Искусство Рима времен варварских королевств.(Ис-во вост. ммперии 5-7 веков с.32-)

Общественное,политическое и церковное развитие обеих частей державы окончательно приобрело иную направленность с момента падения Рима и образования варварских государств. В V-VII Восточная империя выступает как важнейший очаг раннесредвековой культуры. На землях, подвластных Восточной империи, к-я вошла в историю под именем Византии, были заложены основы художественного развития восточнохристианского мира.

Живопись «малого римского Возрождения» и Пасхалиевского «ренессанса»:

Первая попытка возвращения к раннехристианскому искусству и причины, вызвавшие ее. Программа монументального живописного декора (мозаики, фрески) римских церквей – идейные основания, реконструкция раннехристианских образцов, новые смыслы. Санта Мария Антиква – первые росписи – VI век. Фрагмент «Богоматери на троне» с двумя ангелами по сторонам. Сходство с иконографическим и композиционным типом, сложившимся в иконописи, но новая, по сравнению с Санта Мария Маджоре, концепция образа Марии, акцент на ее божественную сущность. Самое раннее изображение Богоматери с короной на голове. Дальнейшее преодоление принципов античного нарративизма и подражания натуре. Икона из Санта Мария Трастевере (начало VIII века) – с одной стороны - почти точное повторение иконографического типа, с другой – его внутренняя трансформация под влиянием идеи иератизма.

Фрески начала VII века – фрагменты Благовещения: «импрессионистический» характер живописи, близость к римской живописной технике I века. В целом – искусство, характерное для эллинистической традиции и ее преломления в начале н. э. в Риме. Фрески середины VIIвека с изображением четырех мучеников. Стилистическое сходство с изображениями в Санта Мария ин Валле в Чивидале.

Фрески начала VIIIвека: в апсиде (не сохранились), в триумфальной арке. Сходство с эллинистическими отголосками в Благовещении. Сложная иконографическая программа, идея единства западной и восточной церквей. Переход от единичных нарративных сцен к синтетическому выражению богословской идеи, один из самых ранних примеров зависимости расположения живописного декора от основных архитектурных элементов, архитектоничность построения композиции, раскрывающей разуму божественную сущность – во всем этом рождение средневекового искусства.

Фрески середины VIIIвека (эпохи папы Захария: 741 – 752): фигуры мучеников, изображенных в рост. Фронтальность, отсутствие интереса к индивидуальной характеристике, редукция фигур и лиц до живописной формулы. Ближайшая параллель – изображения в Санта Мария ин Валле в Чивидале.

Фрески в Кастельсеприо. Проблема датировки – с VII по X век. Византийская традиция, сходство с манускриптами, выполненными в императорских мастерских Константинополя. Близость этих фресок к живописи Сан Сальваторе в Брешии (около 753).

Поздние фрески в Санта Мария Антиква, Кастельсеприо, Сан Сальваторе в Брешии – примеры североитальянского искусства, соединяющего в себе черты Востока и Запада, традиции восточного Средиземноморья, переложенные на латинский лад. Данная традиция – вне каролингской, хотя с ней взаимодействует.

Возобновление иконоборчества в Византии при императоре Льве V Армянине. Заступничество папы Пасхалия I. Переезд многих греческих монахов в Италию, особенно Южную. Организация греческих монастырей в Риме и в Южной Италии. На основе этих факторов - нарастающее византийское влияние в искусстве Запада.

Деятельность папы Пасхалия I по реконструкции и украшению мозаиками Санта Мария ин Домника, Санта Праседе, Санта Чечилия (817 – 824) и ее ретроспективный характер. Стремление сохранить особенности позднеантичных христианских храмов, воздвигнутых ранее. Архитектура и живопись раннехристианского Рима как образцы в художественной деятельности Пасхалия I. Влияние византийского искусства на мозаический декор этих храмов и прямое, доминирующее участие греческих монахов в украшении храмов. Мозаики Санта Мария ин Домника – первое в Риме изображение Богоматери в апсиде, иконография Царицы небесной, по сторонам трона – ангелы в белых туниках с золотыми крыльями. Изображение коленопреклонного Пасхалия I. Подчеркнутая иератичность образа Богоматери. Сходство между этим образом и изображением Богоматери в Св. Софии в Салониках. Черты восточного искусства в этом памятнике – нимбы ангелов, расположенные один над другим, и обозначающие многочисленность ангельской свиты. Отказ от античной перспективы, построение пространства не в глубину, а по вертикали. Над конхой апсиды – мозаический фриз: Иисус Христос среди апостолов. Первое в Риме изображение Христа, восседающего на радуге – параллель с мозаикой V века в Хосиос Давид в Салониках: визуальный образ слов пророка Иезекиила, сравнившего радугу с Божественным светом.