Ф. Ласковский. Материалы для истории инженерного искусства в России.

Ч. 3., Спб., 1865.

 

Тоболо-Ишимская линия между Тоболом и Иртышом должна была проходить, по первоначальным соображениям, от старого Утяцкого форпоста, лежащего на берегу Тобола, на Коркину слободу, а с той слободы к Иртышу на Чернолуцкую слободу. Хотя для обороны границы на этом пространстве и существовал уже ряд укрепленных постов, большей частью возведенных при императоре Петре Великом, в особенности в то время, когда заложены были опорные пункты на реке Иртыше, но выполняемые ими действия далеко не соответствовали требуемой цели, потому что укрепленные пункты имели недостаточно сильное расположение; притом, занимая протяжение около 985 верст, они находились на значительном расстоянии один от другого и, следовательно, не могли надлежащим образом препятствовать неприятельским вторжениям.

На основании произведенных инженерами и геодезистами в этом направлении изысканий с 1743 по 1745 годы, было предло­жено главное направление линии, однако предложения оказались во многом между собой не согласованы, что и побудило Прави­тельствующий Сенат возложить окончательное обозрение этих мест

на генерал-майора Киндермана, назначенного в 1745 году начальником войск в Сибири. Произведенные им в 1746 году исследования местности от Омска до урочища Звериная голова дали возможность согласовать недоразумения и противоречия прежних изысканий и определить вновь предложенной линии самое наименьшее протя­жение с соблюдением оборонительных и хозяйственных элементов.

В 1752 году Правительствующий Сенат, утвердив проект линии, представленный генерал-майором Киндерманом, указом от 28 февраля повелел: «1. Вести линию только одним строением кре­постей, редутов и между ними маяков, а именно: составить ее из 2-х крепостей шестиугольных, 9-ти крепостей четырехугольных, 33-х редутов, 42 маяков; 2. Для поселения и работы регулярных; и нерегулярных войск 3642 человека... 5. Строение линии поручить генерал-майору Киндерману вместе с сибирским губернатором А. М. Сухаревым». В исполнение этого указа, линия начата была в том же году и совершенно окончена в 1754 году.

Пространство, по которому шла Тоболо-Ишимская линия, пред­ставляло возвышенную и почти безлесую равнину, посредине которой протекала река Ишим; сверх того, по всей почти длине линии, от Ишима до Иртыша, с киргизской стороны тянулся ряд пресных, соленых и горьких озер, называющихся Камышловскими, по речке Камышловке, соединявшей многие из них между собой. На линии от Тобола до Ишима находились следующие укрепления:

 

Крепости Редуты Расстоян. от Зверино-гол. креп. в верст. Расстоян. между крепост. в верст.
Звериноголовская- шестиугольная Алабужский, Песчаной, Пресной - -
Пресногорская- четырехугольная Березовский, Пресногорской, Семиозерной
Кабанья- четырехугольная Избной, Второ-Пресновской
Пресновская- четырехугольная Преснотретичной, Болотной, Лавдапресной
Сенжарская- четырехугольная Пресносарапульский, при болоте второго колодезя
Становая- четырехугольная Гагарий, Кривоозерной
На линии от Ишима до Иртыша находились
Св. Петра- шестиугольная Болотной, Плоской, Между- озерной, Камышловский
Полуденная- четырехугольная Ганкин, Нагорный, Медвежий, Чистой
Лебяжья- четырехугольная Тарский, Лосев, Солено- озерной
Николаевская- четырехугольная Горькой, Волчий
Покровская- четырехугольная Пустоозерной, Курганский, Дубровной, Степной, Мельничной, Иртышский