РЕНЕССАНС В АНГЛИИ

Эпоха Возрождения в Англии приходится на XVI столетие.

Английские гуманисты придали театру совершенно светский характер, полностью уйдя от его религиозных мотивов и обратившись к животрепещущим вопросам истории и современности. Жизненные противоречия, конфликты находили отражение в драме. Театр заменил народу книги.

Величайшим драматургом Англии без сомнения является Вильям Шекспир(1564-1616). Его называют художником-мыслителем, поскольку им точно были запечатлены сотни жизненных ситуаций и характеров, настолько типичных и так художественно обобщенных, что до сих пор в совершенно иных условиях они позволяют узнавать себя. Жизненность искусства Шекспира в способности видеть и показать личность во всем ее многообразии, подвижности, изменчивости, воссоздавать жизнь во всей ее сложности. Наряду с другими гуманистами Шекспир видел в человеке «венец природы», богоподобное существо, но вместе с тем и то несовершенство, зло, гнездившееся в душе его героев, побуждающее их сеять смерть и разрушения вокруг себя.

Тональность произведений резко меняется с годами. В прекрасной лирической трагедии «Ромео и Джульетта» смерть юных героев расценивается как моральная победа обоих над родовой враждой семейств Монтекки и Капулетти.

Трагедии Шекспира изображают не только гибель и падение личности. Их герои необыкновенные люди, наделенные титаническими душевными силами и обладающие такими человеческими качествами, что даже в своем падении они сохраняют достоинство.

Комедии Шекспира значительно отличаются от театральных представлений более позднего времени, когда театр, отображая на сцене нарушения социальных и нравственных норм, стал подвергать их осмеянию. В комедиях Шекспира сохраняются еще элементы народных празднеств -ряжение, песни, пляски, веселые розыгрыши, близость к природе.

Сонеты Шекспира - это ренессансный гимн жизни, но в них нашли отражение и трагические переживания. Сонеты Шекспира - не только венец английской лирики эпохи Возрождения, они - лирический синтез всей эпохи Возрождения.

 

После «золотого века» классического искусства Древней Греции Возрождение представляет собой вторую великую эпоху, когда человечество совершило грандиозный скачок вперед в своем культурном развитии. На смену веками господствовавшей духовной диктатуре церкви, грандиозному комплексу идеологических иллюзий пришло гуманистическое мировоззрение. Если средневековая философия считала человека существом жалким и ничтожным, то гуманисты провозгласили его центром мироздания. Жажда знания стала великой страстью эпохи. Энергия людей, раскрепощенных социально и духовно, обратилась на созидание нового, при этом сами творцы были разносторонне развитыми людьми, что соответствовало гуманистическому идеалу. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором и создателем фортификационной системы. Различия в характере гуманистической культуры и в соотношении между отдельными искусствами были обусловлены различием местных и национальных условий. В Италии центрами новой художественной культуры поочередно становились Флоренция, Рим, Венеция, откуда свет смелой мысли и творчества распространялся в разных направлениях. Все искусства - живопись, архитектура, скульптура, музыка, поэзия, за исключением драмы, - достигли в Италии высочайшего расцвета. Наиболее светский характер приобрело искусство Англии, поскольку в начале XVI в. там произошла реформация церкви, что обусловило невиданный расцвет драматургии. Главной чертой зарождающихся независимых национальных художественных школ в Нидерландах и Германии стало выдвижение на первый план живописи, тогда как скульптура не сумела преодолеть рамки узкоместного значения. В Испании культура Возрождения развивалась в условиях церковно-полицеиского режима инквизиции, и церковные строгости наложили свою печать не только на живопись и скульптуру, но даже на драматургию, созданную писателями-гуманистами, огромный пласт которой составили пьесы религиозно-нравоучительного содержания.

Эпоха Возрождения была прежде всего мощнейшим преобразованием умов, а не жизни, воображения, а не реальности, культуры, а не цивилизации. Реальная жизнь даже наиболее передовых итальянских городов была, напротив, полна средневековой жестокости, кровопролитий, гражданской смуты, дворцовых заговоров и смертей от яда и кинжала. Закономерно поэтому, что великие гуманистические устремления и жизнерадостное свободомыслие почти сразу же породили в изобразительном искусстве такие сложные и противоречивые явления, как маньеризм и барокко.