Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не наоборот. В этой связи явно недостаточно, чтобы педагог просто выполнял свои профессиональные функции или реализовывал социально-профессиональную роль (и то, и другое можно делать вне ценностного отношения). Необходима позицияпедагога, потому что только позиция, как мы уже отмечали, представляет собой единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.
Педагогическая позиция, по словам В.И.Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Нелишне будет специально отметить, что педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной – с условиями его развития.
В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить, по крайней мере, две субпозиции: учителя и воспитателя. В интересующей нас позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как личности, тогда как в позиции учителя педагог встречается с ребенком, главным образом, как субъектом учебной деятельности.
Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. Гуманистический характер данной позиции определяется, во-первых, тем, насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога, а, во-вторых, тем, насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности. Это и позволяет выяснить приводимая ниже диагностическая методика.
В ее основу положена разработанная А.И.Григорьевой деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. В данной модели представлены возможные действия воспитателя, разделенные на четыре блока:
1) действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ребенка и детскую общность;
2) действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя;
3) действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;
4) действия педагога как субъекта взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующего проявление их воспитательного потенциала.
Как осуществляется диагностика
Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа – №1 и №2. Главное при этом – соблюсти интервал между предъявлением этих листов. Он должен составлять не менее одного дня!Это делается для того, чтобы снизить возможную конформность ответов, нейтрализовать возможные попытки «угадать» «правильный» ответ.
Опросный лист №1
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.
Действия педагога-воспитателя | Считаю необходимым | Считаю важным | Считаю необязательным | Считаю ненужным |
1.Равноправное общение с детьми | ||||
2.Проявление эмпатии по отношению к ребенку | ||||
3.Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка | ||||
4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков | ||||
5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков | ||||
6.Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов | ||||
7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей | ||||
8.Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности | ||||
9.Создание ситуации успеха для каждого ребенка | ||||
10.Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива | ||||
11.Активизация воспитательного потенциала урока | ||||
12.Поддержка школьников как субъектов самоуправления | ||||
13.Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами | ||||
14.Поддержка процесса самопознания ребенка | ||||
15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка | ||||
16.Принятие воспитывающего влияния детей на педагога | ||||
17.Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам | ||||
18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности | ||||
19. Забота о своем физическом и психическом здоровье | ||||
20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания | ||||
21.Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности | ||||
22.Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах | ||||
23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения | ||||
24.Деятельное участие в педагогическом самоуправлении | ||||
25.Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег | ||||
26.Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе | ||||
27.Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем | ||||
28. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом | ||||
29. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам | ||||
30.Проявление интереса к жизни ребенка в семье | ||||
31.Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка | ||||
32.Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка | ||||
33. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями | ||||
34.Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников | ||||
35. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. | ||||
36.Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации |
return false">ссылка скрыта
Опросный лист №2
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы в своей работе реализуете каждое из них? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.
Действия педагога-воспитателя | Делаю постоянно | Делаю часто | Делаю изредка | Не делаю |
1. Равноправное общение с детьми | ||||
2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку | ||||
3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка | ||||
4.Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков | ||||
5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков | ||||
6.Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов | ||||
7.Сотрудничество с детьми в достижении общих целей | ||||
8.Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности | ||||
9.Создание ситуации успеха для каждого ребенка | ||||
10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива | ||||
11. Активизация воспитательного потенциала урока | ||||
12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления | ||||
13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами | ||||
14. Поддержка процесса самопознания ребенка | ||||
15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка | ||||
16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога | ||||
17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам | ||||
18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности | ||||
19. Забота о своем физическом и психическом здоровье | ||||
20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания | ||||
14. Поддержка процесса самопознания ребенка | ||||
15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка | ||||
16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога | ||||
17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам | ||||
18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности | ||||
19. Забота о своем физическом и психическом здоровье | ||||
20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания | ||||
21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности | ||||
22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах | ||||
23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения | ||||
24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении | ||||
24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег | ||||
25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе | ||||
26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем | ||||
27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом | ||||
28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам | ||||
29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье | ||||
30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка | ||||
31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка | ||||
32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями | ||||
33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников | ||||
34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. | ||||
35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации |
Обработка результатов.
Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности, опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист №2 – «деятельность».
