Антимонопольная политика.

В основе появления монополий лежит объективный процесс концентрации и централизации производства и капитала. Тем более, что в некоторых отраслях экономики в силу их технологических особенностей для достижения эффективности производства требуется значительная концентрация ресурсов, которая достигается в рамках единственной фирмы (эффект масштаба), и монополия является естественной. Значительные размеры капитала позволяют фирме-монополисту заниматься научными исследованиями и внедрением новых технологий, но есть ли стимулы у нее для этой деятельности? По этому вопросу у экономистов нет единого мнения.

Общий вывод, к которому пришли все экономисты, заключается в том, что чистая монополия экономически неэффективна. При одинаковых издержках чисто монополистическая фирма сочтет выгодным назначить более высокую цену, производить меньший объем продукции и размещать экономические ресурсы менее эффективно, чем фирмы в условиях чистой конкуренции.

Учитывая двойственный характер монополии, правительства пытается противостоять монополизму и поддержать конкуренцию, проводя антимонопольное регулирование, к которому относится, прежде всего, антимонопольное законодательство.

В России в 2006 г. вступил в силу Федеральный закон №153-ФЗ «О защите конкуренции», объединивший два ранее действовавших закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (федеральный закон) и «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (Закон РСФСР).

В соответствии с действующим законодательством, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта:

· доля которого на рынке определенного товара превышает 50%;

· если совокупная доля не более чем 3 хозяйствующих субъектов превышает 50% или совокупная доля не более чем 5 хозяйствующих субъектов превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);

· в случае естественной монополии.

По результатам проведенного Федеральной антимонопольной службой РФ (ФАС России) анализа состояния конкуренции доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35% и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, если:

1) он имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;

2) доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующим субъектом товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

4) изменение цены товара не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.[2]

Для установления факта монополизации производства, в том числе при слиянии или поглощении компаний, применяются количественные критерии и в других странах: доля одной компании не должна превышать 33% рынка, трех – 50%, пяти – 66,6% (в США).

Для оценки рынка в целом рассчитывается индекс Герфиндаля(H):

H=q12+q22+…+qn2, где

qi – доля фирмы в объеме продукции отрасли, выраженная в процентах,

i=1,2,…n, n- число фирм в отрасли.

Концентрация рынка с индексом Герфиндаля, не превышающим 1000, считается низкой. Индекс, равный 1800 и выше, свидетельствует о высокой концентрации производства.

Государство может в соответствии с антимонопольным законодательством прибегнуть к судебному процессу с целью раздробить монополию на несколько конкурирующих фирм. Если монополия является естественной, необходим контроль за объемом производства, ценами и другими параметрами ее деятельности. В этом случае составляется реестр предприятий-монополистов, проводятся регулярные проверки. Такой реестр составлен и в России.[3]

Вывод: экономическая наука выделяет совершенную и несовершенную конкуренцию. Каждая рыночная модель имеет положительные и отрицательные стороны. Тенденция к концентрации производства определяет необходимость проведения государством антимонопольного регулирования экономики.