IX. Технологическая карта

Объект, операции Материал Последовательность выполнения работы Инструменты, приспособления
Вьюга Проволока Перья Нитки №40 2 метра проволоки скрутить пополам для лучшей жесткос­ти. Сделать 3 одинаковые за­готовки. Проволоку покрасить штрихом и закрутить на пластмассовую бутылку в виде спирали. Заклеить всю спираль-вьюгу перышками, обвивая ниткой и приклеивая клеем Ножницы для проволоки Штрих с кисточкой. Пластмассо­вая бутылка Клей ПВА Ножницы
Елочки Маховые перья 20 см, 20 см, 15 см. Мелкие перья Нитки №40 Заклеить снизу вверх перья­ми, подбирая вначале более длинные и постепенно к вер­шине — более короткие. Елочки подкрасить зеленой гуашью. Клей ПВА Гуашь, кисточка
Объект, операции Материал Последовательность выполнения работы Инструменты, приспособления  
Домик Нитки (ирис) 2 ложки сахара 2 ложки воды Связать крючком прямоуголь­ник 4x14см для стен, 6x8 см для крыши, 4x2,5 см для двери столбиком без накида. Смешать сахар с водой и вы­мочить в этом растворе стены домика, крышу, дверь. Высушить, придав форму до­мика. Скрепить домик. Крючок №2 Иголка, нитка, наперсток  
Мостик Нитки (ирис) Связать крючком ажурный мостик — прямоугольник 8x2,5 см, столбиком с 1 накидом. Накрахмалить и высушить. Крючок №2  

X. Последовательность сборки композиции

1. На пластину выложить слой пенопласта и тонкой проволокой в центре композиции закрепить через середину пластины спираль-вьюгу в трех местах.

2. Все основание, покрыть снегом — мокрым сахаром (2-3 столовые ложки воды на 1 стакан сахара).

3. На влажном сахаре закрепить зеркало-озеро с мостиком.

4. По краям озера закрепить осоку — подкрашенные, удлиненные перья.

5. С левой стороны вьюги поставить домик и рядом колыбельку из перьев с «дитем».

6. С правой стороны вьюги, у озера разместить «зверя».

7. Справа и слева установить елочки.

8. По мере подсыхания сахара, поправить и укрепить края основа­ния. Примечание: все перечисленные элементы приклеятся при подсыхании сахара.

Готовую композицию слегка посыпать снегом — измельченным пе­нопластом.

XI. Экономический расчет

Себестоимость изделия можно представить в виде формулы:

С = М3+ Рол + 0С[+ 3W + АО + О,,.

где С — себестоимость продукции (товаров, услуг);

М3— материальные затраты на производство и реализацию продукции;

Роп — расходы на оплату труда;

Осе — отчисление на государственное социальное страхование;

Зяр — Другие затраты на производство и реализацию продукции, включая ремонт основных производственных фондов;

АО — амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов (перенос стоимости основных фондов на вновь созданный продукт);

О^, — оплата по краткосрочным кредитам банков.

Из формулы необходимо посчитать только М3 и Роп, так как другие затраты в нашем случае мы не учитываем.

Расчет материальных затрат

При вычислении стоимости изделия мы не брали в расчет цену ста­рой пластинки, пенопласта и пера, так как это были имеющиеся старые вещи. Также не берем в расчет цену гуаши, так как краски было исполь­зовано очень мало, несколько мазков.

Затраты на электроэнергию не учитываем так как работы проводи­лись в дневное время, в школе. Стоимость материала состоит:

Материалы Цена, руб Количество Затраты, руб
Проволока 6 м 6,00
Нитки Ирис 1 бобина 12,00
Штрих 1 шт. 9,00
Сахар 1кг 16,00
Клей ПВА 1 тюбик 6,00
Нитки х/б № 40 6,00 I катушка 6,00 _
Маленькие игрушки 5,00 2 штуки 10,00
Зеркало 5,00 1 штука 5.00
ИТОГО:     70,00

Если принять оплату труда равную материальным затратам за 70 руб, то общая себестоимость нашего изделия будет равна 140 руб. Цена реа­лизации с учетом 20% наценки:

С - М + Р = 70 + 70 + 28 = 168 руб.

Цена изделия равна 168 рублей.

XII. Анализ выполненной работы

Работая над проектом, мы соприкоснулись с красотой природы, с красотой зимы и любимого новогоднего праздника. Мы сами, своими руками создавали красоту. И нам это очень понравилось.

Русский народный костюм. «Женская одежда поневного типа»

I. План выполнения проекта

1. Требования предъявляемые к изделию

2. Сбор информации

3. Выбор внешнего вида: формы, размеров, украшений

4. Изготовление выкроек

5. Разработка технологического процесса

6. Составление перечней материалов, оборудования, инструментов, приспособлений

7. Организация рабочего места

8. Практическая работа

9. Расчет себестоимости

10. Разработка этикетки

11. Оформление описательной части проекта

12. Анализ выполненной работы.

... Без духовной оседлости, без ощуще­ния корней, без любви, без интереса к соб­ственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть пол­ноценного человеческого счастья. Куль­турная среда также необходима для нравст­венной жизни, как растительный и живот­ный мир для нашего биологического существования.

Д. С. Лихачев

II. История костюма

Мы не удивляемся, когда обнаруживаем в коллекциях знаменитых фирм — Нинно Риччи, Ив Сен-Лорана, Пьера Кардена, Пако Рабанна, Кевина Клейна, Версаче, Валентина Юдашкина, Вячеслава Зайцева и других — модели в ярко выраженном русском и народном стиле. Он су­ществует в мировой моде как несколько экзотическое, но все же вполне определенное и динамичное явление, в котором отражается и неосла­бевающий интерес к русской культуре и пристальное внимание к тому, что происходит в нашей стране. Россия никогда не участвовала в спо­рах, где разные страны оспаривали честь называться родиной моды. Тем не менее, рядом и одновременно с европейской модой, существо­вала своя российская мода, которая опиралась на национальные и сос­ловные традиции.

Рациональный крой народного костюма, привычные виды одежды, характер декора — все это едва ли не в первозданном виде сохранялось в повседневной, а особенно в праздничной одежде жителей сел и дере­вень. Национальные традиции сегодня являются надежной основой для преумножения и развития отечественной культуры, выражаются в разумном отношении к культурному наследию наших предков.

Всякое дошедшее до нас произведение народного искусства способ-) но дать обильную пищу сердцу, уму, побудить к глубокому и серьезно-

* му размышлению о сохранении собственного национального лица.

Удивительно богатым, незаменимым источником изучения истори-' ческого прошлого русского народа, его мировоззрения, национального

* самосознания, художественно-эстетических взглядов является кресть­янский костюм конца XIX — начала XX века. В 1860 г. в журнале «Все-

'; мирная иллюстрация» отмечалось «Всякому некоренному жителю рез­ко бросается в глаза пестрота, разнообразие костюмов, какие в других •I губерниях едва ли можно видеть... Полное собрание костюмов всей гу-I бернии составило бы богатый материал для истории этого края, предос-| тавило бы полную картину быта жителей». Речь шла о Воронежской гу­бернии. Одежда крестьян губернии по своему составу была весьма раз-| нообразной. Имелась одежда в основном их домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна, овчин. Позднее из фабричных тка-1 ней: кумача, ситца, сатина, плиса, шерстяных тканей.

Воронежские крестьяне носили: женщины поневный тип одежды,

девушки сарафанный. Полный набор поневного комплекса состоял из

s поневы, рубахи, запана, завески или фартука, покромки, гаруса, одно-

. го-двух монистов и каскада бус, серег-янтариков и пушков, головных

' уборов: кички или сороки, кокошника, комплектов платков, шалей и

подшальников — корсетки или летника, шубы дубленой или крытой,

куцки или куцынки и набора обуви.

Понева — поясная набедренная одежда, одна из древнейших одежд восточных славян. При раскопке славянских курганов Х-ХШ веков на землях Владимирской, Московской, Смоленской и Калужской облас­тей были найдены фрагменты поневных тканей.

