Счастье – в неудовлетворенности и нужности.

 

О социальном равенстве при биологическом неравенстве. Питер Хёг «Женщина и обезьяна», «География Стабона», «100 великих женщин».

 

Режиссура – это старшинство мысли!

Весь мир – это лаборатория для творческой мысли, сбор материала и изучения, которое должно соединить мысль и чувства. Образы формируются в сознании художника с течением его осязания и погружения в мир своих ощущений с того периода, как художник помнит себя, т.е. с самого раннего детства: что поражало? что удивляло? что дорого? что близко сердцу художника? что мечталось? что хотелось? что терялось? что приобреталось?Т.е. то, что в тебе, внутри, в глубине твоего я!

Твоя задача познакомить себя с другими! Такими же как ты, но совершенно другими, т.е. познакомить зрителя с ними же самими, дать им возможность взглянуть на себя со стороны, взглянуть вовнутрь себя и пытаться понять кто я?! какой я?! зачем я?! почему я?!

Познакомить зрителя со зрителем, если не внешне, то обязательно изнутри. А вдруг удастся найти внутри себя нечто, доселе неизвестное? Понять непонятное? Увидеть невидимое в себе?! Для этого и существует искусство!! Актер проводник, ведущий зрителя по лабиринтам его собственной личности, не только для того, что найти выход из этого лабиринта, а чтобы познать в лабиринте еще не познанное и не изведанное, т.е. человеческое в человеке.

Важно не допустить ошибку, а не повторить ее!

Необузданность – вот, что движет актером и ведет к поиску новых оттенков в творчестве! Нельзя научить быть режиссером, можно только постичь основы мастерства. А у актера должны быть собраны и напряжены внутренне все «мышцы» нервных окончаний!

«То, что можно купить за деньги – уже дешево»

Бог создал нас разными, что бы мы знали, что нуждаемся друг в друге!

Метафорика камня – безмятежность.

Колебания над бездной – это состояние России. Если что-то делает скульптор позади, отделывая одежды, от ему говорят, зачем так долго возиться, ведь там не видно, скульптор обычно отвечает: «Бог видит!».

Камень – универсальная метафора: Масоны – универсальные каменщики. Тамплиеры – собор из камня, как весь мир. Музыка застывшая в камне. Грызть гранит науки. Храни меня мой талисман. («Камень» Мандельштам).

Режиссер и актер обязаны бороться с засильем дурного вкуса. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок стал Нобелевским лауреатом, учите ребенка музыке. «Гений, парадоксов друг». «Нет ни одного крупного ученого, который бы не любил классическую музыку». Музыка, построенная по законам гармонии и красоты. Человек должен быть настроен и открыт этой великой гармонии.

Нормальный ребенок хочет выступать, но не хочет заниматься, а организм зажат. Если ребенок раз 20 не улыбнулся на занятиях, то тебя надо выгонять как педагога.

«Разве знал я циник и паяц, что любовь великая боязнь», - Андрей Вознесенский.

Психология слушанья!

Психология восприятия!

Из-за раздробленности восприятия, а именно музыка, воспринимается грудной клеткой и сердцем, будущий актер не должен отрывать от фундамента высокие сферы и этика воспитывает, так как в вершине психоанализа есть музыкальная партитура спектакля, в звуке, в его порыве «МУЗЫКА ВЕЧНОСТИ!». Есть единая формула, как у Чюрлениса в картинах и музыке, так и у Михаила Козинцева в «Гамлете» и «Короле Лире». Разные влияния музыки, такие как Поп- превращают человека в винтик конвейерной машины. Великая музыка поддерживает или тот, кто общается на языке Гете, Баха поэзии и музыки, умеет чувствовать тончайшими гранями своей нервной системы и более глубоким восприятием той стороны человеческих ощущений, которым неподвластно слово.

Художник Петр Асовский утверждал: «Человек – это золотая монета, найденная во прахе. Ее надо очистить, и тогда она заблестит». Также и актер должен очистить образ, несмотря на все привнесенное в него, для того чтобы образ заблестел на сценической площадке. Необходимо помнить прежде всего «Я» - актер разминаю глину в разборе текста, а осознание образа, который я создаю, рождается по милости Божией. Многие жизненные проблемы разъясняет Достоевский, Толстой. Иди по тропе или по бездорожью, по лесу, по городу, по пересеченной местности, и падай, заглядываясь на звезды, и все равно смотри и снова падай, направляя свой взгляд на звезды.

