Законы организации второго уровня

Закон информированности-упорядоченности

Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.

Информация обладает такими характеристиками, как объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

Информационная среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и т п. Информационная среда управления подчиняется закону информированности-упорядоченности, который гласит: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

Следствие: информированность работника после достижения критического уровня переходит в его компетентность. Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для получения информации.

Самым важным приложением закона информированности-упорядоченности является рекламная деятельность. Реклама – это информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них.

Закон единства анализа и синтеза

 
 

Суть анализа – в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря о единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности. В этой связи рассматриваемый закон можно сформулировать в следующем виде: каждая материальная система (живой организм, социально-экономическая система, организация и др.) стремится настроиться на наиболее рациональный - экономный режим функционирования в результате постоянного преобразования своей структуры или функций. Эти изменения протекают в следующем цикле:

Скорость и результат преобразования зависят от диапазона изменения внешней и внутренней среды.

Практический подход к анализу и синтезу организаций может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает четыре уровня:

- предварительный анализ с позиций стороннего наблюдателя,

- проведение «мозговой атаки» на совещании основных специалистов организации,

- создание группы развития организации и формирование ее стратегии развития,

- постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации.

Закон композиции и пропорциональности

Каждая материальная система стремится иметь и сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции).

Этот закон рассматривается на уровне организации и на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов.

Реализация закона в организации требует обязательного использования набора принципов:

- принцип планирования: каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития;

- принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения;

- принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций.

Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и обеспечение требуемой их пропорции.

Профессиональное использование законов организации способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой системами. Они составляют часть управленческой технологии Законы организации являются основной базой, для ее успешного функционирования и развития. То есть любые преобразования в организации должны проверяться на соответствие вышеперечисленным законам.