характерные черты эпохи Возрождения

+: гуманизм

+: антропоцентризм

-: утилитаризм

-: космизм

-: персонализм

 

I:

S: Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания

+: антропоцентризм

-: теоцентризм

-: космоцентризм

-: геоцентризм

 

I:

S: Ф. Петрарка

+: итальянский поэт

+: автор сонетов к Лауре

+: основоположник гуманизма

+: критик схоластики

-: французский поэт

-: основоположник схоластики

-: критик гуманизма

 

I:

S: Натурфилософы эпохи Возрождения

+: Н. Кузанский, Д. Бруно, Г. Галилей

-: Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Макиавелли

-: Ф. Петрарка, М. де Монтень, Э. Роттердамский

-: Фома Аквинский, Д. Бруно, Н. Макиавелли

 

I:

S: Натурфилософам эпохи Возрождения присуще

+: пантеистическое понимание Бога

-: понимание богов как идеальных сущностей

-: представление о Боге как о личности

-: восприятие богов как людей

 

I:

S: Пантеизм – это воззрение, по которому

+: мир равен безличному Богу, растворенному в нем

-: существует много богов

-: подвергается критике любая религия

-: единобожие

 

I:

S: Дж. Бруно обосновал

+: положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве

+: о тождестве Бога и природы

-: о единственном мире

-: о тождестве добра и зла

-: положения о конечности Вселенной во времени и пространстве

 

I:

S: «Сжечь – не значит опровергнуть»

+: Д. Бруно

-: Лоренцо Валла

-: Ф. Петрарка

-: Г. Галилей

 

I:

S: Термин «реформация» имеет отношение к критике

+: католической церкви

-: английской буржуазии

-: французских рантье

-: немецкого бюргерства

 

I:

S: Наиболее выдающийся представитель немецкой Реформации

+: Мартин Лютер

-: Ульрих Цвингле

-: Ян Гус

-: Жан Кальвин

 

I:

S: Лютер выступает против идеи о том, что

+: церковь – единственный посредник между Богом и человеком

-: человек может напрямую обращаться к Богу

-: священники не отпускают мирянам грехи

-: человек полон чувства вины и греха

 

I:

S: Последовательность развития философских учений

1: Учение о реальном существовании единичных вещей, общее есть обобщение

2: Учение, отождествляющее Бога и природу

3: Учение о призраках рода, пещеры, рынка и театра

4: Учение об общественно-экономических формациях

 

I:

S: Никколо Макиавелли считал, что государь при управлении подданными должен

+: по возможности, держаться добра, но уметь вступить на путь зла

-: исходить из принципов христианской морали

-: пренебрегать нравственными нормами

-: соблюдать установленные законы

 

I:

S: Вопросы методологии научного знания становятся центральными

+: Новое время

-: Античность

-: Возрождение

-: Средневековье

 

I:

S: Особенности рационализма XVII в. обусловила

+: математика

-: эстетика

-: политика

-: экономика

 

I:

S: Основоположник эмпиризма в философии Нового времени

+: Ф. Бэкон

-: Д. Локк

-: Б. Спиноза

-: Д. Юм

 

I:

S: Метод Ф. Бэкона для очищения сознания от заблуждений, называемых им «идолами»

+: экспериментально-индуктивный

-: экспериментально-дедуктивный

-: индуктивный

-: дедуктивный

 

I:

S: Ф. Бэкон

+: основатель эмпиризма

+: автор «Нового Органона»

+: автор первой технократической утопии «Новая Атлантида»

+: автор лозунга «Знание - сила»

+: автор афоризма «Истина – дочь времени, а не авторитета»

-: автор «Органона»

-: основатель рационализма

-: автор фразы «tabula rasa»

 

I:

S: Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на

+:чувственное и рациональное

-: абстрактное и опытное

-: экзотерическое и эзотерическое

-: истину и мнение

 

I:

S: Приверженность к негодным методам познания мира обусловлено, по мнению Ф. Бэкона, господством над сознанием людей «идолов»

+: «идолы рода»

+: «идолы пещеры»

+: «идолы рынка»

+: «идолы театра»

-: «идолы вида»

