Природа, ее место и значение в гегелевской системе

Прочитав всю «Логику», мы спрашиваем себя: чего же не хватает в концепции Гегеля после подробного изложения логики и онтологии? После того как представлены вся мысль и вся реальность, тот же Гегель дал понять, что логика — это «представление Бога, как он есть в вечной сущности до сотворения природы и конечного духа». Значит, не хватает именно «сотворенной природы» и «конечного духа».

Такой переход от Идеи к Природе многим интерпретаторам кажется наиболее проблематичным и необъяснимым как в теоретическом, так и экзегетическом смысле, ведь в философии Гегеля ничего нет вне Идеи и отдельно от нее. Резонность такой проблемы была очевидна и для Гегеля, который в своей диалектической схеме пытался унифицировать, не всегда умея разрешить, возникающие апории разного генезиса.

1. Во-первых, он прибегает к диалектике неоплатонизма, понимавшей развитие реальности в триадичном ритме как «топе» («пребывание»), «proodos» («выход») и «epistrophe'» («возвращение»). Идея у Гегеля соответствует первой ступени, Природа — второй (Природа — это Идея, которая отчуждается от самой себя), Дух — третьей (гегелевский Дух представлен как возвращение Идеи в себя и для себя).

2. Христианская идея творения служит опорой, когда Гегель говорит об Идее и ее свободном решении стать Природой.

3. Догмы воплощения, страдания, смерти и воскресения Гегель трактует как космические разумные истины. Дух, говорит он, должен принять смерть, чтобы сохранить свое бытие в смерти. Получается, что воскресшая в смерти (Природе) Идея обретает новую жизнь в Духе.

4 Природа в каком-то смысле — самообман Идеи, но позитивность такой иллюзии в том, что она путь к самосознанию и самореализации. Этот момент — из романтической концепции.

5. Единство указанных посылок дает схему, где Идея фигурирует как тезис, Природа — как антитезис (самоотрицание Идеи) и Дух — как синтез, в котором реализуется максимум позитивности

Не раз мы встречаем суждения о негативности Природы, «отпадении Идеи-от-себя» (эхо античного гностицизма), ее бессилии. Но напомним, что в «.Большой энциклопедии» Гегель пишет «Этот возврат к началу есть и прогресс в то же время. Мы начали с абстрактного бытия, а пришли к Идее в качестве бытия», объекта Двусмысленная неопределенность позиции Гегеля в этом вопросе прояснится, возможно, после следующих уточнений.

 

Стр. ==96

 

 

Гегель

 

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ЕЕ КАТЕГОРИИ

 

Механика

 

 

ПРИРОДА = =ИДЕЯВНЕ СЕБЯ

 

 

Физика

 

 

Органическая физика

 

 

1 Пространство и время 2 Материя и движение 3Абсолютная механика 1 Физика всеобщей индивидуальности 2 Физика особенной индивидуальности 3 Физикатотальной индивидуальности 1 Геологическая природа 2 Растительная природа 3. Животный организм

 

 

1 Пространство 2 Время 3 Место и движение 1 Инертная материя 2 Толчок 3 Падение 1 Свободные физические тела 2 Стихии 3 Процесс стихий 1 Удельныйвес 2 Сцепление 3 Звук 4 Теплота 1 Образ 2 Обособление индивидуального тела 3 Химический процесс 1 История Земли 2 Расчленение Земли 3 Жизнь Земли 1 Формообразовательный процесс 2 Процесс ассимиляции 3 Родовой процесс 1Образ 2 Ассимиляция 3 Родовой процесс

 

философия природы Стр.

==97