Билет №15 превращение христианства в госуд. Религии в римской империи

В евангелиях не содержится указаний на наличие и общинах оформившегося клира. Его появление относится к концу II в. и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин? В это нремя происходит дальнейшее обострение противоречий рабовладельческого общества. Упадок торговли, производства, брожение среди рабов и недовольство разоренных крестьян распространяются все шире. Теперь Рим озабочен не расширением своих границ, а защитой их от непрерывных нашествий варваров. Безысходность положения порождает настроения отчаяния и пессимизма в среде господствующих классов, не способных остановить распад империи. Такой ситуации как нельзя лучше соответствовали идеи христианства, звавшие добровольно и покорно идти навстречу неизбежной гибели. Этим главным образом и объясняется изменение социального состава общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то в конце Д1в. в их составе уже были ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельная часть христиан постепенно приходит к- управлению имуществом и руководству богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, Священники, дьяконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков и сосредоточивают в своих руках власть.

Изменение социального состава общин определило и их социальную направленность. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций и все более настойчивое стремление к союзу с императорской властью. Христианство безоговорочно встает на защиту рабовладельческого строя.

Императорская власть в свою очередь ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Религиозные реформы Гелиогобала, Аврелиана, Диоклетиана, попытка Юлиана Флавия реставрировать политеизм, а Августа — утвердить в качестве мировой религии культ цезарей были безрезультатны. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи, независимо от их этнической или классовой принадлежности, способная дать утешение угнетенным и духовную узду угнетателям.

Былые гонения или безразличие Римского государства к христианству в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. В 313г. император Константин издал эдикт (указ) о предоставлении христианам равных прав со всеми другими религиями, а в 324 г. официально объявил христианство государственной религией Рим-, ской империи. В 325 г. под его председательством собрался в городе Никее I вселенский собор христианских церквей, сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения