Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Общая характеристика психического развития в подростковом возрасте.
2. Подходы к изучению подростков: биологический, когнитивный, психосексуальный, социальный, эклектический.
3. Ведущий вид деятельности и психологические новообразования подросткового возраста.
4. Основные сферы психического развития подростков: половое, познавательное, социальное развитие.
5. Акселерация. Состояние здоровья подростков.
6. Половое развитие подростков, его значение с точки зрения становления личности.
7. Теория психосексуального развития ребенка З. Фрейда.
8. Типы телосложения. Представления о внешней привлекательности в подростковом возрасте.
9. Пубертатная дисморфофобия. Нервная анорексия. Булимия.
10. Психология раннего и позднего созревания.
11. Стадии когнитивного развития по Ж. Пиаже.
12. Интеллект. Модели интеллекта.
13. Тесты интеллекта. Факторы, влияющие на результаты тестирования. Недостатки тестов на IQ.
14. Возрастные изменения интеллекта.
15. Половые различия в интеллектуальном развитии подростков.
16. Способность к учебе. Тесты на способности к учебе.
17. Обработка информации. Этапы обработки информации.
18. Принятие решений. Этапы принятия решений.
19. Особенности подростковой субкультуры.
20. Формальные и неформальные подростковые общества.
21. Девиантные подсистемы.
22. Материальные и нематериальные аспекты подростковой культуры.
23. Теория Ж. Пиаже.
24. Теория Л. Кольберга и ее критика.
25. Теория различия моральных рассуждений в зависимости от пола К. Гиллиган.
26. Семья как фактор нравственного становления личности.
27. Роль средств массовой информации в нравственном развитии подростков.
28. Воспитание нравственности у подростков.
29. Влияние семейного воспитания на развитие подростков.
30. Конфликты между родителями и подростками, их причины. Факторы, влияющие на конфликт. Последствия конфликтов в семье.
31. Взаимоотношения подростков с другими членами семьи.
32. Отношение подростков к браку и разводу. Непосредственные эмоциональные реакции и отдаленные последствия развода. Факторы, влияющие на последствие развода.
33. Проблемы психического здоровья подростков в неполных семьях. Состав семьи и преступность подростков. Состав семьи и успеваемость подростков в школе.
34. Подростки в смешанной семье. Варианты состава семьи. Сложности семейных отношений.
35. Делинквентное поведение. Формы делинквентности.
36. Социальные причины делинквентности. Влияние типа семейного воспитания на делинквентность.
37. Связь делинквентности со степенью аномалии характера и ее типом.
38. Побеги из дому и бродяжничество подростков. Психологические характеристики несовершеннолетних, ушедших из дома.
39. Мотивы побегов у детей. Побеги подростков из дому, обусловленные окружающей обстановкой.
40. Классификации подростков, уходящих дома.
41. Массовое распространение побегов при определенных социальных условиях. Причины массовых побегов.
42. Помощь подросткам, ушедшим из дома.
43. Ранняя алкоголизация как проявление делинквентности. Мотивы ранней алкоголизации. Ранняя алкоголизация как форма токсикоманического поведения.
44. Факторы, влияющие на употребление алкогольных напитков подростками.
45. Психическая и физическая зависимость от алкоголя. Групповая и индивидуальная психическая зависимость.
46. Типологические особенности алкоголизации.
47. Теории алкоголизма: моральная модель; медицинская модель; психологическая модель; генетическая или наследственная модель.
48. Наркомания. Физическая привычка и психологическая зависимость.
49. Причины, способы и интенсивность употребления наркотических веществ в подростковом возрасте. Лечение.
50. Табакокурение, его распространенность. Причины табакокурения в подростковом возрасте.
51. Суицидальное поведение. Проявления суицидальной активности. Частота суицидов, зависимость от возраста.
52. Причины и мотивы суицидов.
53. Симптомы суицидов.
54. Суицидальное поведение у подростков. Типы суицидных попыток и типы «суицидального шантажа».
55. Демонстративное суицидальное поведение. Аффективное суицидальное поведение. Истинное суицидальное поведение.
56. Суицидальное поведение и типы психопатий и акцентуаций характера у подростков.
57. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни самоопределения.
58. Личные профессиональные планы как разновидность внутренних регуляторов поведения. Общая структура личного профессионального плана. Схема построения ЛПП.
59. Интересы и склонности, их роль в выборе направления профессионализации. Возрастные особенности интересов. Классификации интересов и склонностей школьников.
60. Способности как фактор выбора профессии. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Диагностика общих и специальных способностей.
61. Мотивы выбора профессии.
62. Факторы, определяющие выбор профессии. Уровни влияния на самоопределяющегося человека.
63. Причины неправильного выбора профессии. Ошибки, допускаемые при выборе профессии.
64. Условия успешного профессионального самоопределения.
65. Классификация ЛПП. Варианты реализации ЛПП.
66. Этапы развития самоопределения. Специфика профессионального самоопределения на разных этапах развития субъекта труда.
67. Профессиональное самоопределение как проблема старшего подростка.
68. Молодежь и безработица. Образование и работа.