Вступление. – Словесные науки. – Реторика

 

Omnes artes, quae ad humanitatem pertinent, habent quoddam
commune vinculum.[13] Cic.

 

§ 1. Ничто столько не отличает человека от прочих животных, как сила ума и дар слова. Эти две способности неразлучны; они образуются вместе и общими силами ведут человека к совершенству, к великой Небом указанной ему цели.

§ 2. Сила ума открывается в понятиях, суждениях и умозаключениях – вот предмет логики. Дар слова заключается в прекраснейшей способности выражать чувствования и мысли – вот предмет словесности.

§ 3. Словесные науки (studia literarum) делятся на три главные части – грамматику, реторику, поэзию – и граничат с эстетикой. Все они рассматривают дар слова, его силу и действия, но каждая имеет свой предмет, свою цель, свои пределы. Каждая, как наука, имеет свою теорию, и, как искусство, свою практику.

Теория необходима для успехов практики, а практика еще нужнее теории. Учащийся непременно должен соединить одно с другим, т. е. правила – с чтением образцов и собственными упражнениями.

§ 4. Грамматика занимается только словами, реторика – преимущественно мыслями, поэзия – преимущественно чувствованиями, в эстетике хранятся мечтательные начала не только словесных наук, но и всех искусств изящных.

Грамматика, занимаясь словами, рассматривает их: 1) порознь (этимология), 2) в связи (синтаксис), 3) в начертании (орфография), 4) в произношении (просодия). – Поэзия, как преимущественный орган чувств, выражает их: 1) в лице самого поэта (лирическая), 2) в других лицах, поэтом созданных (драматическая). – Реторика, имея своим предметом мысли, показывает: 1) откуда они черпаются (изобретение), 2) как приводятся в порядок (расположение),
3) как излагаются (выражение мыслей). И так...

§ 5. Реторика (вообще) есть наука изобретать, располагать и выражать мысли, и (в особенности) руководство к познанию всех прозаических сочинений. В первом случае называется общею, во втором – частною.

§ 6. Общая реторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. – Частная реторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, цель, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки.

Прежде, нежели приступим к реторике, должно увериться, твердо ли мы знаем правила грамматики, ибо правильность реторическая основывается на правильности грамматической.

§ 7. Общая реторика заключается в трех частях и в шести отделениях. Первая часть говорит о изобретении (de inventione) и в первом отделении показывает источники изобретения, во втором – первое соединение мыслей (периоды, начала прозы). – Она дает способы думать, и, думая, соединять одну мысль с другой.

§ 8. Вторая часть рассуждает о расположении (de dispositione). Она показывает здравый, основательный и правильный ход мыслей, сперва в описаниях, потом в рассуждениях. – То есть образует рассудок и нравственное чувство.

§ 9. Третья часть реторики предлагает рассуждения о выражении мыслей (de еlocutione), и в первом отделении рассматривается слог и его достоинства, во втором – все роды украшений. – Она учит любить и выражать изящное.

Вот все шесть отделений общей реторики! Отнимите одно из них – и вы нарушите полноту науки; переставьте их – расстроится связь, постепенность и внутреннее согласие. (Прошу вспомнить, что наука бесконечна, но преподавание ее должно иметь приличные пределы.)

§ 10. И мне кажется, что цель общей реторики состоит в том, чтобы, раскрывая источники изобретения, раскрыть все способности ума, – чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление, – чтобы, уча выражать изящное, возбудить и усилить в душе учащихся живую
любовь ко всему благородному, великому и прекрасному. – Но для достижения сей цели еще нужны три средства: 1) чтение, 2) размышление, 3) собственные упражнения.

1. Чтение образцов должно быть согласно с каждою частию реторики. – Изобретение требует чтения аналитического, т. е. с замечанием лучших слов, идей, выражений, прекрасных мыслей, подобий, примеров, контрастов и пр. Потом с показанием распространения периодов, разных частей и разных родов их. – Расположение требует чтения наблюдательного, с рассмотрением плана, хода, расположения и всех частей: сперва описаний, потом рассуждений. – Выражение мыслей требует чтения эстетического, т. е. с показанием разных родов слога, разных его достоинств, разных реторических украшений, и с
изъяснением: почему что хорошо, изящно, прекрасно; почему благородно, велико, высоко; почему ново, необыкновенно, оригинально; почему приятно, пленительно, очаровательно; или сильно, трогательно, разительно и пр. и пр.

2. Размышление полезно не потому только, что, прибавляя к читанному свое, присваивает себе чужое, ибо и свои, и чужие мысли могут быть забыты, но потому, что образует способность рассуждать, которая при первой нужде знакомым уже путем находит не только все прежнее, свое и чужое, но часто новое и даже оригинальное...

3. Собственные упражнения необходимы. Кто не упражнялся постоянно в составлении периодов и учебных сочинений, тот всегда будет не тверд в слоге; можно знать лучшим образом правила и не уметь написать десять строк связно. Правила и образцы нечувствительно влекут к собственным опытам – (praecepta movent, exempla trahunt[14]) – и это так легко!.. Особенно, когда сии опыты не
охлаждаются порицанием, но согреваются участием друга-наставника, который всегда говорит прежде, что хорошо, и почему, а после показывает то, что должно быть иначе и каким образом. – Уныние от неудачи есть малодушие. – Должно вооружиться терпением, твердостию, постоянством... Должно любить труд, любить занятия. – Где нет любви, там нет успеха.

 

II.