-: «идолы племени»

 

I:

S: Т. Гоббс

+: Человек человеку – волк

+: Война всех против всех

-: Истина – дочь времени, а не авторитета

-: Философия – служанка богословия

-: Сущностей не следует умножать сверх необходимого

 

I:

S: Гносеологическое направление в философии, основным положением которого является утверждение, о том, что все знания человек получает из ощущений

+: сенсуализм

-: рационализм

-: эмпиризм

-: гносеологический оптимизм

 

I:

S: Первым подверг критике теорию «врожденных идей» Декарта

+: Локк

-: Гоббс

-: Вольтер

-: Руссо

 

I:

S: Впервые в философии политики Локк в своей работе «Два трактата о правлении» предлагает идею

+: разделения властей

-: демократического централизма

-: просвещенной монархии

-: общественного договора

 

I:

S: Взгляд Локка на естественное состояние общества

+: естественное состояние отличается общим равенством, свободой распоряжаться своей личностью и собственностью

-: естественное состояние – это «золотой век человечества»

-: естественное состояние – это «война всех против всех»

-: естественное состояние – это сильная власть, которая будет защищать граждан

 

I:

S: Голова новорожденного – чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры – знание

+: Д. Локк

-: Т. Гоббс

-: Г. Лейбниц

-: Ф. Вольтер

 

I:

S: Исходный принцип философствования Декарта

+: сомнение

-: озарение

-: диалектика

-: логика

-: интуиция

 

I:

S: В природе Декарт признавал существование

+: двух независимых субстанций – мышление и протяжение

-: одной субстанции – материи

-: одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством

-: одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением

-: только фактов чувственного восприятия

 

I:

S: По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная

+: существуют независимо друг от друга

-: находятся в тесной взаимосвязи

-: являются противоположностями и постоянно борются между собой

-: существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой

 

I:

S: Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал

+: рациональную дедукцию

-: созерцательный анализ

-: спекулятивный синтез

-: эмпирическую индукцию

-: диалектический метод

 

I:

S: Врожденные идеи по Р. Декарту

+: заложены Богом

+: предельно простые положения

+: неотъемлемое содержание сознания

-: врожденны сами по себе

-: предельно сложные положения

-: внушаются нам чувствами

 

I:

S: Последователи рационалистического метода в философии

+: Б. Спиноза

+: Г. Лейбниц

-: Д. Локк

-: Д. Юм

-: Т. Гоббс

 

I:

S: В философии Дж. Беркли «быть» означает

+: быть воспринимаемым ощущениями

-: существовать независимо от нашего сознания

-: определяться совокупностью свойств в пределах субстанции

-: существовать в человеческом представлении

 

I:

S: Дж. Беркли отрицал существование

+: материи

-: ощущений

-: сознания

-: субъекта

 

I:

S: Центральная проблема философии Д. Юма

+: познание

-: разум

-: мышление

-: истина

 

I:

S: В своей теории Д. Юм утверждал, что между впечатлениями и идеями существуют отношения

+: бесконечного творчества

-: сходства и различия

-: временного и пространственного сосуществования

-: причинности

 

I:

S: Методические основы индетерминизма заложил

+: Д. Юм

-: Д. Локк

-: Б. Спиноза

-: Р. Декарт

 

I:

S: Индетерминизм

+: отрицание существования причинных связей

-: признание существования причинных связей

-: отрицание существования необходимых связей

-: признание существования необходимых связей

 

I:

S: Продолжатели эмпирической традиции в философии

+: Т. Гоббс

+: Д. Локк

+: Д. Беркли

+: Д. Юм

-: Б. Паскаль

-: Б. Спиноза

-: Г. Лейбниц

 

I:

S: В основе философской системы Спинозы лежит учение

+: о субстанции

-: о методе

-: об акциденции

-: о Боге

 

I:

S: Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения

+: геометрический

-: логический

-: семантический

-: эмпирический

-: диалектический

 

I:

S: Бог, сотворив мир, не принимает в нем участия и не вмешивается в закономерное течение его событий

+: деизм

-: теизм

-: пантеизм

-: теоцентризм

 

I:

