Лекция Внешнеполитическая стратегия и тактика
Переходя к рассмотрению стратегического и тактического уровней структуры способов действий, необходимо сразу же подчеркнуть, что они актуализуются как внешнеполитическая стратегия и тактика. На политико-идеологическом уровне, как уже отмечалось, это — принципы внешней политики.
Такая дифференциация способов действий является вполне закономерной, отражающей детерминирующую роль цели по отношению к способу се реализации. Способы действий как бы «завязаны» на цели, и их иерархия отражает в общем виде иерархию последних, Если в рамках структуры целей низший, начальный эшелон составляют локальные тактические цели, то в структуре способов действий — это локальные тактические акции.
Акция— это целенаправленное действие, т е. такое действие социального субъекта, которое должно оказать определенноевоздействие на объект, изменив или сохранив некоторое его состояние. Исходя из этого можно определить внешнеполитическую акцию как целенаправленное действие какого-либо государства в отношении другого государства или иных элементов системы международных отношений. В зависимости от того, предпринимается акция одним государством или группой, принято характеризовать ее как индивидуальную (сепаратную) или коллективную.
«Спектр» внешнеполитических акций достаточно богат и разнообразен, он насчитывает более сотни вариантов, но ограниченность рамок настоящей работы не дает возможности рассмотреть их классификацию в полном объеме. Поэтому придется остановиться только на тех из них, которые представляются основными и методологически наиболее значимыми.
Открытые и секретные (тайные) акции.Принципиальное различие этих двух типов акций заключается в том, что тайная акция всегда моноцелевая, а открытая может быть как моно-, так и полицелевой. И действительно, предпринимая тайную акцию, социальный субъект сознательно ограничивает ее воздействие избранным объектом. Он стремится, чтобы сам факт ее совершения не стал известен, если не ее объекту, то по крайней мере другим, т. е. он стремится не допустить ее побочного, стихийного влияния на других. И наоборот, открытая акция всегда полагает наличие последнего, а раз так, то обычно имеется некоторая возможность использовать его для реализации некоторой «вторичной» цели. Таким образом, открытая акция может в некоторых случаях, хотя, конечно, далеко не всегда, быть полицелевой.
Несмотря на очевидное различие этих двух типов акций они не взаимоисключают а взаимодополняют друг друга в рамках внешнеполитической деятельности, так как одни цели могут быть осуществлены только с помощью одного типа, а другие — иного. Например, вступление или выход государства из международной организации, установление или разрыв дипломатических отношений, повышение или понижение таможенных тарифов и тому подобное всегда являются акциями открытыми. И наоборот, акции разведки открытыми быть не могут. Многие внешнеполитические цели как бы нейтральны к этим типам акций, т. е. для их реализации может быть использован как тот, так и другой.
Если проанализировать их соотношение во внешнеполитической деятельности в прошлом и теперь, то наглядно прослеживается тенденция перехода от преимущественно тайных акций к открытым.
Дружеские и враждебные акции.Дружеской считается такая акция, осуществление которой одним государством в отношении другого способствует удовлетворению интересов или достижению целей последнего. Соответственно, враждебная акция затрудняет или даже исключает такую возможность.
Если применение враждебной акции свидетельствует о несовпадении, противоположности целей, то дружеская, как правило, означает их совпадение, но может представлять собой и уступку,т. е добровольный или вынужденный отказ от реализации своих целей. Преобладание враждебных акций всегда свидетельствует о наличии достаточно серьезных противоречий во взаимоотношениях двух стран. Если, одно из государств прибегает к односторонним вынужденным уступкам, то это также свидетельствует о наличии противоречий между ними. На тактическом уровне это обычно результат временного неблагоприятного для данного государства соотношения сил, а на стратегическом — относительно постоянного.
Силовые и информационные акции.В зависимости от того, является силовая акция враждебной или дружеской, она выступает в форме или давления(силового давления), или помощи.Соответственно, силовое влияние создает угрозуили поддержку.
