Формирование условий, поддерживающих деятельность по превентивному обучению

В рамках данного направления осуществляется семейное консультирование, направленное на улучшение семейных взаимоотношений; обучение родителей основам полового воспитания детей; вовлечение в работу людей, которые способны оказывать положительное влияние на детей и молодежь; привлечение молодежи на лидирующие роли в противодействии эпидемии; расширение возможностей доступа детей и молодежи к консультативной помощи, программной профилактической поддержке, медицинскому обслуживанию. На участие несовершеннолетних в программах превентивного обучения, затрагивающих вопросы полового просвещения, за исключением основных общеобразовательных программ, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта общего образования, целесообразно получать согласие родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних.

Программа по первичной профилактике асоциальных моделей поведения направлена, прежде всего, на создание вокруг человека такой среды, которая предполагает формирование у них стереотипов безопасного поведения в разных жизненных ситуациях.Социальная среда складывается из разнонаправленных воздействий на него со стороны семьи, школы, телевидения, уличной рекламы, газет, журналов, Интернета, внешкольного и внесемейного общения. Наиболее управляемым и проектируемым компонентом среды является школа в сочетании с учреждениями культуры.

Основными формами первичной профилактики ВИЧ-инфекции являются программы обмена шприцев, наркологические службы, аутрич, группы поддержки для ПИН, секс-работников, МСМ, консультирование по безопасному поведению.

Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.

Объекты вторичной профилактики – граждане, имеющие заболевание (со сформировавшейся зависимостью от наркотических, токсических средств и психотропных веществ). Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с рискованным поведением (употреблением наркотических средств), но не обнаруживают признаков болезни.

Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются: создание системы раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.

В связи с этим необходимо решить вопрос легитимности использования диагностических тестов на определение ПАВ в биологических средах организма учащихся, а также предусмотреть обязательное обследование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В, С, венерические заболевания, которые, как правило, сопутствуют употреблению ПАВ.

Специалисты вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать психотерапевтическую атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ и оптимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких людей в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования, семья и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.

В случаях, когда ставится диагноз «наркомания», клиент нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации. Прежде всего, необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень поражения личности и каков предполагаемый реабилитационный потенциал.

Реабилитационный потенциал – прогностическая оценка потенциальных возможностей наркологического больного к выздоровлению, возвращению в семью и к общественно полезной деятельности, основанная на объективных данных о наследственности, социальном статусе, особенностях био-психо-духовного развития, а также тяжести наркологического заболевания. В практическом отношении – это терапевтическая и социально-реабилитационная перспектива.

Профилактика, лечение и реабилитация – это взаимосвязанный процесс. Реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус. Если учесть, что прием наркотиков (героина) способен в максимально короткие сроки превратить человека в больного наркоманией, то лечебно-реабилитационная программа должна начинаться как можно раньше, быть интенсивной и комплексной. Вместе с тем без включения больного в образовательный и осознанный трудовой процесс невозможно решить проблемы третичной профилактики, т.е. реабилитации.

Цель вторичной профилактики - преодоление физической и психической зависимости от наркотических, токсических средств и психотропных веществ.

Задачи вторичной профилактики:

1) выявление граждан, страдающих наркоманией и токсикоманией;

2) диагностика типа и степени зависимости, а также факторов, предрасполагающих к возникновению зависимости, провоцирующих и поддерживающих эту зависимость;

3) осуществление комплекса лечебных мероприятий, направленных:

- на проведение детоксикации;

- на оказание неотложной наркологической помощи;

- на преодоление физической зависимости;

- на преодоление психической зависимости;

- на лечение заболеваний, сопутствующих наркомании и токсикомании;

- на формирование среды, поддерживающей здоровый образ жизни, в ближайшем социальном окружении лиц, страдающих наркоманией и токсикоманией, посредством психотерапевтических мероприятий.

4. Координация деятельности на этапе вторичной профилактики находится в компетенции уполномоченного исполнительного органа государственной власти по здравоохранению.

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ, или реабилитация – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.

Объекты третичной профилактики - лица, прошедшие курс лечения на этапе вторичной профилактики (граждане, в том числе несовершеннолетние, находящиеся в ремиссии, но имеющие социальное окружение, провоцирующее аддиктивное поведение), либо лица с аддиктивным поведением.

Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, относятся к третичной профилактике. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.

Реабилитация лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, рассматривается как система педагогических, психологических, медицинских, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на отказ от психоактивных веществ, формирование устойчивой антинаркотической установки личности, ее ресоциализацию и реинтеграцию в общество. Реабилитация лиц, прошедших курс лечения на этапе вторичной профилактики, либо лиц с аддиктивным поведением имеет целью возвращение им способности жить без наркотических, токсических средств и психотропных веществ.

В качестве цели реабилитации рассматривается возвращение человека к жизни в обществе на основе восстановления физического и психического здоровья, отказа от психоактивных веществ, восстановления (или формирования) его нормативного личностного и социального статуса.

Основными задачами реабилитации являются:

- формирование осознанной мотивации (установок) на включение в реабилитационный процесс, последующее продолжительное участие в нем и окончательный отказ от употребления наркотиков и других ПАВ;

- создание реабилитационной среды, влияющей на восстановление и формирование у реабилитируемых социально-приемлемых личностных и поведенческих навыков (качеств), способствующих их реадаптации и ресоциализации;

- коррекция и развитие структуры позитивной личности;

- осуществление комплекса терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию патологического влечения к ПАВ, устранение психических и соматических нарушений, предотвращение срывов и рецидивов;

- восстановление семейных отношений, коррекция взаимоотношений и коммуникативных связей со значимыми другими лицами и с ближайшим социальным окружением; формирование реальной жизненной перспективы на основе продолжения образования, развития трудовых навыков, обеспечения социальной поддержки и правовой защиты.

Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации. В связи с этим реабилитация лиц, злоупотребляющих наркотиками и другими ПАВ, является комплексной. Несмотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, активное участие в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Именно специалисты образовательных учреждений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, обеспечивают организацию технических и иных кружков, спортивных секций, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без которых реадаптация и ресоциализация просто невозможны. Следовательно реабилитация должна осуществляться бригадой специалистов - педагогов, психологов, медицинских работников и специалистов по социальной работе. Помимо специализированных центров, в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:

· оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи клиентам, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость;

· оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости;

· организация общеобразовательного и профессионального обучения и с этой целью создание учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;

· оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от ПАВ;

· взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации людей, вовлеченных в уоспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Именно специалисты образовательных учреждений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, обеспечивают организацию технических и иных кружков, спортивных секций, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без которых реадаптация и ресоциализация просто невозможны. Следовательно реабилитация должна осуществляться бригадой специалистов - педагогов, психологов, медицинских работников и специалистов по социальной работе. Помимо специализированных центров, в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:

· оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи клиентам, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость;

· оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости;

· организация общеобразовательного и профессионального обучения и с этой целью создание учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;

· оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от ПАВ;

· взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации людей, вовлеченных в употребление психоактивных веществ;

· разработка и апробирование реабилитационных программ;

· разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию;

· разработка программ, которые ориентированы на «позитивную профилактику» и улучшение приверженности (программы обмена шприцев, школы пациента, группы взаимопомощи, тренинги и тематические групповые занятия, обучение и консультирование «равными»).

Система реабилитационных мероприятий включает в себя:

1) медико-психологическую реабилитацию - систему медицинских и психологических мероприятий, предназначенных для потребителей наркотических, токсических средств и психотропных веществ без физической зависимости, но сохраняющих психологическую зависимость от наркотических, токсических средств и психотропных веществ, и направленных на формирование отказа у граждан от аддиктивного поведения;

2) социально-психологическую реабилитацию - систему медицинских, психологических и социальных мероприятий, предназначенных для потребителей наркотических, токсических средств и психотропных веществ без выраженной психологической зависимости от них и направленных на удержание ремиссии, профилактику наркомании и токсикомании и формирование неаддиктивного социального окружения;

3) социальную реабилитацию - систему социальных мероприятий, предназначенных для лиц, избавившихся от физической и психологической зависимости от наркотических, токсических средств и психотропных веществ, и направленных на удержание неаддиктивного социального окружения.