Подсчет результатов осуществляется следующим образом. Лист №1 «накладывается» на лист №2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третьей или четвертой –больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Интерпретация результатов.
Если больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («считаю необходимым» – «делаю постоянно»), то перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя.
Если больше всего совпадений во 2-й колонке («считаю важным» –«делаю часто»), то перед нами относительно сильная профессиональная позиция воспитателя.
Если больше всего совпадений в 3-й колонке («считаю необязательным» – «делаю изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная позиция воспитателя.
Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке («считаю ненужным» – «не делаю»), то перед нами слабая профессиональная позиция воспитателя.
Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью достоверности выяснить, пустил ли он «пыль в глаза» или действительно является профессионалом высочайшего класса в деле воспитания.
Также на основе данного теста можно проводить более детальный анализ профессиональной позиции педагога как воспитателя, в частности рассмотреть особенности позиции педагога по субъектностям:
1) педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность (утверждения с 1 по 16);
2) педагог как субъект личностного и профессионального саморазвития как воспитателя (утверждения с 17 по 22);
3) педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей (утверждения с 23 по 28);
4) педагог как субъект взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала (утверждения с 29 по 35).
С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какая из субъектностей педагога-воспитателя «западает» у респондента, где он испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить источником его профессионального и личностного роста.
2.Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания
Данная диагностическая методика направлена на выявление ориентиров педагогического коллектива школы в сфере воспитания. Ориентирован ли педагогический коллектив на гуманистическое воспитание – или в нем преобладают авторитарные установки? Видят ли педагоги в ребенке полноправного субъекта собственной деятельности, способного совершать свободный выбор, принимать осмысленные решения, нести ответственность за них – или ребенок представляется им нуждающимся в постоянном надзоре, опеке, помощи, покровительстве со стороны взрослых? Считаются ли педагоги с мировоззренческими установками, ценностями, субкультурой подростков – или все это считается низкопробным и недостойным внимания взрослых? То есть, признают ли педагоги своей базовой ценностью ребенка – или приоритетными ценностями для них являются порядок и дисциплина в школе, качественно проведенное мероприятие, поощрения за те или иные заслуги и достижения?
Суть диагностики в следующем. По возможности всех педагогов школы просят заполнить опросный лист, состоящий из трех колонок. В первой колонке описываются самые различные ситуации из школьной жизни – всего их 29. При этом педагогам предлагается определить, характерна ли та или иная описанная ситуация для его собственной школы и должна ли эта ситуация быть характерной для его школы. Таким образом, данная методика позволяет выявить как реальные ориентиры педагогического коллектива в сфере воспитания, так и идеальные представления педагогов школы о воспитании детей. Чтобы сделать результаты диагностики более объективными, опрос проводится анонимно и без предварительного разъяснения его цели. Ниже мы приводим образец опросного листа, и технику обработки и интерпретации результатов исследования.
Опросный лист
Уважаемый коллега, Вам будет предложен ряд описаний различных ситуаций школьной жизни. Пожалуйста, прочитайте их и определите, свойственны ли эти ситуации вашей школе, вашему педагогическому коллективу, вашим детям, то есть, соответствуют ли эти описания той ситуации, которая существует в школе на самом деле (свои ответы Вы можете занести во вторую колонку). Определите также, соответствуют ли эти описания желаемой ситуации, то есть Вашим представлениям о том, как должно быть на самом деле (свои ответы Вы можете заносить в третью колонку). Если Вы считаете:
- не соответствует, никогда не проявляется, не свойственна никому – поставьте 1 балл;
- частично соответствует, проявляется изредка, свойственна лишь некоторым – поставьте 2 балла;
- во многом соответствует, проявляется часто, свойственна многим – поставьте 3 балла;
- полностью соответствует, проявляется всегда, свойственна всем – поставьте 4 балла.
Например:
Описание ситуаций школьной жизни | Как на самом деле? Оцените реальную ситуацию в вашей школе | Как должно быть? Оцените желаемую ситуацию в вашей школе |
1.В нашем педколлективе я чувствую себя нужным и значимым. |
Опрос проводится анонимно. Постарайтесь быть искренними. Важно, чтобы Ваши ответы отражали Ваше личное мнение. Спасибо!
Описание ситуаций школьной жизни | Как на самом деле? Оцените реальную ситуацию в вашей школе | Как должно быть? Оцените желаемую ситуацию в вашей школе |
1.Атмосфера в нашем коллективе благоприятствует тому, чтобы каждый педагог мог свободно высказывать свое мнение по профессиональным вопросам. | ||
2.Классные руководители в нашей школе поддерживают постоянную связь с учителями, работающими в их классах. | ||
3.У нас считают, что школа не должна ограничиваться только передачей ребенку хороших знаний, умений и навыков. | ||
4.Мне бывает непонятен педагогический смысл многих дел, событий, мероприятий, проводимых в нашей школе. | ||
5.Педагоги нашей школы не разделяют такой взгляд на ребенка: «сначала обязанности и только потом права». | ||
6.В нашей школе существуют дружеские отношения между педагогами. | ||
7.По мнению педагогов нашей школы ребенок не должен обязательно соответствовать общему стандарту воспитанности. | ||
8.Уровень взаимопонимания педагогов и родителей в нашей школе довольно низкий. | ||
9.В нашей школе считают – нельзя быть до конца уверенным в том, что мы делаем для детей только благо. | ||
10.Педагоги нашей школы прекрасно владеют современными методиками обучения и воспитания. | ||
11.У нас считают, что важнее выпустить из школы человека порядочного, чем человека умного. | ||
12.Между детьми и педагогами в нашей школе существует полное взаимопонимание. | ||
13.Важнейшие внеучебные дела в нашей школе готовятся самими школьниками. | ||
14.Администрация школы поощряет и поддерживает тех педагогов, которые проявляют инициативу. | ||
15.У нас принято проводить анализ прошедших общешкольных дел в профессиональном сообществе педагогов. | ||
16.В нашей школе у детей высокий уровень воспитанности. | ||
17.Педагоги нашей школы имеют схожие представления о целях и средствах воспитания. | ||
18.В нашей школе воспитанием детей занимаются все педагоги, а не только классные руководители. | ||
19.В нашем коллективе считают, что школьник должен иметь возможность не согласиться с мнением педагогов или оспорить его действия. | ||
20.Уровень профессионализма педагогов нашей школы таков, что может позволить им делиться своим опытом и с педагогами других школ. | ||
21.Педагоги нашей школы считают, что в детском творчестве важнее его самостоятельность, чем качество его результатов. | ||
22.В нашей школе существуют дружеские взаимоотношения между учащимися разных классов. | ||
23.Педагоги нашей школы стараются быть в курсе молодежной моды, особенностей подросткового сленга, музыкальных пристрастий школьников. | ||
24.Все учащиеся нашей школы считают ее родным домом. | ||
25.У нас считают, что обеспечение порядка и дисциплины в школе не может быть первостепенной задачей педагогов. | ||
26.Педагоги нашей школы стараются проводить уроки так, чтобы они были не только обучающими, но и воспитывающими. | ||
27.У нас принято проводить анализ прошедших общешкольных дел вместе со школьниками. | ||
28.Учителя нашей школы считают свой предмет одним из самых важных. | ||
29.Мнение большинства педагогов нашей школы таково: результаты контрольных работ, зачетов, экзаменов не может быть важнее ценностных ориентаций школьников. |
Обработка и интерпретация результатов
Данная диагностическая методика достаточно проста в обработке.
Во-первых, необходимо подсчитать сумму баллов, выставленных во второй колонке каждым из опрошенных респондентов. При этом подсчитываются только баллы, проставленные респондентом напротив ситуаций, пронумерованных нечетными числами: 1, 3, 5, 7 и т.д. Ситуации, пронумерованные четными числами, выполняют в данном опроснике специфическую роль балласта и оценки таких ситуаций не должны учитываться. Затем вычисляется средний балл, характерный для всего педагогического коллектива – он и будет свидетельствовать о степени реальной приверженности членов этого коллектива гуманистическим принципам воспитания.
Во-вторых, таким же образом необходимо подсчитать сумму баллов, выставленных каждым из опрошенных респондентов в третьей колонке. Средний балл будет свидетельствовать о взглядах педагогов на то, как должны обстоять дела в практике воспитания школьников. Причем анализируя индивидуальные ответы можно сделать вывод о количественном соотношении педагогов школы, приверженных тем или иным принципам воспитания.
В-третьих, необходимо обратить особое внимание на то, как педагог оценивает ситуации под номерами 12, 16, 24. Это так называемые показатели объективности респондента. Если респондент отмечает, что данhtml">VI. Анализ некоторых организационных условий процесса воспитания