По поводу последней необходимы некоторые пояснения. Дело в том. что поддержка — это не что иное, как косвенная угроза, поскольку она полагает момент противоборства, ибо поддерживают всегда кого-то противкого-то другого. Именно момент противоборства потенциально содержит в себе возможность использования силы. Однако поддержка не так жестко сопряжена с такой возможностью, как это имеет место при угрозе.
В рамках несилового влияния можно выделить три типа акций в зависимости от наличия или отсутствия в информации оценочного (позитивного или негативного) аспекта. Когда оценочный аспект отсутствует, то налицо нейтральная осведомительная акция (осведомление), при наличии негативного оценочного аспекта — негативная осведомительная акция (осуждение); позитивного — позитивная осведомительная акция (одобрение).
Говоря о классификации информационных акций (сообщений), следует учитывать, что на практике они далеко не всегда являются «чистыми». Например, угроза сочетается с осуждением, поддержка с осуждением и одобрением в одном сообщении. В силу данного обстоятельства определение типа информационной акции должно исходить из учета «движения по восходящей», т. е от осведомления через оценочный аспект к силовому влиянию. Иначе говоря, осведомление представляет собой исходный, начальный эшелон иерархии.
Инициативные и ответные акции. В условиях непрерывности внешнеполитического взаимодействия различие между этими двумя типами акций прослеживается зачастую недостаточно четко, однако в самом общем виде можно считать, что инициативная акция есть результат воздействия факторов внешней природной и внутренней социальной среды, а ответная — внешней социальный среды.
Данный тезис не следует понимать упрощенно, например, в том смысле, что изменение состояния факторов внутренней социальной среды вызывает обязательно инициативные внешнеполитические акции со стороны государства. Такого рода изменения в зависимости от их характера могут или порождать внешнеполитические инициативы, или, наоборот, блокировать их. И действительно, если эксплуататорское государство переживает серьезный внутренний кризис, то, как показывает опыт истории, его правящие круги могут пойти на самые авантюрные внешнеполитические инициативы, вплоть до развязывания войны. Но достаточно часто бывает и обратное, когда внешнеполитическая активность резко падает. «Чувствительность» государства к изменениям внешней социальной среды в целом (хотя и не обязательно в локальном плане) резко ослабевает, даже необходимые ответные акции тормозятся.
Ответная акция, представляя собой в сущности реакцию на изменение состояния среды, может быть быстрой или замедленной. Период такого замедления, называемый лагом запаздывания, во многих случаях бывает настолько продолжительным, что затрудняет классификацию акции как ответной, особенно если учесть то обстоятельство, что чем большей является величина лага запаздывания, тем вероятнее возможность «наложения» на внешнее воздействие факторов внутренней социальной среды.
Приведенная весьма лапидарная типология внешнеполитических акций не претендует на полноту, о чем уже говорилось ранее. Она дает лишь некоторое общее представление.
Локальные тактические акции, как отмечалось в начале данной главы, составляют низший, исходный эшелон иерархии структуры способов действия. Они являются теми «кирпичиками», из которых строится все ее здание. Вместе с тем низший эшелон двух структур (целей и способов действий) далеко не всегда совпадает, иначе говоря, далеко не каждая локальная тактическая цель может быть достигнута с помощью локальной тактической акции, даже коллективной, не говоря уже о сепаратной. В целом ряде случаев для этого бывает необходимо проведение не акции, а тактической операции.
Под тактической операцией понимается совокупность согласованных и взаимосвязанных локальных тактических акций, направленных на достижение единой, общей цели (локальной или региональной тактической). Согласованность акций означает взаимодополнительность их воздействия, а взаимосвязанность — взаимозависимость и взаимообусловленность. Наличие общей цели обеспечивает их определенное пространственно-временное единство.
Типологически тактические операции достаточно разнообразны. По составу входящих в них акций они могут быть простыми или сложными, открытыми, тайными или смешанными, комплексными или некомплексными и т. д., по структуре — одноэтапными или многоэтапными, непрерывными или дискретными (прерывающимися) и т. п.
Тактическую операцию не следует смешивать с серией локальных тактических акций. Серия— это некоторое число следующих друг за другом локальных тактических акций, предпринимаемых в расчете на то, что какая-то из них обеспечит достижение намеченной цели. В сущности, это не что иное, как использование так называемого метода проб и ошибок.
В отличие от тактической операции у серии отсутствует согласованность и взаимосвязанность акций, ибо каждая последующая акция есть лишь результат выявления неэффективности предыдущей. Хотя, конечно, и ей свойствен некоторый внешний, чисто формальный порядок, вытекающий из единства цели. Наличие подобного рода серий свидетельствует, какправило, о недочетах внешнеполитического планирования на тактическом уровне.
Основное требование к любой тактической акции или операции,да и ко всей тактике в целом — это высокая эффективность. На тактическом уровне она прежде всего зависит от гибкости, т. е. способности быстро модифицировать или заменять одни акции другими в зависимости от изменений конкретной обстановки. На гибкость как на основное условие эффективности- тактики указывал В. И. Ленин: «... Мы научились ... гибкости, уменью быстро" и резко менять свою тактику, учитывая изменившиеся объективные условия, выбирая другой путь к нашей цели, если прежний путь оказался на данный период времени нецелесообразным, невозможным». Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 44, с. 151.
Выбор высокоэффективных акций, а тем более их комбинаций (для тактических операций), — дело всегда достаточно сложное. Это в известном смысле всегда искусство, требующее не только высокого уровня профессиональной подготовки, но и наличия соответствующих способностей. Вместе с тем в ряде случаев, в частности в рамках двусторонних отношений, могут существовать заведомо высокоэффективные конкретные разновидности локальных тактических акций.
Из приведенного высказывания со всей очевидностью следуют два вывода. Во-первых, встреча на высшем уровне рассматривается как высокоэффективная акция. Во-вторых, она оценивается как ключевая акция (решающее звено) в рамках тактической операции. В свою очередь, данная тактическая операция выступает как составная часть другой, более широкой стратегической операции (локальная среднесрочная стратегическая цель), (локальная долгосрочная стратегическая цель).
Таким образом, переход от тактики к стратегии означает прежде всего переход от тактической операции к стратегической. Стратегическая операция— это совокупность согласованных и взаимосвязанных тактических операций и отдельных тактических акций, направленных на достижение среднесрочной стратегической цели.
Типологически стратегические операции менее разнообразны, чем тактические. Все они им-еют определенные общие особенности. Это, как правило, сложность (наличие достаточно большого числа элементов — тактических операций и акций), комплексность (разнотипность элементов), многоэтапность и ряд других. Определенная общность некоторых типологических характеристик не означает какой-либо их стереотипности. На практике диапазон разновидностей стратегических операций достаточно широк.
По вполне понятным причинам детальное рассмотрение этих конкретных разновидностей не входит в тематику настоящей работы, ибо это требует детального исторического описания.
Стратегическая операция всегда «заряжана» на среднесрочную стратегическую цель (обычно локальную или региональную), но для реализации долгосрочной стратегической цели одной операции недостаточно, нужна целая их совокупность, точнее, система стратегических операций, которую и принято называть стратегией. В зависимости от величины пространственной сферы целеполагания она может быть локальной, региональной, континентальной и глобальной.
Выше уже говорилось о том, что у различных стран она не одинакова. Для малых и средних государств ее величина, как правило, не превышает региональных рамок. В этом случае локальные стратегии выступают как частные по отношению к региональной, которая является общей. Соответственно, по мере расширения данной сферы это соотношение меняется, т. е. общей становится континентальная, или глобальная, стратегия. Применительно к великим державам и большинству крупных государств можно говорить о наличии у них определенной иерархии частных стратегий.
Общая стратегия государства — это система, элементами которой являются частные локальные стратегии, но это не значит, что они однотипны, однородны. Общая стратегия детерминирует частную локальную стратегию только в определенной степени, в определенных пределах. И это вполне закономерно, так как общая стратегия всегда непосредственно связана с принципами внешней политики, а частная, локальная стратегия зависит не только от них, но в еще большей степени от специфики двусторонних отношений. По этой причине типологически одна и та же общая стратегий может включать (хотя и не обязательно) различные варианты частных локальных стратегий.
В отличие от локальных другие виды частных стратегий (региональные и континентальные) более жестко детерминируются общей стратегией, хотя и тут диверсификация может быть достаточно значительной. Одно дело, например, региональная стратегия США в Западной Африке, а другое — в зоне Персидского залива. В этой связи нельзя не отметить, что так называемые внешнеполитические доктрины, выдвигавшиеся в различные периоды послевоенной истории правящими кругами США, в большинстве своем представляли собой новые варианты региональных стратегий, которые призваны были заменить ранее использовавшиеся, но оказавшиеся неэффективными («доктрина Эйзенхауэра», «доктрина Никсона» и т. п.).
Хотя дифференцированность частных стратегий (особенно локальных) и их относительная автономность — явление вполне закономерное, но нередки и случаи, когда они мало чем отличаются друг от друга и от общей стратегии. Пожалуй, экстремальным примером подобного рода могут служить европейские государства, объявившие вечный нейтралитет принципом своей внешней политики (Австрия, Швеция, Швейцария и др.).
Относительная автономность частной стратегии отнюдь не означает, что она не зависима от изменений состояния общей, как раз наоборот, особенно если это обусловлено коренной перестройкой политико-идеологического уровня. Например, приход фашистов к власти в Германии в 1933 г сопровождался полным пересмотром перспективных целей и принципов внешней политики (беспринципность стала «принципом»), что, в свою очередь, привело к кардинальному изменению как общей, так и частных стратегий. Более того, самым серьезным образом был затронут даже тактический уровень — во внешнеполитическом арренале гитлеровской Германии обычной тактической акцией стало политическое убийство. Все это произошло в резкой, «скачкообразной» форме в течение очень небольшого периода времени.
Говоря об общей стратегии государства на международной арене, нельзя не затронуть вопрос о ее соотношении с коалиционной, поскольку подавляющее большинство государств являются членами различного рода коалиций (формальных и тем более неформальных). Конечно, коалиционная принадлежность понимается здесь в широком смысле, отнюдь не как военно-политический блок. В этом смысле движение неприсоединения — тоже коалиция.
Всякая коалиция создается группой государств для реализации некоторых общих целей, однако ее деятельность будет эффективной только в том случае, когда ее члены действуют согласованно на базе определенной коалиционной стратегии. Она же всегда является результатом некоторого компромисса между странами—членами коалиции, но, будучи сформулированной, оказывает влияние на их общие и частные стратегии. Степень этого влияния зависит прежде всего от того, насколько данное государство-член интегрировано в нее, какую роль в ней играет, каков характер данной коалиции (например, военно-политический блок НАТО или сырьевое объединение ОПЕК) и т п.
Основное требование к любой стратегии, как и к тактике,— это высокая эффективность, что также предполагает ее гибкость, необходимость модификации в зависимости от изменений конкретной обстановки. Однако стратегическая гибкость в отличие от тактической не может ориентироваться на конъюнктурные моменты Стратегия сама призвана создавать определенную конъюнктуру, благоприятную для реализации долгосрочных стратегических целей Ее модификация, когда она происходит, как раз и призвана обеспечить, несмотря на все изменения ситуации, достижение этих целей
Весьма интересным примером коллективной смены локальной стратегии при неизменности долгосрочной стратегической цели может служить переход большинства арабских стран к бойкоту Египта после заключения правительством президента Садата сепаратного мирного договора с Израилем в 1979 г. Несмотря на резкое изменение локальной стратегии долгосрочная стратегическая цель — возвращение Египта на позиции коллективного противостояния израильской экспансии и до, и после подписания сепаратного мирного договора — оставалась неизменной. Само изменение стратегии было предпринято в расчете на то, что новый ее вариант окажется эффективней и позволит добиться поставленной цели. Расчет этот по целому ряду причин пока не оправдался.
В сущности эта группировка арабских государств (с определенной натяжкой ее можно назвать типичной неформальной коалицией) перешла от стратегии сотрудничества к стратегии конфронтации Типологически это две полярные противоположности. Если в рамках стратегии сотрудничества преобладают дружеские акции, то стратегия конфронтации — это преобладание враждебных акций. Последняя всегда, хотя, естественно, в разной степени, чревата возможностью возникновения военного конфликта.
Обе стратегии вместе с тем могут быть активными или пассивными (выжидательными). Приведенный пример коллективного бойкота Египта группировкой арабских стран— это образец стратегии пассивной конфронтации. В этом же регионе, например, Израиль осуществляет стратегию активной конфронтации в отношении соседних арабских государств, которая периодически приводит к военным конфликтам.
Применительно к сотрудничеству активной может считаться та стратегия, которая характеризуется постоянными инициативами, направленными па его развитие. Пассивная же полагает лишь принятие в большинстве случаев этих инициатив при незначительности собственных.
Наряду с требованием высокой эффективности стратегии все большее значение приобретает требование ее рациональности. Рациональным считается такой высокоэффективный способ действий, который обеспечивает достижение поставленной цели с минимальным расходом ресурсов. Таким образом, рациональность — это в сущности экономное расходование ресурсов при наличии высокой эффективности способа действия.
Когда речь идет о минимизации расхода ресурсов, не следует понимать этот тезис упрощенно, только как экономию материальных ресурсов или ресурсов средств. Он полностью относится и к экономии ресурсов условий, особенно времени. В этой связи нельзя не привести слова К. Маркса: «Как для отдельного индивида, так и для общества всесторонность его развития, его потребления и его деятельности зависит от сбережения времени. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени». Маркс К., Энгельс Ф, Соч. 2-е изд., т. 46, ч. I, с. 117.
Рациональность как таковая не сводится к экономии какого-то одного вида ресурсов, а представляет собой выявление некоего оптимального варианта их использования в целом. При этом следует учитывать диалектику их взаимодействия, которая характеризуется тем, что экономия одного вида ресурсов неизбежно ведет к повышению расхода другого. Выбор же оптимального сочетания детерминируется целью, т. е. имеет место целевая оптимизация.
Однако каждая цель существует не изолированно, а в рамках иерархии и, как следствие этого, рациональность па различных ее уровнях может и не совпадать. Действительно, та акция, которая на тактическом уровне рациональна (конъюнктурная рациональность), не всегда оказывается таковой на стратегическом уровне. В конечном итоге вопрос о рациональности решается в рамках общей стратегии.
Детерминирующая роль стратегической рациональности отнюдь не означает отрицание значения тактической. Более того, если тактика в целом нерациональна, то это неизбежно скажется и на стратегии. Однако наряду с тождеством между ними есть и определенные различия, поскольку тактическая рациональность, будучи по существу локальной и конъюнктурной, когда ограничена.
Неуклонное повышение требований к эффективности и рационализации внешнеполитической деятельности ведет к резкому возрастанию роли научного внешнеполитического планирования, которое охватывает сейчас уже не только стратегический, но и тактический уровень. И действительно, проведение комплексных тактических, а тем более стратегических операций широкого масштаба требует сейчас качественно иного уровня планирования по сравнению даже с относительно недавним прошлым.
Необходимо сразу же подчеркнуть, что политико-идеологический уровень внешнеполитической программы не является объектом планирования, а образует его научно-теоретическую базу.
Принято выделять два вида внешнеполитического планирования: перспективное — стратегический уровень и текущее — тактический уровень внешнеполитической программы. Каждый из них включает, как правило, четыре последовательных этапа аналитический, прогностический, принятия решения и организационный. Их содержание существенно различно в рамках перспективного и текущего планирования
Потребность непрерывного совершенствования внешнеполитического планирования породила необходимость разработки целой системы методик сбора и обработки внешнеполитической информации, анализа и прогнозирования внешнеполитических ситуаций, которые и составляют методический раздел.