Памяти Идриса Асанина.

 

Общество «Азизлер» привлекло внимание демократически мысля­щих людей к вопросам подлинной истории Бахчисарая и современному плачевному состоянию культурного наследия, встало преградой на пу­ти тех, чьи поступки соразмеряются интересами базарными, личной ма­териальной выгоды, а не интересами сохранения общечеловеческих цен­ностей.

Памяти борца-патриота будем достойны

6 августа 2007 г. на 79 году жизни в г. Бахчисарае внезапно останови­лось сердце Идриса Челеби-оглу Асанина — одного из выдающихся организаторов борьбы крымскота­тарского народа за возвращение на историческую Родину в Крым. Свою любовь к земле отцов он выражал в стихах еще в ранней молодости, за что советская карательная ма­шина немедленно его изолировала, оторвав от студенческой скамьи и осудив по разным статьям суммарно на более чем 50 лет лишения сво­боды, окончательно сложившиеся в 25-летний приговор. Отсидел мятеж­ный поэт чуть меньше 10 лет, не сло­мался, верность принципам свободы и справедливости сохранил на всю жизнь. Он имел историческое об­разование, был поэтом, писателем, публицистом. Большую часть жизни проработал в соответствии со вто­рым высшим образованием на ру­ководящих должностях в гражданс­ком строительстве. Он мог бы стать блестящим, продуктивным поэтом, но сознательно все свое свободное от служебных обязанностей время посвятил национальным интересам крымскотатарского народа. Обла­дая острым, проницательным умом, имея широкую эрудицию и богатый жизненный опыт, Идрис-ага ясно представлял себе тот сложный путь, которым наш народ мог вернуться в Крым после депортации. Его не ос­тановили трудности и опасности на этом пути. Он сотрудничал с выда­ющимися национальными деятелями крымских татар, и с его мнением на том высоком уровне считались. Про­роческими оказались строки, выве­денные его рукой еще в 1957 году:

«Биз ичюн бу сонъки сынавлар оладжакъ.

Бу ёлнынъ сонъунда адалет до-гьаджакъ».

Этот человек был уникален по объему информированности о каж­дом заметном участнике крымскота­тарского национального движения за многие годы. Он мог бы стать яр­кой звездой на литературном небос­клоне, но все силы отдал делу систе­матизации и документированию того материала, которым располагал, ибо это была наиболее широкая и прав­дивая информация в жизни нашего народа за 60 лет депортации и после

его возвращения. Идрис Асанин провел титаническую работу, издав за последние годы три тома книги «Адалет куреши сафларында». Для издания четвертого тома материал был готов, но не хватило средств. Работа, посильная научным коллек­тивам, сделана одним человеком. Его книги станут фундаментальной базой для будущих исследователей. Крымские татары воспринимали И. Асанина как вдумчивого борца за народные интересы. Он одинаково остро владел словом и пером, ре­ально оценивал свои возможности, обладал организаторскими способ­ностями и при необходимости мог быстро собрать группу компетент­ных, инициативных, работоспособ­ных, патриотичных соотечествен­ников и нацелить их на решение важной для науки, истории и нашего народа проблемы.

 

Убедительность

и аргументированность его доводов вынуждены были признавать и счи­таться с ними специалисты, санов­ные государственные чиновники.

Идрис Асанин до последних дней оставался достойным наставником образованной молодежи, учил ее правильно ориентироваться в пери­петиях быстро меняющейся совре­менной политической палитры. Пра­вильность каждого своего шага он оценивал исходя из того, насколько это соответствует глобальным инте­ресам его народа. Ему чуждо бы­ло высокомерие, и двери его дома всегда были открыты для каждого л юбоз н ател ь н ого соотеч естве н н и ка. Идрис Асанин стал инициатором со­здания общества по изучению архео­логических, историко-архитектурных памятников Крыма и мусульманских святынь крымскотатарского народа «Азизлер», так как считал, что археолого-культурные памятники народа являются его историческими корня­ми. Общество «Азизлер» привлекло внимание демократически мысля­щих людей к вопросам подлинной истории Бахчисарая и современному плачевному состоянию культурного наследия, встало преградой на пу­ти тех, чьи поступки соразмеряются интересами базарными, личной ма­териальной выгоды, а не интересами сохранения общечеловеческих цен­ностей.

Уход из жизни Идриса Челеби-оглу Асанина стал большой утратой для нашего народа. Благодарной памятью борцу-патриоту будет про­должение его дела идущим на смену поколением.

 

Э.Шемьи-заде, И.Асанин, Х.Гурджи. (1953г.)

 

 

Стихотворения.

Если степи иссушатся жаждой,
Над землей будет властвовать зной, —
Современник, ты должен однажды
Для нее стать живою водой.

Если сель рассечет степь надвое
И погибнут посевы, сады, —
Я уверен: ты сможешь собою
Защитить степь от этой беды.

Если сердце угасшее встретишь, —
Ты огнем давней веры своей
Разожги его, сразу заметишь,
Как сам станешь намного сильней.

Если взгляд твой увидит: в пучину
Волны лодку вот-вот унесут –
Помоги, коль родился мужчиной,
Не спасешь – и тебя не спасут.

Если мраком укроются звезды, —
Все собою вокруг освети.
Нашу землю родную, наш воздух
Время нам поручило спасти.

Переменами полнится время,
Век двадцатый седлает коня!
Современник, вперед: ногу в стремя
И — к восходу свободного дня!

Апрель, 1969 г.

 

MENİM ANTIM

 

“Ant etkenmen, söz bergenmen

Millet içün ölmege.

Bilip, körip milletimniñ

Köz yaşını silmege!”

Noman Çelebicihan

Yurtsuz qalğan hor milletim, ğurbetlikte yüresiñ,

Açlıq, qorluq hastalıqtan sürü-sürü ölesiñ.

Mezarcılar yoruldılar, cenazeler qılınmay.

Dua, hatim bir yaq tursun, ...ölgen eske alınmay.

 

Bir kün keçse kimse bilmey dünki qabir ne yerde,

Mezarlıqta ölülerni qaşqır süyrey kimerde.

Bunı körip yürek sızlay, etim-tenim çimirdey,

Buña nasıl yürek çıdar, ğadaplanmay, irimey?!

Bu ğarip halq aqsız yerde mında ölip bitsinmi?

Yurtnı basqan yağmacılar körip bayram etsinmi?

Millet artıq ğayıp ola, qaldı duşman şerine,

Tatar adı tarihlardan şan-şüretsiz siline.

Gece-kündüz oylanğanım – bu zevalğa bir çare,

Bu accılar aqılıma neler-neler ketire!..

Nefretlenem, göñlüm taşa, közlerimden yaş kele,

Tek bir Niyet – Küreş yolu ... irademe küç bere.

Men ant etem, ant etkenniñ izlerinden ketmege,

Milletimniñ aqqı içün canım feda etmege!

Mitan qışlağı, Samarqand vilâyeti, Özbekistan

1944 s. sentâbr

return false">ссылка скрыта

 

 

 

 

Список используемой литературы: