Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
В связи с небольшим количеством семинарских занятий возрастает значение внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Задания данного раздела выполняются студентами самостоятельно в течение учебного года. При возможности часть из них может быть обсуждена на семинарах. По усмотрению преподавателя часть заданий из этого раздела может быть вынесена в качестве вопроса на экзамен.
Данные задания необходимо выполнять в отдельной тетради, количество страниц на одно задание ограничений не имеет, однако ответ должен быть грамотным, логичным и полным.
Выполнение заданий из данного раздела должно опираться как на знания, полученные в ходе лекций и семинаров, так и на дополнительную литературу. Приступая к выполнению, внимательно прочитайте задание или вопрос, на который надо ответить. Затем ознакомьтесь с литературой по теме задания. Составьте небольшой план ответа, который позволит более последовательно изложить ваш ответ. Ответ должен быть аргументирован!
Надеемся, что работа с этим разделом станет для вас увлекательной творческой лабораторией, которая позволит не только глубже узнать содержание курса философии, но и выразить свое мнение по многим «вечным» проблемам.Предлагаемые формы: рефераты; презентации; доклады; небольшие эссе по интересующему вас вопросу . Желаем удачи!
Наименование Цикл Дисциплина Раздел Тема | Кол-во часов | Самостоятельная работа (внеаудиторная) | Форма отчета | Литература, Метод. литература (уч.пособия, практикум, задания по курсу и т.д.) |
Философия | 36 ч. | |||
2 ч. 2 ч. | 1. Ценности: плюрализм, смена систем ценностей; ценности и деятельность. Платон,соч.т2. Пир. Платон, соч.т.3(1) Государство. Символ пещеры | Конспектирование, доклад на семинаре; эссе конспектирование,комментирование конспектирование, комментирование | Природа и дух: мир философских проблем. С-Пб., 1995. Кн.2 (ст.Черкасова Г.К.) --------------------------------- | |
2 ч. | Философский постмодерн | Эссе, сообщение на семинаре | М.Фуко,Ж.Делез, Ж.Деррида//Завьялов Б.М.Введение в современную философию.Сыкт.2006, с.104-120. | |
2 ч. | 3. Софисты, киники, стоики, эпикурейцы о мудрой и счастливой жизни. | Доклады; эссе | Чанышев А.Н. Курс лекций. М., 1991. Д.Антисери, Д.Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. М., 1995. Черкасов Г.К. Жизнь человеческая: смыслы и образы. Сыктывкар, 2003. | |
2 ч. 4 ч. 4 ч. | 4. Восточная философия (буддизм, даосизм, конфуцианство). Натурфилософски и гуманистические идеи Возрождения.— -------------------------А.Камю «миф о Сизифе», «Бунтующий человек» | Доклады, конспектирование (по выбору) Доклад на семинаре, Эссе Конспектирование, комментирование | Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983. Конфуций. Луньюй. М., 2004. Из книг мудрецов. М., 1987. Горфункель. Философия эпохи Возрождения. М.1987. А. Камю.Бунтующий человек.М. 1990. | |
2 ч. | 5.Жан Бодрийяр. Симулякры и симуляция. | Конспектирование, комментарии. | 50 великих книг по философии.М.2014,с.74. | |
2 ч. | 6.Ханна Арендт.Состояние человека | Подготовка рефератов, эссе | 50 великих книг по философии.М.20114,с.36. | |
2 ч. | 7. Цицерон .Об обязанностях. | Эссе, доклад на семинаре Конспект с комментарием | .50 великих книг по философии.М.2014,с.142. | |
4ч. | 8.Мишель Фуко, Слова и вещи. | Эссе, или доклад на семинаре,конспект, комментирование | 50 великих книг по философии.М.20114,с.192. | |
2 ч. | 9.ДаниэльКанеман Думать быстро и медленно. | Сделать сообщение на семинаре, комментировать | 50 великих книг по философии,М.20114,с.270. | |
2 ч. | 10. Философия эпохи Возрождения. Н.Макиавелли – политика как манипуляция. | Доклады, конспектирование,коммен-тирование | Д.Антисери, Д.Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. М., 1997. | |
2 ч. | 11. Судьбы идей К.Маркса. | Доклады на семинар, конспектирование. | Н.Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1991. | |
2 ч. | 12. Отечественная философия: спор «западников» и «славянофилов». | Конспектирование первого Философского письма П.Я. Чаадаева; доклады. | Русская идея. М., 1992. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996. | |
2 ч. | 13. Прагматизм – философский товар Америки. | Конспектирование, подготовка докладов. | Богомолов А.С. Буржуазная философия США ХХ века. М., 1974. Гл. 2,3. | |
2 ч. | 14. Фрейдизм: психология деструктивности. | Конспектирование Гл.2. | З.Фрейд. Психология деструктивности. М., 1995. | |
2ч. ------- 2 ч.. | 15. Философия истории: поиски смысла и конца истории. ------------------------ | Конспекты (по интересу). Например, О. Шпенглер «Закат Европы» , проблема:Мировой город и провинция , в сопоставлении « Рим и Афины» -«Америка и Европа». ----------------------- Конспектирование, комментирование | Ясперс К. Смысл и назначение истории. Хабермас. О субъекте истории. --------------------------------- Фукуяма Ф. Конец истории.//Философия истории,М. 1995. |
Вопросы к зачету и экзамену по курсу «Философия».
1Мировоззрение и его структура. Основные мировоззренческие позиции человека. Специфика современного мировоззрения.
2.Философия – теоретическая форма мировоззрения. Специфика философии, круг проблем. Философия и наука.
3.Основные школы и идеи античной философии в досократический период.
4.Античная философия: Сократ.
5.Теория идей и учение об идеальном государстве Платона.
6.Метафизика Аристотеля.
7.Этика и учение о государстве Аристотеля.
8.Идеал человека и проблема мудрой и счастливой жизни: киники, эпикурейцы, стоики.
9.Общая характеристика средневековой философии. Проблема универсалий, веры и разума.
10.Августин Блаженный и Фома Аквинский – религиозные философы Средневековья.
11.Натурфилософские и гуманистические идеи Возрождения.
12. Рационализм и эмпиризм как метод мышления и науки в философии Нового времени: 13.Ф.Бэкон, Р.Декарт.
14Учение о субстанции: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
15.Идея «естественного человека» и проблемы воспитания у Руссо.
16.И.Кант о границах и возможностях познания.
17.И.Кант о моральном законе и способности суждения.
return false">ссылка скрыта18.Г.В.Ф.Гегель и его философская система.
19.Философия истории Гегеля.
20.Философия абсолютного духа Гегеля: процесс самопознания «абсолютной идеи» в искусстве, религии и философии.
21.Атеизм Л.Фейербаха в сравнении с атеизмом XVIII в.
22.Исторический материализм. К.Маркс. Идея коммунизма. Судьба идей К.Маркса.
23.Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме.
24.Философский иррационализм и пессимизм А.Шопенгауэра.
25.«Философия жизни» Ф.Ницше.
26.Экзистенциализм: основные темы, идеи и персоналии.
27.Бытие и сущее (субстанция). Научная картина мира.
28.Теория познания. Базовые операции познания. Истина. Ложь как антипод истины.
29. Философская антропология: определение сущности человека в различных философских системах.
30. Целостность бытия человека: телесного, социального, духовного.
31. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в различных философских системах.
32. Ценности, система ценностей. Проблема смены системы ценностей. Общечеловеческие ценности.
33. Ф.Фукуяма «Конец истории», современный анализ.
34. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Проблема свободы и ответственности человека в размышлениях философов.
35. Проблема подлинного и не подлинного бытия человека (экзистенциализм).
36. Свобода, творчество и любовь – высшие формы самореализации человека.
37. Культура и цивилизация. Человеческий компонент. Индивидуальная культура.
38. Концепция культурно-исторических типов цивилизаций в современной философии истории А.Тойнби.
39. Смысл истории и ее постижение в фиn.com/pagead/js/adsbygoogle.js">