S: Противоположностью свободы человека по Спинозе является

+: произвол

-: аффект

-: необходимость

-: предопределение

 

I:

S: Монадология Лейбница

+: учение о «предустановленной гармонии»

-: учение о единой субстанции

-: учение о Боге как душе мира

-: учение о двух субстанциях

 

I:

S: Между монадами Лейбница существует

+: гармония

-: множество отношений

-: полное отсутствие отношений

-: постоянная борьба

 

I:

S: Простая неделимая субстанция, согласно Лейбницу

+: монада

-: модус

-: душа

-: атом

 

I:

S: В интерпретации Лейбница главный тезис сенсуализма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме…»

+: самого разума

-: самих чувств

-: случайного

-: эмпирического

 

I:

S: Монады высшей степени развития или монады-духи в учении Лейбница способны к

+: апперцепции

-: рефлексии

-: перцепции

-: индукции

 

I:

S: По теории Лейбница, в телах неживой природы содержатся монады, обладающие

+: перцепцией

-: апперцепцией

-: перцепцией и апперцепцией

-: ощущениями и ясными представлениями

 

I:

S: Перцепция

+: восприятие

-: ощущение

-: мышление

-: суждение

 

I:

S: Апперцепция

+: термин введен впервые Лейбницем

+: сознание (в широком смысле слова), проявление и выделение в душе элементов опыта и восприятия, обусловленное предшествующим знанием

-: восприятие

-: ощущение

-: мышление

 

I:

S: Просветительское движение впервые возникло

+: в Англии

-: во Франции

-: в Германии

-: в России

 

I:

S: Знаменитые французские Просветители

+: Вольтер

+: Д. Дидро

+: П. Гольбах

+: Ж.Ж. Руссо

-: Т. Гоббс

-: Р. Декарт

 

I:

S: «Механистический» материализм XYIII в

+: его последователи утверждали, что законы механики действуют в любых процессах

-: его последователи считали механическое движение единственной и всеобщей формой движения

-: его последователи утверждали, что не существует никаких изменений, кроме перемещения в пространстве

-: его последователи понимали движение как повторение одних и тех же процессов

 

I:

S: «Законы природы суть законы разума»

+: французские материалисты

-: киники

-: скептики

-: стоики

 

I:

S: Ввел в научный оборот термин «культура»

+: Ф. Вольтер

-: Р. Декарт

-: И. Кант

-: О. Шпенглер

 

I:

S: Для Вольтера равенство людей – это равенство

+: политическое

-: природное

-: имущественное

-: сословное

 

I:

S: Впервые употребил термин «философия истории»

+: Вольтер

-: Г. Гегель

-: И. Кант

-: Л. Фейербах

 

I:

S: Впервые обратил внимание на противоречивые стороны прогресса

+: Руссо

-: Дидро

-: Вольтер

-: Фихте

 

I:

S: Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был

+: Дидро

-: Вольтер

-: Руссо

-: Д’Аламбер

 

I:

S: Для Ж.Ж. Руссо равенство людей – это равенство

+: имущественное

-: природное

-: политическое

-: социальное

 

I:

S: Хронологические рамки немецкой классической философии

+: XVIII-XIX вв

-: XVII-XIX вв

-: XVIII-XX вв

-: XVII-XVIII вв

-: XIX- XX вв

 

I:

S: Представители немецкой классической философии

+: Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг, Фейербах

-: Кант, Фихте, Фейербах, Маркс, Энгельс

-: Бэкон, Декарт, Кант, Маркс, Шеллинг

-: Энгельс, Гоббс, Гольбах, Ницше, Шопенгауэр

 

I:

S: Согласно Канту, никогда нельзя относиться всего лишь как к средству, но всегда нужно относиться как к цели

+: к человеку

-: к Богу

-: к живому существу

-: к прогрессу человечества

 

I:

S: Философия – учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком»

+: Кант

-: Гегель

-: Локк

-: Протагор

 

I:

S: Предмет теоретической философии по И. Канту

+: законы разума и его границы

-: законы общества

-: законы природы

-: законы разума и его грани

 

I:

S: В «Критике чистого разума» Кант писал, что ему пришлось ограничить знание, чтобы освободить место

+: вере

-: любви

-: красоте

-: добру

 

I:

S: Метод с помощью которого И. Кант исследует условия и возможности познания

+: трансцендентальный

-: интуитивный

-: дедуктивный

-: комбинационный

 

I:

S: В критической философии Канта последовательно различаются такие подходы к миру

+: созерцательный – практический - эстетический

-: практический – незаинтересованный - синтетический

-: созерцательный – эстетический - практический

-: незаинтересованный – созерцательный - синтетический

 

I:

S: По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он

+: подчинен абстрактному чувству долга

-: соответствует действующему закону

-: подчинен воле Бога

-: доставляет личное удовлетворение

-: связан с гуманными или дружескими чувствами

 

I:

S: Главным вопросом теоретической философии Канта является

+: как возможны синтетические априорные суждения

-: как возможно познание мира как целого

-: каким методом можно познать действительность

-: как доказать существование Бога

 

I:

S: В докритический период своего интеллектуального развития И. Кант выступал как

+: стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы

-: мыслитель решающий естественнонаучные проблемы с позиций деизма и пантеизма

-: субъективный идеалист и агностик

-: диалектический материалист

 

I:

S: И. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств

+: трансцендентных предметов

-: априорности чувственного опыта

-: апостериорности ощущений

-: непознаваемости «вещи в себе»

 

I:

S: Трансцендентное по Канту

+: абсолютно непознаваемое

-: познанное опытным путем

-: познанное с помощью практического разума

-: познанное эмпирически и рационально

-: познанное с помощью теоретического разума

 

I:

S: В этике Канта современники усмотрели

+: моральное доказательство существования Бога

-: основу новой системы права

-: основы современной метафизики

-: истоки нового естествознания

 

I:

S: По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть

+: феномен

-: вещь в себе

-: ноумен

-: интеллектуальный синтез

 

I:

S: «Критика чистого разума» отвечает на вопросы

+: «Как возможна математика?»

+: «Как возможна наука?»

+: «Как возможна метафизика?»

-: «Как возможна критика?»

-: «Как возможна философия?»

 

I:

S: Априорные идеи чистого разума, по И. Канту

+: душа

+: мир

+: Бог

-: пространство

-: время

 

I:

S: Найти среди приведенных антиномий ту, которая принадлежит И. Канту

+: мир не имеет границ в пространстве и бесконечен во времени, мир имеет границы в пространстве и начало во времени

-: человек свободен, человек лишен свободы выбора

-: все наши знания - из опыта, истинны только те знания, которые опираются на опыт

-: философия – форма научного познания, философию нельзя назвать наукой

 

I:

S: Поступки по И. Канту

+: моральные

+: легальные

-: нравственные

-: демонстративные

-: очевидные

 

I:

S: Первые априорные формы чувственности

+: пространство

+: время

-: место

-: величина

-: пустота

 

I:

S: Вопросы Канта, являющиеся предметом подлинной философии

+: Что я могу знать

+: Что я должен делать

+: На что я могу надеяться

+: Что такое человек

-: Во что я должен верить

-: Что я должен любить

-: Чего я должен бояться

 

I:

S: Гегель считал, что в основе реальности лежит

+: абсолютная идея

-: абсолютная идентичность

-: абсолютное бессознательное

-: абсолютное божество

 

I:

S: Абсолютная идея Гегеля начинает развитие

+: c мышления

-: с интуиции

-: с опыта

-: с чувства

 

I:

S: «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении»

+: Гегель

-: Кант

-: Фейербах

-: Маркс

 

I:

S: Философская система Гегеля разворачивается

+: от абстрактного к конкретному

-: от сложного к простому

-: от явлений к сущности

-: от абсолютного к относительному

 

I:

S: Основоположник теории гражданского общества

+: Георг Гегель

-: Иммануил Кант

-: Карл Маркс

-: Владимир Ленин

 

I:

S: Гегель рассматривает историю в своей работе «Философия истории», как

+: развитие мирового духа во времени

-: становление свободного человека

-: самоцельное становление свободы

-: развитие мирового духа в пространстве

 

I:

S: Законы материалистической диалектики

+: единства и борьбы противоположностей

+: перехода количества в качество, и обратно

+: отрицания отрицания

-: тождества материи и сознания

-: закон достаточного основания

 

I:

S: Диалектическое противоречие

+: опосредованное единство взаимоисключающих противоположностей

-: неопосредованное единство взаимоисключающих противоположностей

-: единство взаимоисключающих противоположностей

-: единство и борьба взаимоисключающих противоположностей

 

I:

S: Отличие основополагающих принципов нравственности Л. Фейербаха от категорического императива И. Канта

+: отрицание Фейербахом связи нравственности с религией

-: признание Фейербахом связи права человека на счастье с выполнением им долгом перед обществом

-: материалистической направленностью нравственности у Фейербаха

-: утопическим характером нравственности у Фейербаха

 

I:

S: Считал, что обожествление любви будет основой религии будущего

+: Л. Фейербах

-: Ф. Достоевский

-: К. Маркс

-: Г. Гегель

 

I:

S: По Марксу, в основе развития общества лежит развитие

+: производительных сил

-: сознания

-: мирового исторического процесса

-: взаимодействие Бога и природы

 

I:

S: Основной вывод К. Маркса состоит в утверждении

+: материальное производство играет определяющую роль по отношению к другим сферам общественной жизни

-: определяющую роль в историческом процессе играет Провидение

-: гениальность политиков – источник общественного развития и материального благополучия народа

-: определяющую роль в историческом процессе играет народ

 

I:

S: :Основной критерий марксистской типологии общества

+: уровень развития производительных сил общества

-: уровень развития производственных отношений общества

-: уровень развития средств производства общества

-: уровень развития надстройки общества

 

I:

S: По Марксу, превращение результатов деятельности индивида в независимый от него фактор социальных отношений есть

+: отчуждение

-: благоденствие

-: справедливость

-: истина

 

I:

S: Анализ отчуждения труда, по Марксу, обнаруживает, что в нем заключены

+: отчуждение рабочего от продукта его труда

+: отчуждение от собственной родовой сущности

+: отчуждение человека от человека

-: отчуждение рабочего от труда

-: отчуждение от жизни

 

I:

S: «Основной вопрос философии» по Ф.Энгельсу

+: об отношении мышления к бытию

-: о бытии сущего

-: о смысле жизни

-: об основных законах природы, общества и мышления

 

I:

S: Впервые выдвинул К. Маркс

+: теорию прибавочной стоимости

+: материалистическое понимание истории

-: законы диалектики

-: законы логики

-: категорический императив

 

I:

S: Представители «философии жизни» трактовали «жизнь» как

+: непрерывное творческое становление

-: то же самое, что и бытие

-: совокупность атомов

-: саморазвитие

 

I:

S: Учение А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, В. Дильтея получило название «философия жизни», потому что в нем

+: утверждается необходимость замены категории «бытие» на «жизнь»

-: даются практические советы

-: разработаны стадии совершенствования человека и общества

-: исследуются причины происхождения жизни на земле

 

I:

S: Иррациональное было возведено в ранг основы бытия и причины мирового процесса в 19 веке

+: Шопенгауэром

-: Шеллингом

-: Гегелем

-: Кантом

 

I:

S: С точки зрения А. Шопенгауэра в основе мирового процесса лежит

+: слепая и бессмысленная, бессознательная сила – воля к жизни

-: целенаправленное развертывание мирового духа

-: все пронизывающая божественная сила

-: стремление человеческого духа реализовать себя

 

I:

S: Афоризм: «У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как»

+: Ф. Ницше

-: А. Шопенгауэр

-: Ф. Достоевский

-: Л. Толстой

 

I:

S: Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (élan vital). Его познание возможно с помощью

+: интуиции

-: интеллекта

-: инстинкта

-: сверхсознания

 

I:

S: Философы-экзистенциалисты

+: Н.А. Бердяев, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр

-: С. Кьеркегор, Л.Н. Шестов, Г. Гегель

-: А. Камю, Г. Марсель, К. Юнг

-: Х. Ортега-и-Гассет, Е.П. Блаватская, Н.К. Рерих

 

