ОТ ВЕРЫ В ВЕРУ

Говорят, великий греческий поэт Гомер бродил от города к городу, рассказывая истории об осаде города Трои, и тем зарабатывал себе на жизнь. В то время не было ни кино, ни общественных театров, ни книг, ни телевизоров, и всем нравилось слушать интересные истории.

Писание использует тот же метод для нашего обучения. Но Писание - это не книги по академическому богословию. Наряду с присутствием Божественного автора мы ощущаем там едва заметную, характерную картину, которая созидает веру в Бога. Прежде всего, давайте посмотрим на некоторые евангельские события.

В Евангелии от Иоанна (4:46-54) мы встречаемся с "царедворцем". Он проявил веру в силу Христа тем, что сам прошел весь путь от Канернаума до Каны - день пути, - чтобы попросить Христа прийти к нему домой и исцелить умиравшего сына. Иисус сказал бедняге нечто непонятное: "Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес". Это было странно, потому что царедворец имел достаточно веры, чтобы прийти и позвать Христа. Но Иисус имел в виду другой вид веры. И все же царедворца не отпугнул явно холодный прием Иисуса. Он продолжал верить и попросил: "Господи! приди, пока не умер сын мой". Однако Иисус не сделал того, о чем просил царедворец. Он не пошел в Капернаум. Иисус делал то, что делал, не потому, что Его об этом просили. Он просто сказал тому человеку: "пойди, сын твой здоров". А для царедворца такой ответ означал необходимость в дополнительной вере. Сначала он верил, что Иисус сможет исцелить его сына, если придет к нему домой, и для этого ему пришлось преодолеть весь путь до Каны. Но теперь он должен был поверить, что Иисус может сделать нечто большее. Царедворец ушел, и мы читаем: "Он поверил слову, которое сказал ему Иисус". Он пришел домом только па следующий день. И весь свой путь, каждую минуту и каждый шаг тот человек должен был держаться верой за те краткие слова, что сказал ему Иисус. Но когда он увидел чудо, совершившееся в его доме по слову Иисуса, тогда, как рассказывает нам Иоанн, к нему пришла настоящая вера. "И уверовал сам и весь дом ею". Они поверили не в чудо. Они его видели сами, они не просто поверили в него. Они обрели такого качества веру, какая обычно представлена в повествованиях Иоанна - они обрели доверие ко Христу.

Другое событие произошло в главе девятой того же Евангелия. Иисус исцелил слепого. Он помазал его глаза грязью и отправил умыться к знаменитому водоему Силоам. Человек тот вернулся зрячим и узнал, что это чудо совершил Иисус. Когда его стали расспрашивать о происшедшем, он ответил, что зрение ему вернул "Человек, называемый Иисус". Люди, похоже, не знали Иисуса и продолжали спрашивать: "Где Он?" После этого прозревшего допрашивала группа фарисеев, и они сказали: "Не от Бога Этот Человек". Вся проблема была в этом - Иисус был Человек.

Однако, в прозревшем стала расти вера. Сначала фарисеи говорили: "Как может человек грешный творить такие чудеса?" Затем они стали спрашивать конкретно об Иисусе - Кем Он был? Они спросили исцелившегося человека, и тот сказал: "Это пророк". Но лидеры из иудеев договорились отлучать от храма любого, кто говорил, что Иисус есть Христос. Поэтому, столкнувшись с фактом исцеления слепорожденного, они стали рассуждать далее, пытаясь вынудить прозревшего сказать, что Иисус был грешником. Однако тот не стал делать этого и заявил: "Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает... Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего". Его вера продолжала расти, и он поверил в то, что Христос был не грешником, но от Бога. Он подвергся преследованиям, и его обвинили в том, что он стал учеником Иисуса. Затем Иисус Сам нашел прозревшего. Лидеры выгнали его из храма, что вполне типично для мира, который отвергает всех тех, кто свидетельствует о благости Божьей. Иисус хотел задать человеку очень важный вопрос. Ему не нужно было знать, чувствует ли тот человек благодарность или чем он занимается. Он спросил: "Ты веруешь ли в Сына Божия?" Человек не понял, что имел в виду Иисус: "А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?" У него было достаточно веры в Иисуса, чтобы ощупью добраться до водоема Силоам, когда он был слеп, потому что Иисус велел ему сделать это. Эта вера помогла ему обрести физическое зрение. Но намного большее видение дала ему вера другого качества. И тогда Иисус сказал ему: "И видел ты Его, и Он говорит с тобою". Человек взглянул на Христа, и его вера взорвалась в нем с огромной силой - у него не стало проблем с принятием утверждения Христа. Он сказал: "Bерую, Господи!" И затем "поклонился Ему" - его вера получила полное завершение.

