ВТОРОЕ ПИСЬМО ШИИТА

 

Ассалямуалейкум уа рахматуллахи уа баракатух.

 

Получил твое письмо и внимательно прочитал его. Ты пишешь, что я, приняв ислам, пытался разобраться в противоречиях и натолкнулся на шиитские книги, и приняв их слова за правду принял их убеждения. Но ведь я не сразу стал шиитом, я пришел к этому путем долгих размышлений. Во мне шла борьба между шаткими суннитскими убеждениями, которые успели пустить корни, и четкими логичными доказательствами шиитов. Так что будет неправильным считать, что я принял чьи-либо убеждения без глубокого анализа.

 

Здесь я считаю нужным разобраться и выявить значение понятия «имам» или «халиф». Последователи шиизма и суннизма толкуют это понятие по-разному. Согласно суннитской точке зрения, имам (халиф) является руководителем исламской уммы в мирских делах, в вопросах, касающихся выполнения шариатских положений (например, сбор и распределение закята, исполнение судебных приговоров и т.д.), в вопросах, касающихся внешней и внутренней политики исламской уммы. Среди самих суннитов нет единого мнения в том, как должен избираться имам (халиф). Одни говорят, что его должен назначить пророк, другие считают, что его должен выбрать народ, третьи считают, что его должен выбрать совет, состоящий из нескольких авторитетных мусульман. Также среди суннитов нет единогласия в том, какими качествами должен обладать халиф. Среди них существуют разногласия по поводу того, что должен ли халиф быть справедливым или нет, должен ли быть самым богобоязненным или нет, должен ли он быть наиболее знающим или нет?

 

Теперь, как трактуют понятие имам(халиф) шииты. Согласно шиитским убеждениям имамат является продолжением обязанностей пророка и поэтому имама не выбирает народ, а назначает Аллах, и имам должен обладать всеми качествами, которыми обладает пророк. Объясню подробней:

 

Какими обязанностями обладал Пророк Ислама(да благословит Его Аллах)?

 

1. Получение откровений от Аллаха и донесение их до людей;

 

2. Правильное и безошибочное толкование аятов Корана.

 

3. Разъяснение верных исламских убеждений и хранение их от искажений;

 

4. Разъяснение исламского фикха и других шариатских положений;

 

5. Внутренняя и внешняя политика исламской уммы;

 

6. Выполнение в государстве всех шариатских положений;

 

7. Плюс ко всему пророк являлся примером богобоязненного человека с величайшей нравственностью и вел мусульман к духовному совершенству.

 

После кончины Пророка отпала надобность в получении откровений, так как пророчество завершилось, и Коран был полностью ниспослан. Мусульмане имели Книгу и совершенную религию. Но отпала ли надобность в других обязанностях, которые выполнял пророк? Конечно же нет, поэтому после пророка должен был быть руководитель, который продолжит выполнение этих обязанностей. Теперь, руководителя должны выбирать люди или его должен назначить Аллах? Пророк был непорочным и безгрешным человеком, поэтому он отлично справился со своими обязанностями. Значит имам(халиф) также должен быть непорочным и безгрешным. Могли ли первые мусульмане сами должным образом взять правление в свои руки? Могли ли они сами правильно толковать аяты Небесной книги, которая является руководством для человечества до Судного дня? Могли ли они сохранить религиозные убеждения и фикх в том виде, в котором их принес пророк? Могли ли они дать единогласное и верное решение по поводу новых возникающих проблем, с которыми они сталкивались каждый день? Могли ли они служить примером для нравственности?

 

Большую часть своей жизни они провели в многобожии и невежестве, многие из них не умели ни читать, ни писать. Многие из них не осознавали до конца, что такое истинный Ислам. В них еще оставались пережитки прошлой жизни. Пророк 13 лет провел в Мекке и за это время сколько народу приняло ислам? Немного, около 200 человек. И все это время их преследовали, мучали и не давали им покоя. Было ли у пророка достаточно времени, чтобы передать им полное учение о религии? Потом пророк переселился в Медину. Здесь в течение 10 лет мусульмане участвовали примерно в 70 войнах и столкновениях. Было ли у них время, чтобы полностью изучить все положения религии. Когда шииты говорят об этом, то сунниты начинают утверждать, что шииты ругают и поносят сахабов. Нет, мы не ругаем их, мы просто хотим сказать, что они не являются такими, какими их пытаются показать некоторые суннитские ученые. Они обычные люди, такие же, как мы, и благодетели из них получат награду, а грешники понесут наказание.

 

Если мы изучим историческую действительность, то увидим, что они не справились с этими обязанностями. Именно среди них начались разногласия, многие из них расходились друг с другом в толковании Корана и фикха, и именно среди них начались первые битвы между мусульманами. Если среди них не было единогласия, то, что говорить о следующих поколениях. Уже через несколько десятилетий после смерти пророка мусульмане погрузились в пучину раздора. Они проклинали друг друга, убивали друг друга из-за религиозных убеждений. Мусульмане имели различные убеждения, они по разному поклонялись Аллаху, появилось множество мазхабов и идейных школ. История и действительность, лучшие свидетели этому. Разве этого хотел Аллах? Разве ради этого трудился Пророк? Разве это есть совершенная религия?

 

Аллах знал, что если руководство исламской уммой попадет в руки обычных людей, какими являлись сподвижники, то все произойдет именно таким образом. Зная это, Аллах или:

 

1.Не назначает для мусульман руководителя и умма погрязает в пучину разногласий. Или:

 

2.Назначает для мусульман непорочного, безгрешного, всезнающего, не совершающего ошибок и богобоязнейшего руководителя, который также как пророк разрешит все религиозные потребности мусульман.

 

Который из этих двух пунктов более согласуется с мудростью и справедливостью Аллаха. Конечно же, второй. Божественная мудрость и справедливость требуют, чтобы для сохранения истинной религии, верных убеждений, правильного поклонения Аллаху и для духовного совершенствования мусульман, существовал непорочный и знающий руководитель, такой же, как Пророк. Шииты убеждены, что Всевышний так и сделал, и назначил 12 имамов из семейства Пророка руководителями мусульман. Ислам совершенная религия. А пошли ли за ними сподвижники или нет, это уже другая тема. ИншАллах мы поговорим об этом.

 

Насчет хадиса про раскол на 73 течения. Ты говоришь, что верный путь это следование Корану и сунне. Тот, кто следует Корану и сунне попадет в Рай, а кто не следует этому, попадет в Ад. Брат! В мире примерно один миллиард мусульман. Покажи мне хотя бы одного мусульманина, отрицающего следование Корану и сунне. Каждый из мусульман, все 73 течения утверждают, что именно они следуют Корану и истинной сунне, что именно они находятся на истинном пути. Это говорят шииты, ханафиты, шафииты, маликиты, ваххабиты (салафиты), ашариты, мутазилиты и др. Если все они следуют сунне, тогда почему они разногласят? Значит, этого хадиса недостаточно для того, чтобы определить по ней спасенную группу.

 

Этот хадис, «Следуйте Корану и моей сунне», сунниты,а более всего салафиты, считают одним из важнейших хадисов и строят на нем всю свою идеологию. Многие сунниты считают его абсолютно правильным и даже не сомневаются в его достоверности. Но, этого хадиса нет ни в одном из шести основных сборников хадисов. Как можно следовать хадису, который отсутствует в Сахихах Бухари и Муслима, и в других четырех достоверных сборниках? Этот хадис приводится в «Маватте» Малика, «Сире» ибн Хишама и в «Саваике» ибн Хаджара. В «Саваике» это предание мурсаль, то есть цепочка передатчиков не доходит до Пророка. В «Сире» ибн Хишама санад этого хадиса неполный. Сам ибн Хишам пишет, что взял это предание из «Сиры» ибн Исхака, но в «Сире» ибн Исхака этого хадиса нет. Так откуда взял этот хадис ибн Хишам?

 

В «Маватте» сказано: От Малика мне приводится предание, что ему сказали, что Посланник Аллаха сказал…(Маватта, т.2) Как видишь у этого хадиса нет иснада. Кто сказал?

 

Также этот хадис приводится в «Мустадраке» Хакима и в «Сунане» Байхаки. Но исследователи хадисов говорят, что их передатчики не заслуживают

 

доверия.

 

Если сунниты строят свою идеологию на основе этого хадиса, то он должен быть настолько известным, чтобы иметься в их главных книгах. Но это не так, и этот хадис является слабым. Ты сам написал, что никто не может приводить подобные хадисы как довод в вопросах акыды. Разве не так. На самом деле Пророк не говорил слов: Следуйте Корану и моей сунне. Этот хадис был выдуман во время правления Омеядов, которые были жесточайшими врагами Ахль-байт. На самом деле Пророк многократно говорил: Следуйте Корану и моему семейству. Этот хадис передан множеством сподвижников и присутствует в огромном количестве суннитских книг, некоторые из них я упомянул в первом письме.

 

Политика врагов семейства Пророка заключалась в скрывании истины обязанности следования семейству Пророка. Это тоже отдельная тема и мы поговорим о ней.

 

Я хочу спросить тебя, почему ты не следуешь этому достоверному хадису? Ведь он есть в основных суннитских книгах, и сунниты должны подчиниться приказу Пророка. Но, к большому сожалению сунниты не следуют сунне Пророка, а следуют некоторым сподвижникам, Омеядам, Аббасидам и ученым, не признающим достоинства семейства Пророка.

 

Дальше, ты говоришь, что будешь основывать свои доказательства на основе Корана, достоверной сунны, иджмы сахабов и ученых, и на кыясе. Брат, это уже говорит о твоей слабости и слабости суннитов. Из перечисленного тобой шииты принимают Коран, достоверную сунну Пророка и его семейства (но не из суннитских источников). И не принимают за основу шариатского доказательства иджму сахабов и суннитских ученых, а уж тем более кыяс. Кроме Корана и сунны, шииты принимают иджму шиитских ученых и разум. Почему я должен принимать доказательства на основе суннитских книг и высказываниях суннитских ученых? Будь справедлив. Ведь я не доказываю тебе свою правоту из шиитских книг и на основе высказываний шиитских ученых. Я привожу тебе доводы на основе известных суннитских книг потому, что ты должен следовать достоверным суннитским хадисам. Приводи для меня свои доказательства на основе известных шиитских книг, чтобы я принял это. Если ты будешь вести диспут с христианином, то естественно ты будешь приводить ему доводы из Евангелия, а не из Корана, так как он не принимает Коран, но принимает свою книгу. И будешь требовать от него, чтобы свои доказательства он приводил тебе из Корана, а не из Евангелия, так как ты не принимаешь Евангелие, но принимаешь Коран. Если христианин не будет поступать подобным образом и будет приводить тебе доводы из своей книги, то это будет указывать на его слабость и несостоятельность доводов.

 

Поэтому давай договоримся, что все свои доказательства мы будем приводить из тех источников, которые мы принимаем оба (Коран, достоверные хадисы, которые имеются и в суннитских и в шиитских книгах). И будем воздерживаться от высказываний своих ученых, потому что этим мы ничего не докажем друг другу и лишь будем тешить свое самолюбие. Все- таки целью нашего диспута является выявление истины и когда она выявиться, мы оба должны последовать за ней.

 

Теперь по поводу хадиса о 12 халифах. Ты привел толкование этого хадиса, которое привел ибн Теймия. Являются ли слова ибн Теймии шариатским доказательством, эталоном правильности, и обязательными для подчинения? Конечно же нет. Так считают не только шиитские богословы, но и подавляющее большинство суннитских богословов. Скажи, на чем основывался ибн Теймия, когда выбирал именно этих халифов? Кстати сами Омеяды не считали Али четвертым праведным халифом. Их вражда к семейству пророка и жажда власти была поистине огромной, и чтобы уничтожить семейство пророка и получить власть, они не останавливались ни перед чем. Муавия не признал имама Али законным халифом и пошел войной на него, потом он отравил имама Хасана, внука пророка. Его сын Язид подлейшим образом убил имама Хусейна, который вместе с имамом Хасаном являются предводителями юношей Рая. Почему среди суннитов нет единогласия относительно имен этих 12 халифов. Многие другие суннитские ученые пытались назвать имена этих 12 халифов, но все они имели различные мнения, назывались имена 4 праведных халифов, некоторых из Омеядов и Аббасидов. Почему они не отказываются от необоснованных выводов и бегут от истины? Ведь Пророк четко и ясно указал на свое семейство. Если мы объединим хадис про Коран и семейство пророка с хадисом про 12 халифов, то истина становиться очевидной. В книге «Янабиа аль Мавадда» (автор Кандузи) приводится предание от Абдуль Малика ибн Умайра, передающего от Джабира ибн Сумарата, что он сказал: «Я был вместе с отцом у Посланника Аллаха, он прочитал нам проповедь, после чего сказал: «После меня будут 12 предводителей». В продолжении он что-то сказал, но я не расслышал. Потом я переспросил у отца, он сказал: «Все они из бани Хашим». (Янабиа аль мувадда т.1 стр.290). Видишь, этот хадис указывает не просто на курайшитов, а на хашимитов. Кстати в этой же книге в 3 томе, на стр.291 приводится хадис: «Я господин всех пророков, а Али господин всех приемников. Моих приемников будет 12. Первый из них Али, а последний Махди». Так что этот хадис привел не только Джавзи, но и многие другие суннитские ученые. Но почему-то, когда шииты доказывают суннитам свою правоту из авторитетных суннитских сборников, то эти сборники превращаются в недостоверные и их составители перестают быть мухаддисами и муфассирами. Будь справедлив, прими эти многочисленные хадисы. Ведь я привожу их тебе не из шиитских книг, а из суннитских! Тем более не с одной книги. Только среди шиитов нет никаких разногласий по поводу 12 халифов, они 12 непорочных руководителей из семейства Пророка:

 

1.Али бин Аби Талиб, Повелитель правоверных

 

2.Хасан ибн Али, имам Хасан Муджтаба

 

3,Хусейн ибн Али, имам Хусейн

 

4.Али ибн Хусейн, имам Саджад

 

5.Мухаммад ибн Али, имам Бакир

 

6.Джафар ибн Мухаммад, имам Садик

 

7.Муса ибн Джафар, имам Казим

 

8.Али ибн Муса, имам Рида

 

9.Мухаммад ибн Али, имам Джавад

 

10.Али ибн Мухаммад, имам Хади

 

11.Хасан ибн Али, имам Аскари

 

12.Имама Махди

 

Следование им обязательно для каждого мусульманина. Если ты почитаешь исторические книги, то увидишь, что эти люди были очень уважаемы в мусульманском обществе. Они отличались высочайшей нравственностью, богобоязненностью, жертвенностью ради религии, огромными знаниями.

 

Также ты говоришь, что 12 упомянутых халифов должны обязательно править уммой и так как шиитские имамы не достигли халифата, значит эти 12 халифов не они. Здесь ты судишь с суннитской точки зрения. Как я уже писал выше, с точки зрения суннитов халиф является обычным правителем, таким же, как шах, хан, король, царь, президент, и исполняет государственные функции. С точки зрения шиитов, халиф (имам) является для мусульман таким же руководителем,. каким для них был пророк, кроме получения откровений. Он наместник Бога на земле, хранитель религии Аллаха, имам всего человечества. Даже если по каким-либо причинам он не достиг халифата, видимой государственной власти, он все равно остается имамом и предводителем человечества, ибо его на этот пост назначил сам Аллах, независимо от того, принимают это люди или нет. Как пророки, которых не признавали, которые не имели земной государственной власти, но все же они были имамами и предводителями людей. Поэтому нет никаких трудностей с тем, что имамы не имели государственной власти, они прекрасно выполняли свою главную обязанность – хранение религии и духовное совершенствование рабов Аллаха и те, кто принял их руководство приближались к Всевышнему. Конечно же, если бы их не сместили с политической арены, и не встали на их пути по управлению духовной и земной жизнью мусульман, то они более эффективно исполняли бы свои обязанности. И сейчас во всем мире господствовал бы Ислам и все были мусульманами, так как они продолжили бы управлять уммой так, как это делал Пророк.

 

По поводу достоинств Али и сподвижников иншаллах поговорим в следующий раз.

 

Теперь хадис: «Я оставляю вам две драгоценности, Книгу Аллаха и мое семейство(Ахл аль-байт). Они не разделятся друг от друга, пока не присоединятся ко мне возле райского источника. Если вы будете держаться их обоих, то не впадете в заблуждение». Этот хадис есть практически во всех суннитских сборниках. Пророк множество раз указывал на то, что между Кораном и Ахл аль-байт существует прочная связь, и что нельзя разделять их друг от друга. Коран – это божественное откровение и его соблюдение гарантирует человеку спасение и счастье. Чтобы постичь верный смысл аятов, необходимо верное их толкование. Но толковать и разъяснять Коран может только тот, кто обладает совершенным знанием Корана. Шииты убеждены, что обычный человек не может полностью охватить понимание Корана, так как он не застрахован от ошибок. Поэтому Аллах утвердил семейство пророка обладателями знания откровения, и пророк указывает в этом хадисе, что исключительным правом на толкование Корана обладают только Ахл аль-байт. Попытки разъединить Коран и семейство пророка приводят только к гибели и заблуждению. Поэтому пророк говорит: «Если вы будете держаться их обоих, то не впадете в заблуждение». То, что Посланник Аллаха назвал их двумя ценными вещами, означает, что они направлены на одну цель: одна из них - слово Аллаха и Закон, а другая – исполнитель, толкователь и хранитель.

 

Отклонение мусульман от главного пути, а отсюда и упадок, началось с разрыва между Кораном и семейством пророка. Первыми этот разрыв совершили некоторые из сподвижников.

 

В Сахихах Бухари и Муслима, Муснаде Ахмада Ханбала, Тарихе ибн Касира и в других книгах есть такой хадис:

 

«Незадолго до своей смерти, во время болезни Посланник Аллаха сказал сподвижникам: «Принесите мне доску и чернильницу, я напишу вам то, посредством чего вы не собьетесь с пути после меня». Умар сказал: «Пророк бредит, у нас уже есть Книга Аллаха, нам достаточно книги Аллаха». Поднялся шум, одни требовали принести доску и чернильницу, другие были против. Пророк рассердился на них и выгнал их».

 

Ибн Аббас называл это событие бедствием четверга. На каком основании Умар говорит, что пророк бредит, что нам достаточно Книги Аллаха? Он что, лучше пророка знал религию? Некоторые сунниты говорят, что Умар сказал так, чтобы облегчить страдания пророка, чтобы не причинять ему лишнего беспокойства. Но если бы это было так, то среди сахабов не поднялся бы шум, и пророк, вместо того, чтобы выгнать их, поблагодарил бы Умара за его заботу. Умар был первым кто отказался от сунны пророка, он был первым, кто разделил Коран и Ахл аль-байт. Разве можно не слушаться приказов пророка? Разве можно собственное мнение ставить выше повеления пророка? Ля хауля уа ля куввата илля билляхи.

 

Но вернемся к хадису. Если пророк ставит свое семейство на один уровень с Кораном, то точно также как Коран является правдивейшей небесной книгой, также и имамы из семейства пророка являются безгрешными и безошибочными толкователями Корана. Этому есть доказательство в самом Коране. В 33 суре (Аль Азхаб) в 33 аяте говориться: «Поистине Аллах хочет удалить от вас скверну, семьи его дома, и очистить вас очищением».

 

Этот аят называется «Очищение» и

 

является доказательством того, что Ахл аль-байт непорочны, безгрешны и не совершают ошибок. О ниспослании этого аята говориться в следующем хадисе, который известен под названием Хадис Киса:

 

«Однажды пророк вышел из дома, и на нем была накидка. К нему подошел Хасан, и пророк накрыл его своей накидкой. Потом подошел Хусейн, и пророк накрыл его своей накидкой. Потом подошла Фатима, и пророк также накрыл ее своей накидкой. Потом подошел Али, и пророк накрыл накидкой и его. Затем, когда все они были под его накидкой, он произнес: «О Аллах, они мое семейство, очисти их очищением».Умм Салама (одна из жен пророка) спросила: «Эй, Посланник Аллаха, я из них?» Пророк ответил: «Нет, ты на своем месте и ты во благе».

 

Этот хадис приводят Муслим в 7 томе Сахиха от Аишы; Тирмизи в 5 томе Сахиха от Умм Саламы; Ахмад Ханбал в 6 томе Муснада от Умм Саламы.

 

Также ниспослание этого аята по поводу Ахл аль-байт подтверждают Фахр Рази в Тафсире Кабир, Хаким в Мустадраке, Захаби в Тальхис Мустадрак и многие другие.

 

В суннитских книгах есть хадисы, в которых сами сподвижники доказывают непорочность и преимущество Ахл аль-байт этим аятом:

 

1.Насаи на 4 странице Хасаиса передает от Сада ибн аби Ваккаса: «Муавия спросил моего отца: Почему ты не проклинаешь Али? Мой отец ответил: Я слышал от пророка 3 достоинства Али и из-за этого не буду ругать его. Если бы я имел хотя бы одно из этих достоинств, это было бы лучше обладания красными верблюдами. Когда был ниспослан аят Очищение, пророк взял под накидку Али, Фатиму, Хасана и Хусайна и сказал: О Аллах, они мое семейство….»

 

2.Ибн Аббас сказал про людей, ругающих Али: Они ругают человека, которому Аллах даровал 10 достоинств. Пророк накрыл его, Фатиму, Хасана и Хусейна накидкой, прочитал аят Очищение и назвал их своим семейством… Муснад Ахмада Ханбала, т.1, стр.331; Хасаис Насаи, стр.11.

 

3.Шаддад ибн Абдуллах передает: Я сидел возле Васляха и мы услышали как группа людей принялась ругать и оскорблять Али. Васлях сказал мне: Я расскажу тебе про того, кого они ругают. Я был возле пророка когда он накинул накидку на Али, Фатиму, Хасана и Хусейна и сказал: О Аллах, они мое семейство. О Аллах, удали от них скверну и очисти их очищением. Муснад Ахмада Ханбала, т.4, стр.107; Мустадрак Хаким, т.2; Джамауль Баян, т.22.

 

4.Хаким Нейшабури передает: Когда умер Али, Хасан ибн Али прочитал проповедь: Эй, люди, я Хасан сын Али и внук Пророка. Я сын приемника пророка и внук зовущего к Господу. Я из семейства пророка и Аллах удалил от нас скверну и очистил нас. Мустадрак Хаким, т.3, стр.172.

 

5.Когда весть об убийстве Али дошла до Медины, Умм Салама сказала: Его убили, да убьет Аллах его убийц, да проклянет их Аллах. Я видела, как пророк накрыл Али, Фатиму, Хасана, Хусейна своей накидкой и сказал: О Аллах, они мое семейство, удали от них скверну и очисти их. Муснад Ахмада Ханбала, т.6, стр.298, Тафсир Табари, т.22.

 

В этом аяте указывается, что с семейства пророка была удалена вся скверна (все греховное) и они были полностью очищены. А тот, с кого удалено все греховное является непорочным и безгрешным. Кто-то может сказать, что этот аят относиться к женам пророка, так как он располагается между аятами, в которых Аллах обращается к женам пророка. Но это не так, потому что:

 

1) В предыдущих и последующих стихах идет обращение в множественной форме женского рода (кунна), а в этом отрывке обращение в множественной форме мужского рода (кум).

 

2) В хадисе, который я привел выше, Умм Салама спрашивает пророка: Эй, Посланник Аллаха, я из них? Пророк ответил ей: Нет, ты на своем месте и ты во благе. Если бы жены пророка относились к Ахл аль-байт, то пророк дал бы Умм Саламе положительный ответ.

 

3) Ни в сборниках хадисов, ни в исторических книгах не зафиксировано случаев, чтобы жены пророка, или еще кто либо из сахабов или родственников пророка относили себя к Ахл аль-байт.

 

Поэтому следование семейству пророка является шариатской и логически доказанной обязанностью. Шариатской, потому что это приказ Аллаха и пророка. Логически доказанной, потому, что следование непорочному руководителю, исключает какие-либо неясности, затруднения и сомнения в убеждениях и выполнении религиозных обязанностей. Лучше следовать за сунной, которую передают обычные люди? Или за сунной, которую передают непорочные и безгрешные?

 

Извини брат, что написал так много. Чтобы прочитать и переварить все это тебе потребуется время. Хотелось бы привести еще несколько аятов Корана, но оставим это на следующий раз. Буду ждать твоего ответа. Ассалямуалейкум уа рахматуллахи уа баракатух.

__________________