Технология работ по снятия судна с мели.

Действия экипажа

При возникновении опасности посадки судна на мель капитан (вахтенный пом капитана) должен предпринять своевременный и решительный маневр для предотвращения аварии, либо уменьшения ее тяжелых последствий. Таким маневром может быть резкий поворот от опасности, экстренная отработка назад, отдача одного или двух якорей, Якоря можно отдавать только при достаточном запасе воды под килем.

В общем случае резкий отворот от опасности допускается лишь в том случае, если он не влечет за собой посадки на мель всем бортом или повреждения винторулевой группы.

Если посадка на мель неизбежна, но есть еще время для принятия мер (дрейф при неисправном двигателе), то необходимо принять как можно больше балласта для увеличения осадки. Это облегчит снятие судна с мели.

При обнаружении опасности посадки судна на мель необходимо без промедления объявить общесудовую тревогу: проверить состояние экипажа, выполнить герметизацию судна, осмотреть все отсеки, замерить в них уровень воды, топлива, привести в немедленную готовность аварийное имущество и материалы, водоотливные, противопожарные и спасательные средства.

Зафиксировать в судовом журнале время касания грунта и курс при посадке, а также величину крена, возникшие последствия, предпринятые первые маневры и действия.

В момент касания грунта необходимо немедленно застопорить главный двигатель, руль поставить в положение «прямо». Только при слабой посадке на ровный грунт и отсутствии препятствий под кормой можно попытаться самостоятельно сойти с мели. Необходимо также определить точные координаты места посадки.

При обнаружении водотечности немедленно начать откачку воды всеми средствами. Уровень воды в отсеках замерять каждый час. что позволит вести эффективный контроль за производимыми действиями.

Определить характер повреждений корпуса и приступить к их устранению. Провести тщательные замеры осадок носа, кормы, на миделе с обоих бортов; рассчитать среднюю осадку судна на мели; замерить глубины вдоль обоих бортов через каждые 10 метров с привязкой к номерам шпангоутов, результаты замеров нанести на схему.

Определить характер грунта.

Рассчитать осадку и водоизмещение судна перед посадкой на мель. Осмотреть положение и состояние груза в трюмах, принять меры к предотвращению загрязнения моря нефтепродуктами, перекачав эти нефтепродукты из танков, соприкасающихся с грунтом и установить бонновые заграждения. Вызвать специальные средства для локализации разлива нефтепродуктов.

Проверить работоспособность винто-рулевой группы. Обеспечить получение метеопрогнозов. Все фактические изменения погоды фиксировать в судовом журнале. В штормовую погоду корпус судна может получить повреждения, а само судно может быть вынесено дальше на мель. В -этом случае принимается решение о принятии дополнительного балласта или даже о затоплении трюма.

Произвести расчеты изменения средней осадки и потери водоизмещения, массы воды, влившейся в корпус; силы давления судна на грунт с учетом влившейся воды; значение поперечной метацентрической высоты, сидящего на мели судна; потребного тягового усилия для снятия судна с мели; тяговых усилий главного двигателя самого судна при работе на задний и передний ход; возможного уменьшения силы давления аварийного судна на грунт путем частичной разгрузки судна и дифференциация топливом и водой.

Проанализировать навигационную обстановку, рассчитать элементы приливо-отливных явлений.

Уточнить наличие других судов в районе аварии, установить с ними связь.

На основании анализа расчетных данных и фактической обстановки капитан должен решить о самостоятельной съемке с мели или о привлечении посторонней помощи.