Рассказ о женщине самаритянке в четвертой главе Евангелия от Иоанна - еще одни мощный исторический урок па тему веры. Этот рассказ - пример того, как грешник может совершить прыжок веры на большие высоты сверхъестественного. Безымянная женщина пришла к колодцу набрать воды в тот момент, когда Иисус отдыхал там после долгого и изнурительного пути в жаркий день. Он попросил у нее напиться, чем совершенно изумил ее. Она решила, что видит перед собой странного еврея, который так свободно общается с ней, нарушая все правила и традиции, поскольку иудеи с самаритянами не общались. Более того. Он сказал, что может дать ей "воду живую". И эта вода "сделается источником воды, текущей в жизнь вечную". В этот момент она решила подшутить над Ним, придя к выводу, что Он рассуждает не очень логично. Поэтому она сказала: "Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать". Конечно же, она никак не ожидала иметь такую воду. Но Иисус предложил ей: "Пойди, позови мужа твоего и приди сюда". Она приняла невинный вид и заявила, что у нее нет мужа. И тогда Иисус совершенно потряс ее откровением о ее порочной жизни и длинным списком бывших мужей. Ошеломленная женщина посмотрела на него и сказала: "Господи! вижу, что Ты пророк". Здесь она явно продвинулась вперед в своем понимании и вере. Далее Иисус потряс ее понимание сущности поклонения. Она сделала замечание, отразившее четыреста лет споров о месте богопоклонения. Но ответ Христа был совершенно неожиданным. Совсем неважно, где и когда поклоняться. Поклоняться можно было везде, в любом месте и всегда. Бог хотел приобрести Себе такой народ, поклонение которого не ограничивалось бы конкретным местом пли определенным расписанием. Теперь женщина почувствовала себя совершенно потерянной в богословских глубинах, а потому поспешила закруглить эту тему. Она заявила, что все будет окончательно разрешено, когда придет Мессия. Женщина подошла совсем близко к очень важной теме, и тогда Иисус сказал: "Это Я, Который говорю с тобою". И вот тогда-то ее вера воспарила к высотам. Она посмотрела на этого Человека, Который видел ее прошлое как на ладони и коснулся ее самых сокровенных дум Своим глубоким учением. Взволнованная, она бросилась обратно в город и рассказала всем об Иисусе и все спрашивала: "Не Он ли Христос?" И тогда многие пошли вместе с ней к колодцу, чтобы посмотреть на этого Человека, Который произвел такое впечатление на женщину. Они тоже испытали власть Его Божественного очарования и пригласили Его побыть в их городе. Он пробыл с ними в течение двух дней, и в результате они сказали, что "Он истинно Спаситель мира, Христос". Женщина уверовала, несмотря на то, что была большой грешницей.

В каждом из этих эпизодов развитие веры происходит очень быстро и всегда заканчивается провозглашением преданности, установлением взаимоотношений и личным принятием Иисуса. Для того чтобы стать просто верующим в Бога, нужно преодолеть большой путь, но на этом пути существует пропасть, которую можно перепрыгнуть со скоростью света - только что ты был далеко от Бога, но через минуту ты навечно связан с Ним через веру - и стал "единым со Христом". За эту минуту мы становимся такими же, какими были Его ученики, о которых Он сказал Отцу: "Они Твои... И все Твое Мое; и Я прославился в них... Никто из них не погиб" (Иоан.17:9-12).