Право первой ночи- Детали

Это ярчайшее историческое свидетельство, признающее изнасилования, которое возможно повлияло на уровень насилия во время войн прошлого десятилетия в бывшей Югославии. Однако были и другие исторические факты, которые поднимали эту тему и легко использовались в пропаганде в Боснии и Герцеговине, а также Сербии. В Османской империи большая часть Сербии получила автономию в 1830 году, Босния и Герцеговина, тем не менее, оставались в составе, вплоть до 1878 года, сербы и хорваты находились при этом в невыгодном положении.

Притеснения и эксплуатация сербок и других христианских женщин мусульманскими мужчинами, особенно османскими чиновниками и помещиками, были главным источником возмущений. Полигамия и разврат мусульманских мужчин, османских чиновников и помещиков или пашей, приводили к тому, что в итоге жен или наложниц, взятых из числа христиан, а также мусульманок-полукровок, использовали и бросали, когда к ним пропадал интерес. Отсутствие минимальных прав приводило этих женщин к тому, что они были вынуждены иметь мало детей, и прибегать к абортам, детоубийству и другим мерам по контролю над рождаемостью (П.Стоянович, 1994, стр. 159).

Другие "злоупотребления "правом первой брачной ночи" более известные как jus primae Noctis (право первой ночи) или правило служения сеньору (право феодала), имели место, когда янычары, дворецкие или помещики имели право лишать девственности всех невест среди сербов и других крепостных. Эти народные обычаи (традиции), зафиксированы во многих литературных источниках. Это отмечается боснийской сербкой, бывшим политическим деятелем Бильяной Плавшич в 1993 году, которая утверждала, что изнасилования были военной стратегией мусульман и хорватов. По ее словам, это было «довольно нормальной практикой для мусульманской знати – обладать правом первой ночи с христианками» со времен Османской империи (Коэн 1998, с. 222).

Левинзон (1994, стр. 274) цитирует Белградского издателя Петера Цдэздика, заявившего, что существовала традиция, обязывающая рабов, сербов или крестьян, ходить по дому за гостем и носить его обувь в руках, когда османский чиновник или землевладелец приезжал в его дом, чтобы развлечься с его женой. В первые годы османской оккупации янычарам, которые руководили основными сельскохозяйственными поставками и формированием ядра вооруженных сил, запрещалось жениться, до тех пор, пока они не выходили в отставку со службы Империи. «Правило первой ночи» и аналогичные традиции имели важное значение в разрушении института брака.

Однако помещики становились все более влиятельным классом. В Боснии приблизительно триста лет назад они должны были убедить сербов прибыть из Черногории для того, чтобы стать на их землях рабами или испольщиками (испольщик – крестьянин, работающий на землях помещика и отдающий ему половину урожая). Росло желание мусульманских крестьян иметь собственную землю и работать на себя как мелкие фермеры, а не быть рабами. У христиан Боснии и Герцеговины эта возможность появилась только в конце 1830 года. Следовательно, “право первой ночи” и другие формы сожительства для сербок, хорваток и крепостных женщин стали сходить на нет только под закат османского правления. Класс помещиков составлял не более 5-10 процентов мусульманского населения – 4000 семей владели землями, перераспределенными по Земельной реформе 1919 года. Только у малой части мусульманского населения была возможность доступа к православным и христианским женщинам других конфессий. Следовательно, “П.П.Н (право первой ночи)” не было широко распространено. В Косово большинство сербов были в действительности рабами, обрабатывающими землю албанских клановых лидеров и турецких землевладельцев, продолжалось это до первой Балканской войны 1912 года. Однако неизвестно, какое влияние это оказывало на доступ к христианским женщинам.

Сложилась такая ситуация, когда одна часть общества, или, по крайней мере, его привилегированный класс, имел доступ к женщинам, а права другого класса были спорными. Несколько лет тому назад, на Специальном Австралийском Телеканале был продемонстрирован греческий фильм, в сюжете которого показана имевшая место эксплуатация греческих невест и жен, которые были крепостными на сельскохозяйственных угодьях арендодателей Османской империи и посещение их родственниками за пару десятилетий до объявления греческий независимости в 1830 году. Фильм, вышедший в 1950-х годах на канале SBS, также указывает на это, однако "злоупотребления" не распространялись на нарушения девственности перспективных невест, а аренда земли была формой приданого в обмен на сексуальные услуги.

Источник: http://auspsa.anu.edu.au/proceedings/2001/Politics_and_Gender_Papers.html (ссылка заблокирована)