По декоративно-художественному оформлению поневы разных >: местностей различались между собой, однако все имели общие черты. ; Поле поневы разбивались на квадраты. Окна квадратов символизиро­вали участки черноземного поля, а полосы означали овраги, дороги, тропы, межи и реки на земле. По нижнему краю поневы проходила по­лоса шириной 10—25 см, которая заполнялась геометрическим орна­ментом, символизирующим то, что растет на земле, и называлась эта ; полоса — окладом. В застроченный верхний край юбки вставлялся шну­рок-гашник которым регулировали размер по фигуре. По богатству ук-;- рашения оклада судили о достатке и мастерстве владелицы поневы. '■ Наиболее широко распространение в Воронежской губернии полу­чил тип рубахи с косыми поликами. Шилась она длиной до пояса из до-V мотканой (посконной) холстины, позже из фабричной ткани. Эта часть , одежды называлась станушкой. К низу станушки на живую нитку под-; Шивалась холстина — подставка, длиной на ладонь ниже колена.

Рукава рубахи замужней женщины украшались богаче и ярче, чем I рукава девичьей рубахи. Вставной полик рукава делался из многоцвет-, ного заборного тканья, с вышивкой, узорами из полосок кумача и блес-|ток, обсадкой бисером, нашивкой шелковых, гладких и узорчатых лент,

тесьмой из гаруса, сутажа, кружев и других материалов. Все материалы были гармонично подобраны и образовывали единое целое; рукава на­поминали крылья сказочных птиц.

Поверх рубахи и поневы подпоясывалась покромка, которая состоя­ла из тканей черной покромины длиной 2,3—2,5 метра и шириной 4,5-6,0 см и двух концов длиной 38-45 см, шириной 10-12 см.

Покромка символизировала кромку участка земли черного цвета. Концы покромки украшались многоцветным геометрическим рисун­ком, блестками, бисером, каменными цветками пуговицами, позумен­том и паникой — бахромой. Если поверх рубахи и поневы не надевали запан (туникообразная одежда), но тогда надевали завеску или перед­ник, который отражал своеобразные одежды воронежской крестьянки. Украшали его по низу вышивкой, аппликацией, лентами, бисером.

Без головного убора комплекс одежды был бы неполным и согласно обычаю древних восточных славян даже и не мыслился.

Женщины носили «сороки», кокошники, обвязки. Форму «сороки» определяли кички (лопатообразная, копытообразная, рогатообразная). Могли быть «сороки» с высокой верхней частью в виде четырехгранни­ка или в виде небольшой шапочки на твердой основе с высоким греб­нем сзади, обшитой парчой, бархатом, блестками.

В селах Воронежского края был распространен кокошник в форме высокой цилиндрической шапки. Во всех комплектах женской одежды особое место занимали из бисера в форме воротника (бредни, ожерелки) ожерелья, сплетенные из гаруса и бисера; длинные полосы (чайтан).

Любимым убором и для девушек и для женщин был платок. Замуж­ние женщины надевали платки поверх кичек и кокошников. Платок не только служил ярким акцентом, но и мягко обрамлял лицо. Сливаясь с цветной гаммой одежды, платок гармонично обогащал и как бы конст­руктивно завершал ее.

Обувь делали изо льна, веревок, кожи. Это лапти, чуни из пеньки, кожаные «коты» и «поршни», сапоги. Каждое село гордилось своим костюмом, хранило его. Местные варианты одежды, местные особен­ности орнамента в вышивке и ткачестве составляют самостоятельный пласт в русской культуре.

III. Обоснование проблемы

Вот уже несколько лет (с 5-го класса) мы выполняем проекты, кото­рые отражают наши творческие способности, «полет» фантазии, уме­ния, приобретенные на уроках технологии и в кружках прикладного творчества по интересам. В этом году в школе решили открыть неболь­шой музей или панораму, где освещались бы вопросы, связанные с ис­торией нашего края, а как известно население Воронежа и Воронежс­кой области весьма разнообразно. В этой связи можно рассматривать и одежду каждого района и области, так как местные варианты одежды сугубо индивидуальны и неповторимы

Желание наше учитель технологии одобрила, и мы приступили к творчеству. В первую очередь, хорошо изучив все элементы костюма, мы разработали «звездочку» обдумывания, в которой оказались, отра­жены все наши действия.

Экологическое обоснование

Экономическое обоснование

ОхранаТруда

Технология изготовления

Обоснование проблемы