Актер должен прикоснуться к тому, что меняется внутри него самого, «когда он смотрит на звезды», и начинается понимание интриги, создаваемого им образа. Режиссер должен сочувствовать и все уметь показать, как и у актера у него должна быть развита жадность до театра и пьес, жадность до работы, которая не несет на себе печать рабской принужденности, а от каждого дня репетиций актер и режиссер должны получать обоюдное удовольствие, купаться в находках и материале. Виктор Соснора говорил: «Не доживу я до смерти – не тот типаж».

У Чехова в каждой пьесе есть герой, который все понимает, но не сможет допустить, если над ним смеются. Значит, внутри этого героя есть какая-то жизненная неудовлетворенность и неустроенность его самого с этой жизнью, поэтому он ярко выделяется на фоне других обывателей чеховских пьес. И это практически и является отправной точкой понимания создаваемого тобой образа, если этот образ либо обыватель, либо человек-герой.

«Жизнь – это твой круг на Земле», - говорил актер и режиссер Виталий Соломин. А отсюда следует, что все мы родом из детства, и любимец матери на всю жизнь сохраняет чувство победителя (не только с точки зрения психологии, но и с точки зрения жизненных наблюдений).

Притча: «Не пей с мертвыми, а выпьешь рюмку – пройдет сто лет, две – двести, три – выйдешь, а там триста прошло. Не пей с мертвыми, пей с живыми!» Не опускайся, и не останавливайся в своём развитии, твоё окружение постоянно должно пополнять тебя новыми, до селе не известными тебе жизненными и научными достижениями, ибо актёр, несущий свет, не имеет право быть пустышкой, он должен себя пополнять внутренне, даже в часы досуга.

Музеи сохраняют самое главное – человека, а у нас человека уничтожают, думая, что урвали и почувствовали себя возвысившимися над теми, кого уничтожали, самоутверждались, не понимая, что придется отвечать потом перед Богом и совестью. Они носители своего времени и методы их уничтожения себеподобных только потому, что они компания, не состоявшихся посредственностей, мечтающих раздавить одиночку-художника, растоптать и распять только за то, что этот одиночка обладает талантом, который им Господь не дал! Они сиюминутны, а то, что отдавалось художником-одиночкой понесут другие, пусть из всех будет один единственный человечек, который вырастит в большого художника и по прошествии времени будет также передавать свои наработанные опытом знания и умения другим, а там тоже один понесет – и так из поколения в поколение. «Жизнь без начала и конца»… - предисловие к «Возмездию» А.Блока.

Надо изучать человека – это и есть главный документ времени, ради сохранения всеобщей культуры и искусства в целом, а тем более искусства театра. «Если убрать из человеческой жизни все относящееся к прибыли – останется только искусство», А.Тарковский. Запомните: если театр начинает искать пьющих, это значит, нечего больше искать, где появляется общественность, там кончается искусство. Человеку необходимо найти ту систему несвободы, которая даст возможность выразить себя через эту несвободу, именно в ней находя свободу своей личности и познания самого себя – это и есть создание образа на сценической площадке.

