Памяти Идриса Асанина.
Общество «Азизлер» привлекло внимание демократически мыслящих людей к вопросам подлинной истории Бахчисарая и современному плачевному состоянию культурного наследия, встало преградой на пути тех, чьи поступки соразмеряются интересами базарными, личной материальной выгоды, а не интересами сохранения общечеловеческих ценностей.
Памяти борца-патриота будем достойны
6 августа 2007 г. на 79 году жизни в г. Бахчисарае внезапно остановилось сердце Идриса Челеби-оглу Асанина — одного из выдающихся организаторов борьбы крымскотатарского народа за возвращение на историческую Родину в Крым. Свою любовь к земле отцов он выражал в стихах еще в ранней молодости, за что советская карательная машина немедленно его изолировала, оторвав от студенческой скамьи и осудив по разным статьям суммарно на более чем 50 лет лишения свободы, окончательно сложившиеся в 25-летний приговор. Отсидел мятежный поэт чуть меньше 10 лет, не сломался, верность принципам свободы и справедливости сохранил на всю жизнь. Он имел историческое образование, был поэтом, писателем, публицистом. Большую часть жизни проработал в соответствии со вторым высшим образованием на руководящих должностях в гражданском строительстве. Он мог бы стать блестящим, продуктивным поэтом, но сознательно все свое свободное от служебных обязанностей время посвятил национальным интересам крымскотатарского народа. Обладая острым, проницательным умом, имея широкую эрудицию и богатый жизненный опыт, Идрис-ага ясно представлял себе тот сложный путь, которым наш народ мог вернуться в Крым после депортации. Его не остановили трудности и опасности на этом пути. Он сотрудничал с выдающимися национальными деятелями крымских татар, и с его мнением на том высоком уровне считались. Пророческими оказались строки, выведенные его рукой еще в 1957 году:
«Биз ичюн бу сонъки сынавлар оладжакъ.
Бу ёлнынъ сонъунда адалет до-гьаджакъ».
Этот человек был уникален по объему информированности о каждом заметном участнике крымскотатарского национального движения за многие годы. Он мог бы стать яркой звездой на литературном небосклоне, но все силы отдал делу систематизации и документированию того материала, которым располагал, ибо это была наиболее широкая и правдивая информация в жизни нашего народа за 60 лет депортации и после
его возвращения. Идрис Асанин провел титаническую работу, издав за последние годы три тома книги «Адалет куреши сафларында». Для издания четвертого тома материал был готов, но не хватило средств. Работа, посильная научным коллективам, сделана одним человеком. Его книги станут фундаментальной базой для будущих исследователей. Крымские татары воспринимали И. Асанина как вдумчивого борца за народные интересы. Он одинаково остро владел словом и пером, реально оценивал свои возможности, обладал организаторскими способностями и при необходимости мог быстро собрать группу компетентных, инициативных, работоспособных, патриотичных соотечественников и нацелить их на решение важной для науки, истории и нашего народа проблемы.
Убедительность
и аргументированность его доводов вынуждены были признавать и считаться с ними специалисты, сановные государственные чиновники.
Идрис Асанин до последних дней оставался достойным наставником образованной молодежи, учил ее правильно ориентироваться в перипетиях быстро меняющейся современной политической палитры. Правильность каждого своего шага он оценивал исходя из того, насколько это соответствует глобальным интересам его народа. Ему чуждо было высокомерие, и двери его дома всегда были открыты для каждого л юбоз н ател ь н ого соотеч естве н н и ка. Идрис Асанин стал инициатором создания общества по изучению археологических, историко-архитектурных памятников Крыма и мусульманских святынь крымскотатарского народа «Азизлер», так как считал, что археолого-культурные памятники народа являются его историческими корнями. Общество «Азизлер» привлекло внимание демократически мыслящих людей к вопросам подлинной истории Бахчисарая и современному плачевному состоянию культурного наследия, встало преградой на пути тех, чьи поступки соразмеряются интересами базарными, личной материальной выгоды, а не интересами сохранения общечеловеческих ценностей.
Уход из жизни Идриса Челеби-оглу Асанина стал большой утратой для нашего народа. Благодарной памятью борцу-патриоту будет продолжение его дела идущим на смену поколением.
Э.Шемьи-заде, И.Асанин, Х.Гурджи. (1953г.)
Стихотворения.
Если степи иссушатся жаждой,
Над землей будет властвовать зной, —
Современник, ты должен однажды
Для нее стать живою водой.
Если сель рассечет степь надвое
И погибнут посевы, сады, —
Я уверен: ты сможешь собою
Защитить степь от этой беды.
Если сердце угасшее встретишь, —
Ты огнем давней веры своей
Разожги его, сразу заметишь,
Как сам станешь намного сильней.
Если взгляд твой увидит: в пучину
Волны лодку вот-вот унесут –
Помоги, коль родился мужчиной,
Не спасешь – и тебя не спасут.
Если мраком укроются звезды, —
Все собою вокруг освети.
Нашу землю родную, наш воздух
Время нам поручило спасти.
Переменами полнится время,
Век двадцатый седлает коня!
Современник, вперед: ногу в стремя
И — к восходу свободного дня!
Апрель, 1969 г.
MENİM ANTIM
“Ant etkenmen, söz bergenmen
Millet içün ölmege.
Bilip, körip milletimniñ
Köz yaşını silmege!”
Noman Çelebicihan
Yurtsuz qalğan hor milletim, ğurbetlikte yüresiñ,
Açlıq, qorluq hastalıqtan sürü-sürü ölesiñ.
Mezarcılar yoruldılar, cenazeler qılınmay.
Dua, hatim bir yaq tursun, ...ölgen eske alınmay.
Bir kün keçse kimse bilmey dünki qabir ne yerde,
Mezarlıqta ölülerni qaşqır süyrey kimerde.
Bunı körip yürek sızlay, etim-tenim çimirdey,
Buña nasıl yürek çıdar, ğadaplanmay, irimey?!
Bu ğarip halq aqsız yerde mında ölip bitsinmi?
Yurtnı basqan yağmacılar körip bayram etsinmi?
Millet artıq ğayıp ola, qaldı duşman şerine,
Tatar adı tarihlardan şan-şüretsiz siline.
Gece-kündüz oylanğanım – bu zevalğa bir çare,
Bu accılar aqılıma neler-neler ketire!..
Nefretlenem, göñlüm taşa, közlerimden yaş kele,
Tek bir Niyet – Küreş yolu ... irademe küç bere.
Men ant etem, ant etkenniñ izlerinden ketmege,
Milletimniñ aqqı içün canım feda etmege!
Mitan qışlağı, Samarqand vilâyeti, Özbekistan
1944 s. sentâbr
return false">ссылка скрыта
Список используемой литературы: