вопрос.

О. Конт попытался выработать рациональный подход к изуче­нию общества, опираясь в своем исследовании на факты, которые можно было собрать только в процессе наблюдения и эксперимента. Конт считал, что общество - это функционирующая система, основанная на разделе­нии труда. Свой подход он назвал сначала социальной физикой, а затем социологией (наукой об обществе). Это понятие французский мыслитель ввел в научный оборот в работе «Курс позитивной физики» (1842).

Социологическое учение Конта состоит из ряда основных идей:

- закона о трех стадиях интеллектуального развития че­ловека и общества;

- проблем классификации наук;

-концепции «социальной статики», описывающей законы существования общества;

-теории «социальной динамики», раскрывающей законы и этапы изменения общества.

Закон трех стадий гласит, что человеческое общество проходит три этапа своего развития:

-теологический, когда люди объясняют все явления, исходя из религиозных представлений о действиях сверхъесте­ственных сил. В общественной практике теологическая ста­дия - это монархический строй в политике и безграничная власть авторитета;

- метафизический, когда все объясняется природным фак­тором или некой абстрактной сущностью. В общественной практике господствует стремление поставить на место власти монархов власть народа. Влияние авторитета осла­бевает, рассудок берет верх над чувством;

-позитивный, когда все объясняется научно, т.е. в соответ­ствии с требованиями позитивизма, когда даже обще­ственная жизнь «переустраивается» на основе положитель­ного знания.

В созданной Контом классификации наук, которые он выстраивал по степени увеличения их сложности, порядок такой: математика, ас­трономия, физика, химия, биология. Последняя - социология. Ее Конт считал самым сложным, трудно постигаемым видом знания. Ученый нео­днократно давал определение социологии. Если суммировать все его высказывания по этому вопросу, то категория «социология» обозначает фундаментальную науку о человеческом обществе в целом и о всех элементах его бытия.

В соответствии со своими представлениями о развитии Конт рас­сматривает общественные явления с двух точек зрения: статической и динамической.

Социальная статика - это своеобразная анатомия обществен­ного организма. Предметом ее исследования становятся основные ин­ституты общества: государство, семья, наука, политика, религия. Они рассматриваются с точки зрения их социального функционирования и значения в установлении согласия и солидарности людей.

Социальная динамика вызывает особый интерес у Конта и понима­ется им как физиология развития общества. С ней он связывает тео­рию социального прогресса, в которой первичным фактором выступает духовное, интеллектуальное развитие человечества.

В своих сочинениях Конт подчеркивал, что общество - это выс­шая инстанция, которой должен подчиняться каждый гражданин. Речь идет не просто о почитании Бога или государства. У Конта - это «подчинение одного всем». Основным этическим принципом обще­ственной жизни французский социолог Огюст Конт считал «жизнь для других».

 

3 вопрос. Социологические взгляды английского философа Герберта Спен­сера (1820-1903) в основном изложены в его работе «Основания социо­логии» (1876-96), которая, в свою очередь, является первым томом его фундаментального многотомного труда «Система синтетической фи­лософии» (1862-1896).

Сущностью философского мировоззрения Спенсера стала «идея эволюции», изложенная им в главном философском труде «Основные начала» (1862). Опираясь на теорию «естественного отбора», сформу­лированную в книге Ч. Дарвина «Происхождение видов путем есте­ственного отбора» (1859), ученый применил ее и к общественному развитию. Спенсер попытался установить общие для органической при­роды законы

В своих сочинениях философ доказывал, что динамичное развитие общества возможно только на основе естественной эволюции. Именно она, - согласно Спенсеру, - создает полную свободу конкуренции как для индивидов, так и для сообществ, что, в свою очередь, способствует осуще­ствлению «естественного отбора» наиболее «лучших и полезных для общества видов».

Однако Спенсер утверждал, что этот прогрессивный эволюционный механизм разрушится, если будет допущено государственное вмешатель­ство в жизнь общества. В представлении ученого, общество ассоцииро­валось со своеобразной композицией всякого рода идей, верований и чувств, которые способны быть реализованными только посредством деятельности индивидов. Спенсер выделил два типа общества:

- «военное», которое характеризовалось деспотизмом и под­чинением индивидов государственной власти;

- «промышленное», в котором обеспечивается свобода инди­видов и сотрудничество их с государственной властью.

По мысли Спенсера, как социальный организм, общество состоит из трех главных систем:

- «производящей средства для жизни»;

- «распределительной»;

- «регулятивной».

В последнюю он включал систему социального контроля, основан­ную на страхе, который поддерживается в обществе либо государством, либо церковью.

И Концепции Конта и концепции Спенсера были серьезным шагом вперед в разви­тии общественных наук. Они отличались:

- концептуальным, системным подходом к исследованию общества. В трудах Конта и Спенсера обязательно присут­ствует руководящая идея, ведущая мысль, которая способ­ствует освещению, пониманию предмета исследования. На­пример, «идея эволюции» и «естественного отбора» в кон­цепции общественного развития Г. Спенсера;

-универсализмом, многогранностью при анализе общества. Конт и Спенсер стремились рассмотреть общество не только как целое. Они пытались из этого довлеющего над всем цело­го понять и объяснить единичное.

Вывод:

Именно Конт ввел в употребление сам термин «социология», имея в виду научное изучение явлений обществ, в отличие от умозрительных конструкций традиционной философии истории, исторической фактографии и разрозненных эмпирических обобщений политико-юридической мысли.

Позитивистская социология и философия Огюста Конта были направлены на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии. Заслуга Конта состоит в обосновании им необходимости научного подхода к изучению общества, выделения социологии в качестве самостоятельной науки, наряду с физикой, химией и биологией, выдвижения самого понятия «социология», опоры этой науки на наблюдение и эксперимент, познания законов общественного развития и практического использования достижений науки в целях осуществления социальных реформ во благо общества.

Философия Герберта Спенсера была квинтэссенцией буржуазно-либеральных иллюзий викторианской (доимпериалистической) эпохи в истории Англии и резюмировала принципы и достижения естествознания середины XIX в. Она пользовалась большой популярностью, оказала значительное влияние на эмпириокритицизм и неопозитивизм.

 

Список используемой литературы:

 

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов \ Под ред. проф. Добренькова. - М: Гардарика, 1998.

2. Гауппа О. Герберт Спенсер. - М., 2008.

3. Елсуков А.Л., Соколова Г.Н. История социологии. – Минск: Вышэйшая школа, 2000.

4. Збровский Г.Е. История социологии. – М.: Гардарики, 2007.

5. История теоретической социологии. В 4-х томах / Отв. ред. Ю.Н. Давыдов. Т. 2. М: Канон+, 1997.

6. Касьянов В.В. и др. Социология. Учебное пособие. \ Под ред. Касьянова В.В. - Ростов н\ Д: изд. центр МарТ, 2000.

7. Ковалевский М.М. Социология Герберта Спенсера. // М.М. Ковалевский. Сочинения в двух томах. Т. I. - СПб: "Алетейя", 1997.

8. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. - М: Академический проспект. Изд. Логос, 1999.

9. Социология / Г.В. Осипов (руководитель авт.кол.), Ю.П. Коваленко, Н.И. Щипанов, Р.Г. Яновский. - М.: Мысль, 1990.

10. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. - Ульяновск: УлГТУ, 2004.

11. Спенсер Г. Синтетическая философия (в сокращенном изложении Говарда Коллинза). Киев: Ника-Центр, 1997.

12. Фролов С.С. Социология. - М., 1994.