Кто ответственен за все безобразия в ходе истории: Бог? Объективный закон? Безликое существо? Или все же сами люди? Но какие именно? Человечество в целом? И кому говорить спасибо за великие достижения? Религия – это вид мировоззрения, которое не сводится только к культу, над апокрифами священного писания над которыми столетиями бьются блестящие умы, по-разному толкуя каждую фразу, но не могут придти к единому мнению. В разных странах возникали всевозможные секретные общества, где искатели истины предавались сложным духовным практикам, пытаясь найти тайны мироустройства и оформить их в теорию, но каждый из нас занимает в мире свое место. Чувствовать, окликаясь на чувственный энергетический посыл индивидуального человека - а каждый человек неповторим – и рассматривает, не задумываясь, твой энергетический посыл в свой адрес, но со строго определенно ракурса, т.е. своего личного восприятия, тут же отдает обратно, но с умноженной своей энергией, как гигантский невидимый храм мысли, должен создаваться на сценической площадке и поддерживаться усилиями, живущих на этой площадке в данную минуту. Каждый из нас может войти в этот храм и приобщиться к его святыням. Вспоминая слова из знаменитого монолога Гамлета «…Когда мы сбросим этот бренный шум, // Вот, что сбивает нас, вот в чем причина, // Того, что бедствия так долговечны…», трагизм – любая трагедия искусства утверждает жизнь! А трагедия бездействия – это трагедия XX века, что и породила экзистенциальные направления в литературе, т.е. разобщенность людей, погруженных в свои собственные мысли и чувства. Это и привело к катастрофическим последствиям и огромному уничтожению лучшего генофонда планеты, т.е. войны и репрессии, как в Европе, так и в России. Интуиция – это рефлекс предчувствия, универсальный лакмус, который бы хотелось видеть как гуманизм, постучавшийся в двери XXI века, так как именно на грани веков человеческая жизнь обесценилась настолько, что убийство себе подобного рассматривается как не трогающее сердца - главное не меня! Произошел разрыв формы и содержания, и актер как никто иной должен соединить этот разрыв, не заставляя и не принуждая, не идя на поводу у публики, которой хочется «хлеба и зрелищ»! Все подростковые комплексы есть абсолютно в каждом человеке.

Мои слова, я думаю, умрут,

и время улыбнется, торжествуя,

сопроводив мой безотрадный труд

в соседнюю природу неживую.

В былом, в грядущем, в тайнах бытия,

в пространстве том, где рыщут астронавты,

в морях бескрайних -- в целом мире я

не вижу для себя уж лестной правды.

Поэта долг -- пытаться единить

края разрыва меж душой и телом.

Талант -- игла. И только голос -- нить.

И только смерть всему шитью -- пределом.

(И.А.Бродский)

Время пожирает всё! Поэтому надо успеть хоть что-то…..

Мы живём в мире конечных сущностей. Надо ставить перед собой грандиозные жизненные планы, для того, чтобы успеть хоть что-то.

 

Бог превосходит всё, что происходит в нашем мире. Душа человеков должна стать лучше, а для этого творческая личность должна обладать теми рычагами переключения, которые заставят толпу тоже почувствовать эти переключения, чтобы шевельнуть застывшее в их душах, закостенелость публики и обратить её не на внешние факторы жизни, а взглянуть вовнутрь, каждого из этой толпы, самого себя. Познание – это система допущения! Какие источники каждый выбирает для себя, выбираем людей на мнение которых мы полагаемся… Есть точки зрения, не согласные с теми или иными творческими воззрениями, но даже очерняя «художника», при отстаивания своего видения той проблемы, взгляд который этот «художник» предлагает публики, а ведь это прекрасно, если уже этот «художник» заставляет спорить и возмущаться, то он заставил толпу ДУМАТЬ! А это главная задача «художника».

Кому из авторов в полемике вы доверяете? Религия учит сочувствию, но что удивительно, ведь театр тоже пытается заставить толпу почувствовать! Тогда получается, что актёр вглядывается в человека, и интеллектуально и эмоционально… Почему в мире так возросла депрессия, наркотики, алкоголизм: Люди ощущают, что их никто не любит, на человека смотрят, как на вещь, а это ужасно. Мир стал существовать в одиночестве!!! В нашем мире не хватает эмоциональность. Люди не знают для чего жить! Экзистенциальное одиночество чувствует человечество! Утрата смысла жизни и цели! В обществе потеряно сочувствие! «Милосердие МИР воздвигнет!», фраза из Талмуда. Именно милосердие, а не погоня за рационализм и сухое восприятие жизни. Для анимистического сознания необходимо всё одушевить, перенос наших человеческих стремлений, наших чувств на любые предметы, которые нас окружают, так и для творческой личности необходимо заставить во всё поверить толпу – зрителей, поверить в сакральное действо, происходящее на сцене. Символ гниение общества – это продажа в победившей стране- ордена, за которые проливалась кровь. Уже ради этого необходимо выходить на площадку и заставлять толпу задумываться…

Чтобы внешнее не заслоняло внутреннее!

«В этом мире, вся сущность которого тлен,

не сдавайся вещам не существенным в плен,

вечным в мире считай, только дух вездесущный:

чуждый, всяких вещественных перемен»,

писал Омар Хайям.

Слово «жрать» в русском языке, от слова Жрец, тот, кто пожирает первым, что приносят люди в жертву. Вот, актёр, в какие-то периоды своего творчества, тоже является пожирателем, тех «нечистот» человеческих душ, которые необходимо выносить, на всеобщее обозрения, только для того, чтобы

опять-таки, заставить духовно трудиться, сидящих, в зрительном зале.

Икона – это не произведение искусства, а изображение другого мира, т.е не нашего мира в которым мы существуем, попытка изображения картин всего мироздания! На фреску мы смотрим и там одна перспектива, а на иконе другая перспектива, поэтому на икону смотрят иначе. А Дух витает, где хочет!

Змея – символ мудрости, потому что она меняет кожу, древние считали, значит, она знает секрет бессмертия, но когда мудрость соединяется со злом, то возникает злой гений.

Только у одной религиозной системы «Древо жизни», растущее корнями вверх – это Кабала. В отличии от Библии Талмуд, хотя написан гораздо раньше, но интерес к нему до сих пор не угасает. Мы живём в мире конечных сущностей, а Бог бесконечен… Божественная премудрость может вместить в себя всё, даже вещи взаимо противоположные. Ум человека постегает, но всего постигнуть: нам не дано. Надо стремиться познавать! У Бога истина абсолютная, а у человека истина относительная!

«Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.

Есть разница меж них. И есть единство.

Одним вредит, других спасает плоть.

Неверье – слепота, а чаще – свинство.

Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.

Однако, интерес у всех различен.

Бог органичен. Да. А человек?

А человек, должно быть, ограничен.

У человека есть свой потолок,

держащийся вообще не слишком твердо.»

(Иосиф Бродский)

 

ТВОРЧЕСКОЕ СЛОВО«есть Адамантовый Мост перекинутый над двумя безднами. Над бездной непостижимости Бога и над бездной нашего собственного ничтожества, на сем мосту мы как твари и прибываем». (Л.А.Мацих (Происходит от сущ. адамант, из др.-греч. ἀδάμας «сталь; алмаз», из ἀν- (ἀ-) «без-» + δαμάω «укрощать»; то есть буквально «несокрушимый, неукротимый». В ряде языков слово заимств. через лат. adamas (род. п. adamantem). Русск. адамант — через др.-русск., церк.-слав. адамантъ. Синонимы - алмазный, бриллиантовый. Не у всех дам герцогини были сердца адамантовые. А. К. Дживелегов, «Очерки итальянского Возрождения», 1929 г.) Шут обличает человеческое нечестие гораздо больше, облекает его злее, но люди его больше любят, чем проповедника, делает шут тоже самое! Отсюда напрашивается и ответ на которое обязан ответить актёр, как своего рода «проповедник» в шутовском колпаке. В театре, как в обществе не может быть равенства, но братство исключает равенство. Равенство есть вещь выдуманная, навязанная. Братство есть явление биологическое, и потому естественное, хотя братья не равны по Природе. Братство в театре и самой жизни есть нравственный идеал, которому творческий коллектив должен стремиться!

Зачем крутится ветер в овраге,

Подъемлет лист и пыль несет,

Когда корабль в недвижной влаге

Его дыханья жадно ждет?

 

Зачем у скал и мимо башен

Летит орел, тяжел и страшен,

На черный пень? Спроси его.

Зачем Арапа своего

Так нежно любит Дездемона,

Как месяц любит ночи мглу?

 

Затем, что ветру и орлу

И сердцу девы нет закона.

Так и ты, поэт,

И для тебя законов нет.

