Рынок и государство. Роль и функции государства в рыночной экономике. Общественные товары и внешние эффекты.
Смешанная экономика – это такая экономическая система, основу которой составляют рыночные отношения и частное предпринимательство при одновременном регулировании государством важнейших процессов и сфер хозяйственной жизни. Рынок имеет ряд недостатков, ряд проблем, которые он решить не в состоянии. Поэтому необходимо вмешательство государства. Роль государства в рыночной экономике не одинаково оценивается экономистами различных экономических школ.
Классическая теория 17-18 века.Представители Адам Смит, Давид Рикардо. В своей работе А.Смит выдвинул идею «невидимой руки рынка». Он утверждал, что рынок саморегулирующая система, поэтому вмешательство в экономику со стороны государства излишне и должно быть ограничено.
Кейнсианская теория 30 годы 20 века.В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 год) Джон Мейнард Кейнс утверждал, что рынок не является саморегулирующееся системой, у него отсутствуют внутренние механизмы равновесия, поэтому государство должно играть существенную роль в экономике. Кейнс считается основателем теории государственного регулирования рыночной экономики. Он считал, что в экономике неполной занятости необходимо стимулировать совокупный спрос методами бюджетно-налоговой политики.
Неоклассическая теория.Она не представляет собой единой концепции, а объединяет представителей нескольких школ. Наиболее ярким представителем этой школы является Альфред Маршал. Ключевая идея Маршала заключается в том, что в условиях свободной конкуренции автоматическое движение денег обеспечивает равновесие между спросом и предложением. Поэтому всякое регулирование цен государством вызывает нарушения равновесия. Таким образом, неоклассическая теория провозглашает принцип невмешательства государства в экономическую жизнь.
Монетаристская теория.Это теория макрорегулирования, разновидность неоклассической теории, альтернативная кейнсианству. Лидер монетаристского направления Милтон Фридмен. Монетаристы ставят во главу угла денежно-кредитные методы, обеспечение занятости и стабильности экономики. Государственное регулирование должно ограничиться контролем над денежной массой.
Несмотря на разницу в толковании роли государства в условиях рынка, вмешательство государства в экономику росло и превратилось в определенную необходимость самого существования рыночных отношений. Степень государственного вмешательства в экономику зависит от исторически сложившихся условий, социальной направленности государства.
Государство в смешанной экономике решает те проблемы, которые рынок решить не в состоянии или сглаживает негативные стороны рынка. Этим обусловлены экономические функции государства в смешанной экономике:
- создание правовой основы для принятия экономических решений;
- организация денежного обращения;
- сбор налогов;
- компенсация, ликвидация или недопущение отрицательных внешних эффектов рыночного механизма;
- создание общественных товаров;
- поддержка конкуренции, обеспечение сохранности рыночного механизма, проведение антимонопольной политики;
- перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;
- стабилизация экономики;
- поддержание макроэкономического и структурного равновесия;
- регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
- выработка стратегии развития, формирования благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
- развитие фундаментальной науки, осуществление инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости;
- регулирование рынка рабочей силы (поддержание полной занятости, сокращение вынужденной безработицы, материальное обеспечение безработных, установление минимального уровня зарплаты, переквалификация работников);
- поддержка национального бизнеса во внешнем мире;
- обеспечение экономической безопасности.
В результате функционирования рыночной экономики возникают внешние эффекты рынка – это издержки и выгоды, получаемые лицами не участвующими в сделке (например, загрязнение окружающей среды). Одним из способов регулирования внешних эффектов является обеспечение населения общественными товарами. Общественные товары–товары и услуги, потребности в которых нельзя полностью или частично выразить через спрос. Они потребляются коллективно. Они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не удовлетворить потребности других в данном благе (национальная оборона, охрана общественного порядка и т.п.). Выделяют также квазиобщественные товары – здравоохранение, образование, культура.