I:

S: Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма

+: индивидуальное бытие человека

-: бытие природы

-: бытие общества

-: бытие абсолютного духа

 

I:

S: По мнению Ж.П. Сартра, общим для разных вариантов экзистенциализма является тезис

+: существование предшествует сущности

-: бытие есть, небытия нет

-: существование бессмысленно

-: сущность предшествует существованию

 

I:

S: К. Ясперс ввел в научный оборот понятие

+: пограничная ситуация

-: общественно-экономическая формация

-: воля к жизни

-: интенциональность

 

I:

S: Этапы развития позитивной философии

+: позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм

-: позитивизм, структурализм, постструктурализм

-: позитивная философия, марксизм, иррационализм

-: эмпиризм, рационализм, постмодернизм

 

I:

S: Согласно закону трех стадий О Конта, человеческое сознание в своем развитии проходит следующие стадии

+: теологическая, метафизическая, позитивная

-: первобытная, рабовладельческая, феодальная

-: мифологическая, религиозная, научная

-: теологическая, позитивная, современная

 

I:

S: Концепция, при которой требуется, чтобы элементы атомарных предложений познавались, сохраняя свою логическую независимость, Б. Рассел назвал

+: логическим атомизмом

-: прагматизмом

-: антропологизмом

-: космизмом

 

I:

S: «Осевое время» - время, когда начинает формироваться универсальная духовная основа всего человечества, т.е. начало Всемирной истории

+: с 800 г. до н.э. по 200 гг. до н.э

-: с 600 г. до н.э. по II в. н.э

-: с 500 г. до н.э. по 1 век н.э

-: с 1 по Y вв. н.э

 

I:

S: Основоположник современной герменевтики

+: Шлейермахер

-: Шелер

-: Гадамер

-: Гегель

 

I:

S: Понимание как диалог личностей, текстов, культур является центральной проблемой

+: герменевтики

-: прагматизма

-: философской антропологии

-: феноменологии

 

I:

S: Э. Гуссерль обозначил основное свойство сознания – свойство направленности, предметности, свойство быть «сознанием-о»

+: интенциональность

-: интроспекция

-: информативность

-: трансцендентность

 

I:

S: Одной из сквозных идей русской философии является идея апокатастазиса, суть которой в

+: спасении всех людей без исключения: и праведников, и грешников

-: построении свободного теократического государства

-: оправдании бога, снятии с него ответственности за существующее на земле зло

-: воскрешении всех когда-либо живших на земле людей

 

I:

S: Первый древнерусский философ

+: Илларион

-: Филофей

-: Нил Сорский

-: Владимир Мономах

 

I:

S: В 15-16 веках традиции исихазма проявились в воззрениях

+: Нила Сорского

-: Владимира Мономаха

-: Феодосия Печерского

-: Иосифа Волоцкого

 

I:

S: «Москва – третий Рим»

+: Филофей

-: Илларион

-: Нил Сорский

-: Максим Грек

 

I:

S: Выступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства противоречит монашеским обетам

+: нестяжатели

-: грамотники

-: никониане

-: раскольники

 

I:

S: Один из первых сторонников идеи панславизма (объединения всех славян)

+: Юрий Крижанич

-: Александр Герцен

-: Максим Грек

-: Аввакум

 

I:

S: Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»

+: П. Чаадаевым

-: В. Соловьевым

-: А. Хомяковым

-: А. Герценом

 

I:

S: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»

+: П.Я. Чаадаев

-: А.Н. Радищев

-: Н.Г. Чернышевский

-: В.Г. Белинский

 

I:

S: Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает свободное единение людей во Христе

+: А. Хомяков

-: А. Герцен

-: В. Соловьев

-: Н. Бердяев

 

I:

S: «Русский Сократ»

+: Г. Сковорода

-: В. Вернадский

-: Л. Шестов

-: А. Радищев

 

I:

S: Н.А. Бердяев считал основной проблемой философии

+: проблему человека

-: проблему единства мира

-: проблему отношения мышления к бытию

-: проблему познаваемости мира

 

I:

S: По мнению Л. Шестова, достичь невозможного человек может лишь благодаря

+: вере в Бога

-: научному знанию

-: смирению

-: любви к ближнему

 

I:

S: Представитель антропологического материализма в русской философии

+: Н. Чернышевский

-: В. Соловьев

-: П. Флоренский

-: М. Ломоносов

 

I:

S: «Русский космизм»

+: Н. Федоров

+: А. Чижевский

+: К. Циолковский

+: В. Вернадский

-: Л. Шестов

-: С. Франк

 

I:

S: Синтез философских и научных учений, объединённых представлением о взаимосвязи человека и природы, человечества и Вселенной

+: космизм

-: философия жизни

-: философия всеединства

-: экзистенциализм

 

I:

S: Философия Всеединства

+: В. Соловьев

-: Н. Федоров

-: Ф. Достоевский

-: С. Франк

 

I:

S: Одна из главных идей философии Всеединства

+: недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизни

-: философия должна помогать человеку решать насущные проблемы жизни

-: невозможность достоверного познания абсолюта

-: воскрешение всех живших на земле людей

 

I:

S: Онтология

+: учение о бытии

-: учение о познании

-: учение о развитии

-: учение о природе

 

I:

S: Учение о сверхчувственных сущностях в философии

+: метафизика

-: агностицизм

-: диалектика

-: релятивизм

 

I:

S: Самая универсальная из всех философских категорий

+: бытие

-: материя

-: мир

-: сущность

 

I:

S: Главная проблема учения о бытии

+: обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства

-: стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить

-: по каким законам изменяется и развивается мир

-: постижимы ли законы изменения и развития мира

 

I:

S: Материя

+: объективная реальность

-: модификация четырех стихий: воды, воздуха, огня, земли

-: вещество, атомы с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости

-: органы чувств

 

I:

S: Диалектика отличается от метафизики

+: пониманием развития

-: пониманием природы материализма

-: пониманием природы идеализма

-: пониманием человеческой природы

 

I:

S: Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов

+: развитие

-: движение

-: идеализация

-: синтез

 

I:

S: Категории

+: фундаментальные понятия

-: то же, что и понятия

-: формы чувственного познания

-: формы рационального познания

 

I:

S: Важнейшие формы бытия

+: пространство, время, движение

-: человек, индивид, индивидуальность, личность

-: субъект, объект

-: рассудок, разум

 

I:

S: Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется

+: атрибутом

-: акциденцией

-: качеством

-: апорией

 

I:

S: В диалектическом материализме считается атрибутом материи

+: движение

-: вещественность

-: масса

-: непроницаемость

 

I:

S: Пространство и время

+: объективные характеристики бытия

-: субъективные понятия, характеризующие наш способ восприятия мира

-: самостоятельные сущности

-: системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами

 

I:

S: Общая черта, присущая пространству и времени

+: объективность

-: одномерность

-: длительность

-: трехмерность

 

I:

S: Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал

+: Ньютон

-: Лейбниц

-: Лукреций Кар

-: Эйнштейн

 

I:

S: Сущность реляционной концепции пространства и времени заключается в том, что

+: пространство и время зависят от материальных процессов

-: время вечно, пространство бесконечно

-: время и пространство не зависят друг от друга

-: пространство и время иллюзорны

 

I:

S: Теория, заставившая пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциональной концепции

+: теория относительности Эйнштейна

-: неевклидова теория Лобачевского

-: синергетика

-: теория социальной стратификации

 

I:

S: Важнейшее специфическое свойство биологического времени

+: антропность

-: обратимость

-: цикличность

-: двумерность

 

I:

S: Важнейшее специфическое свойство биологического пространства

+: однородность

-: амбивалентность

-: ассимметричность

-: четырёхмерность

 

I:

S: Отражение как всеобщее свойство материи, родственное с ощущением

+: способность тел воспроизводить при взаимодействии особенности и свойства друг друга

-: способность материальных тел взаимодействовать друг с другом

-: отталкивание тела при соударении с другим телом

-: способность тел использовать результаты внешних взаимодействий

 

I:

S: Гносеология

+: теория познания

-: наука о человеке

-: учение о сущности мира

-: разработка методик частных наук

 

I:

S: Эпистемология

+: теория научного познания

-: наука о человеке

-: учение о сущности мира

-: разработка методик частных наук

 

I:

S: Гносеологическая функция философии

+: разработка категорий и принципов познания

-: решение проблемы сущности мира, Вселенной

-: разработка конкретных методик для частных наук

-: утверждение принципа познаваемости мира

 

I:

S: Цель познавательных усилий субъекта

+: достижение истины

-: выработка необходимого мнения

-: накопление знаний

-: обоснование веры

 

I:

S: Формы чувственного познания

+: ощущение

+: восприятие

+: представление

-: понятие

-: суждение

 

I:

S: Формы рационального познания

+: понятие

+: суждение

+: умозаключение

-: эмоции

-: воля

 

I:

S: Чувственное познание отличается от рационального

+: первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума

-: первое оперирует фактами, второе – рациональными аргументами

-: первое эмоционально, второе – нейтрально

-: первое более адекватно, чем второе

 

I:

S: По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на

+: фундаментальные и прикладные

-: точные и приближенные

-: достоверные и вероятностные

-: естественнонаучные и технические

 

I:

S: Различие между эмпирическим и теоретическим этапами познания

+: в различном соотношении чувственного и рационального коррелятов познавательной деятельности

-: в применении метода сравнения

-: в проведении экспериментов

-: нет различий

 

I:

S: Главная познавательная задача эмпирического этапа познания

+: описание явлений

-: объяснение изучаемых явлений

-: раскрытие сущности явлений

-: выявление логической связи явлений

 

I:

S: Заблуждение как момент процесса познания

+: знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним

-: преднамеренное искажение истины

-: результат неправильных действий субъекта познания

-: истина мистическая

 

I:

S: Вопрос о критерии истины – это вопрос о возможности отграничения истины от заблуждения. Решающий критерий истины

+: практическая проверка знаний

-: логический критерий истины

-: ясность и отчетливость мышления

-: то, что соответствует условному соглашению

 

I:

S: Научная рациональность

+: совокупность устойчивых норм, правил и идеалов науки, указывающая на универсальный характер ее разумности

-: свойство человеческой деятельности

-: разумная организация, упорядоченность, осмысленность

-: специфический вид духовной деятельности

 

I:

S: Философское основание науки

+: нормы и идеалы

-: гипотезы

-: эмпирический материал

-: критерии научности

 

I:

S: Научная теория

+: форма научного знания об объектах, представляющая собой систему утверждений и доказательств

-: знания о существенных связях

-: знание, лежащее «за» теоретическим знанием

-: метатеория

 

I:

S: Сциентизм

+: апологетика науки и ее освобождение от ответственности за результаты ее практического применения

-: философская школа эпохи Нового времени

-: рациональный образ жизни человека

-: ограниченность возможностей науки в познании мира

 

I:

S: Требование неопозитивистов, согласно которому любое высказывание в науке и философии должно подлежать опытной проверке на истинность

+: верификация

-: физикализм

-: конвергенция

-: фальсификация

 

I:

S: Определяя специфику научного знания, К. Поппер выдвинул принцип

+: фальсификации

-: кодификации

-: верификации

-: унификации

 

I:

S: Модель «научной революции»

+: Т. Кун

-: С. Тулмин

-: И. Лакатос

-: П. Фейерабенд

 

I:

S: Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность

+: истина

-: аттрактор

-: агрегор

-: гипотеза

 

I:

S: Когерентность

+: самосогласованность знания

-: способность знания инициировать постановку новых проблем

-: эстетическая приглядность знания

-: неопровержимость знания

 

I:

S: В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина

+: то, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы

-: результат соглашения между учеными

-: свойство знания соответствовать действительности

-: продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям

 

I:

S: В современной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути

+: абстрагирования от личностных качеств человека

-: субъект познания рассматривается как личность

-: познающий понимается как трансцендентальный субъект

-: «смерть субъекта»

 

I:

S: Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами

+: истины

-: материи

-: пространства

-: теории

 

I:

S: «Общественное сознание отражает общественное бытие»

+: исторический материализм

-: вульгарный материализм