(А.С.Пушкин)

 

Не важно, что на самом деле произошло в реальной жизни, говорил Геродот - отец истории, важно какой урок из этого извлечёт юношество, но гораздо важнее, как этот факт интерпретирует художник, и как будет этот урок преподнесен зрителю и дойдёт ли до этого самого зрителя, но факт должен быть сохранён в историческом плане и эта опасная тенденция, ведь не всегда можно доверять источникам, ведь это кем-то рассказанная история. Сохранять таинственность жизни! Вот задача, которую должен решить для себя художник! Не нести на себе пророческие функции, но донести мысли и чувства.

Придешь домой, шурша плащом,

Стирая дождь со щек:

Таинственна ли жизнь еще?

Таинственна еще.

Не надо призраков, теней:

Темна и без того.

Ах, проза в ней еще странней,

Таинственней всего.

Мне дорог жизни крупный план,

Неровности, озноб

И в ней увиденный изъян,

Как в сильный микроскоп.

Биолог скажет, винт кружа,

Что взгляда не отвесть.

— Не знаю, есть ли в нас душа,

Но в клетке, — скажет, — есть.

И он тем более смущен,

Что в тайну посвящен.

Ну, значит можно жить еще.

Таинственна еще.

Придешь домой, рука в мелу,

Как будто подпирал

И эту ночь, и эту мглу,

И каменный портал.

Нас учат мрамор и гранит

Не поминать обид,

Но помнить, как листва летит

К ногам кариатид.

Как мир качается — держись!

Уж не листву ль со щек

Смахнуть решили, сделав жизнь

Таинственней еще?

(А.Кушнер)

 

В обществе на сегодняшний день в процессе глобализации общества произошло измельчание культуры, как таковой. Культура из элитарной превращается в массовую, поэтому общество мене всего ориентировано на личности, такова данность нашего настоящего времени, но надо отличать зёрна от плевел, так вот этот плевел, и необходимо сдувать, в этом и состоит задача культуры. Не возводить её градус пророчества, не объявляйте себя пророками, но стремитесь к тому, чтобы обличать пороки человеков. Чтобы с площадки нести правду, отдавая все свои знания, которыми художник обязан пополнять себя ежечасно.

В часы забав иль праздной скуки,

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда Твой голос величавый

Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,

И ранаа и без того.

Ах, проза в ней еще странней,

Таинственней всего.

Мне дорог жизни крупный план,

Неровности, озноб

И в ней увиденный изъян,

Как в сильный микроскоп.

Биолог скажет, винт кружа,

Что взгляда не отвесть.

— Не знаю, есть ли в нас душа,

Но в клетке, — скажет, — есть.

И он тем более смущен,

Что в тайну посвящен.

Ну, значит можно жить еще.

Таинственна еще.

Придешь домой, рука в мелу,

Как будто подпирал

И эту ночь, и эту мглу,

И каменный портал.

Нас учат мрамор и гранит

Не поминать обид,

Но помнить, как листва летит

К ногам кариатид.

Как мир качается — держись!

Уж не листву ль со щек

Смахнуть решили, сделав жизнь

Таинственней еще?

(А.Кушнер)

 

В обществе на сегодняшний день в процессе глобализации общества произошло измельчание культуры, как таковой. Культура из элитарной превращается в массовую, поэтому общество мене всего ориентировано на личности, такова данность нашего настоящего времени, но надо отличать зёрна от плевел, так вот этот плевел, и необходимо сдувать, в этом и состоит задача культуры. Не возводить её градус пророчества, не объявляйте себя пророками, но стремитесь к тому, чтобы обличать пороки человеков. Чтобы с площадки нести правду, отдавая все свои знания, которыми художник обязан пополнять себя ежечасно.

В часы забав иль праздной скуки,

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда Твой голос величавый

Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь Ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Серафима

В священном ужасе поэт.

(А.С.Пушкин)*

*Интертекстуальное сопоставление «Стансов» («В часы забав иль праздной скуки…») со стихами митрополита Филарета позволяет разделить точку зрения Вяземского, что стихи Пушкина были всего лишь простой формулой вежливого отклика на интерес к себе со стороны высшего чина церковной иерархии. В то же время «Пир во время чумы» содержит такие совпадения с речами и проповедями митрополита Филарета, что позволяет считать эту пьесу действительным ответом поэта лицу, облеченному высоким религиозным авторитетом.*

 

«Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины» (Армен Джигарханян)