III. Вокально-хоровой анализ

Определить: тип и вид хора, диапазон (указать его на нотном стане или буквенно), тесситуру (проанализировать напряженно звучащие места в каждой партии); бывает высокая, средняя и низкая.

 

Интонационные трудности

 

Трудности горизонтального (мелодического) строя всегда зависят от ладовой определенности, гармонического окружения, темпа, динамики…К примеру, трудно исполнять гаммаобразные ходы в высоком регистре и подвижном темпе. Затруднения вызовут: секунды, септимы, хроматизмы. Необходимо сохранять при этом одну вокальную позицию и петь, исходя из законов ладового тяготения.

В вертикальном (аккордовом) строе сложность представляют увеличенные и уменьшенные трезвучия (важен контроль над «остротой» интонирования вводного тона). Также: движение параллельными трезвучиями, внезапная смена тональности, энгармонизмы, секундовые соотношения в аккордах и т.д.

 

Ритмические трудности

- Исполнение пунктирного ритма, особенно в сочетании с триолями.

В произведениях лирического характера подобный ритм не должен нарушать характера произведения.

- синкопы, квинтоли, секстоли.

- смешанные или переменные размеры. Трудность возрастает при смене группировки в такте в быстрых темпах.

- в размерах 6/8, 9/8, 12/8 крупные длительности не должны укорачиваться или удлиняться.

 

 

Дикционные трудности

От правильного произношения слова в значительной степени зависит формирование певческого звука, интонация и строй хора. Необходимо интонировать звонкие согласные на высоте последующей за ней гласной. Важно присоединять последнюю согласную одного слога к следующему, например: «Лю-блю гро-зу вна-ча-ле ма-я». Дикционные трудности неразрывно связаны с темпом, тесситурными условиями, динамикой и фактурой.

В произведениях с полифонической фактурой важно выделять основной тематический материал.

 

Вокально-хоровые трудности

- исполнение крайних звуков диапазона, вызывающих напряжение голоса;

- piano в высокой тесситуре, forte – в низкой;

- глиссандо, пение закрытым ртом, хоровые речитативы, требующие единого ритмического ансамбля;

- интонирование «инструментального» типа мелодии;

- проанализировать трудности исполнения каждой хоровой партии, найти способы их преодоления.