Музыкальное движение

В последние годы движение под музыку стало неотъемлемой частью урока музыки в школе. Особенно важно включать различные виды движений под музыку в начальной школе. Детям этого возраста свойственна подвижность, и они с удовольствием выполняют различные движения под музыку, включаются в музыкальные игры, связанные с движением.

Для педагога - музыканта, понимающего, что метро - ритмическая основа музыки тесно связана с моторикой, мышечной реактивностью человека, очень важно включить ребенка в активную музыкальную деятельность, предоставив ему возможность ощутить «всем телом», «пропустить через себя» темповые, динамические, регистровые изменения, особенности мелодического развития, фразировки, строения музыкальных произведений, особенности метро - ритмических соотношений.

Однако, работая над осознанием и освоением отдельных выразительных средств музыки, ни в коем случае не следует забывать о целостном характере музыкального восприятия, считая принципы целостности восприятия и эмоциональности, отзывчивости на музыку основными в любой музыкальной деятельности ребенка.

Движение под музыку является дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей ребенка, в особенности на развитие метроритмического чувства.

Разрабатывая этот раздел программы, необходимо опираться на ритмику, включая также элементы танцевальных движений и сюжетно - образные игры, пластическую импровизацию.

Движение под музыку развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход Детскому стремлению к самовыражению. Красота музыки и красота движений, рождаемых ею, создают на уроке особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.

Помимо решения задач познания основ музыкального искусства в движении, педагог совершенствует культуру движений, формирует навыки выразительного движения. Понять содержание произведения и адекватно выразить в движении - вот главная задача всей работы в области движения под музыку.

В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метро -

- ритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, шаг польки, выставление ноги вперед на пятку или на носок, хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком и

так далее.

Сюжет музыкальных игр может быть предложен педагогом, последовательность движений также выучена заранее, но можно, предложив сюжет, попросить детей «сочинить», придумать движения и их последовательность. Особенно интересны различные пластические импровизации, когда ребенок остается один на один с музыкой и творит свой пластический вариант музыкального образа. В этом момент главное для учителя - деликатность, доброжелательность и создание доброжелательной атмосферы в классе среди детей.

В связи с вышеизложенным можно привести несколько методических замечаний, которые будет полезно учесть педагогу, планируя различные виды работ в области музыкального движения.

1. Необходимо помнить о художественной ценности музыкального материала. Художественный уровень музыкального материала должен быть достаточно высоким, для того чтобы обеспечить интерес ребенка к занятиям, развитие его музыкального вкуса и включение данного материала в драматургию урока, в тематизм урока, в интонационную атмосферу урока.

2. Каждое музыкальное произведение (или фрагмент его) при первом знакомстве с ним необходимо внимательно прослушать и проанализировать (кратко) его эмоционально - образное содержание.

3. Необходимо отдельно отработать технику движения и только потом соединить музыку и движение, создавая целостный музыкальный образ.

4. Включать в урок различные виды движения.

5. В структуре урока движение может быть отдельной его частью, длящейся три - пять минут, может выполнять роль двигательной разрядки (здесь полезно повторять уже известные упражнения), может органично включаться в процесс разучивания и исполнения песен, попевок, в процесс анализа прослушиваемого произведения, в работу в области музыкальной грамотности.

6. Упражнения и игры, связанные с движением под музыку, могут и должны повторяться; их исполнение надо стараться довести до как можно более высокого уровня.

7. В программе предложено большое количество различных видов работы в области музыкального движения, гораздо больше, чем реально необходимо. Это сделано для того, чтобы учитель, планируя работу, мог выбирать как виды упражнений, так и их количество, а также выбрать музыкальный материал.

8. В подготовительном классе различные музыкальные движения буквально пронизывают весь урок. На уроке может быть исполнено с движением от четырех до семи - восьми произведений.

Во втором классе объем музыкального движения несколько сокращается, поэтому педагог включает движение как отдельную часть урока не менее двух раз (три - шесть упражнений).

В третьем и четвертом классах большое внимание уделяется включению движения во все элементы урока, а отдельно - как структурная часть урока - проводится один раз (три - четыре упражнения).