Переменные затраты на единицу товара). (2)

Например (см. формулу 2), если постоянные затраты, необхо­димые для функционирования предприятия, составляют 40000 тыс. руб., цена — 100 тыс. руб., а переменные затраты на изготовление единицы товара равны 60 тыс. руб., то нужно изготовить 1000 таких изделий, прежде чем полностью окупятся постоянные затраты и будет достигнута безубыточность всего дела. Лишь начиная с 1001-го изделия, предприниматель начнет получать прибыль.

40000 тыс. руб. : (100 тыс. руб. - 60 тыс. руб.) = 1000 шт.

Пороговое значение объема производ­ства, рассчитанное по формуле 1, совпадет с таковым значением, рассчитанным по формуле 2, только когда речь идет об одном единственном товаре, который «заставляют» своей выручкой от реализации покрывать все постоянные затраты предприятия, либо когда производят расчеты для одного изолированного проекта. Но если предполагается выпускать несколько товаров, то расчет объ­ема производства, обеспечивающего безубыточность, например, товара № 1, осуществляется чаще всего по формуле, учитывающей роль этого товара в общей выручке от реализации и приходящу­юся, таким образом, на него долю в постоянных затратах. Тогда вместо формулы 2 пользуются формулой 3:

Пороговое количество товара = (все постоянные затраты предприятия*удельный вес товара №1 в общей выручке от реализации (в долях единицы)) / (цена товара №1 – перем. затраты на единицу товара №1). (3)

Второй. Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополни­тельную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу то­вара. Естественно, наращивается и масса прибыли.

Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога ре­нтабельности, достаточно умножить количество товара, проданного сверх порогового объема производства, на удельную величину вало­вой маржи, «сидящей» в каждой единице проданного товара:

Масса прибыли после прохождения порога рентабельности = количество товара, проданного после прохождения порога рентабельности*валовая маржа / общее количество проданного товара.

Третий. Как уже отмечалось, сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мере роста выручки от реализации и прибыли, так как удель­ный вес постоянных затрат в общей их сумме уменьшается — и так вплоть до очередного «скачка» постоянных затрат (см. табл. 5 и 6).

Попробуем теперь, зная порог рентабельности, определитьза­пас финансовой прочности предприятия. Для этого вернемся к примеру, использованному при решении задачи максимизации прироста прибыли (табл. 3):

 

Таблица 3. Пример исходных данных для определения порога рентабельности и запаса финансовой прочности

Показатель   Товар А   Товар Б   Итого  
Выручка от реализации 5000 тыс. руб. или 1 6000 тыс. руб. или 1 11000 тыс. руб. или 1
Переменные затраты 4500 тыс. руб. или 0,9 4800 тыс. руб. или 0,8 9300 тыс. руб. или 0,8455
Валовая маржа   500 тыс. руб. или 0,1 1200 тыс. руб. или 0,2 1700 тыс. руб. или 0,1545
Постоянные затраты Прибыль   На оба товара 1500 тыс. руб.
200 тыс. руб.

Порог рентабельности предприятия = 1500 тыс. руб. : 0,1545 -== 9708,7 тыс. руб. Разница между достигнутой фактической вы­ручкой от реализации и порогом рентабельности и составляетза­пас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реали­зации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое со­стояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств:

Запас финансовой прочности = выручка от реализации – порог рентабельности.

При желании можно рассчитать запас финансовой прочности и в процентах к выручке от реализации, или в виде коэффициента к выручке. В нашем примере запас финансовой прочности соста­вляет 11 000 тыс. руб. - 9708,7 тыс. руб. = 1291,3 тыс. руб., что соответствует примерно 12% выручки от реализации. Это означа­ет, что предприятие способно выдержать 12-процентное сниже­ние выручки от реализации без серьезной угрозы для своего фи­нансового положения.

Как видим, в нашем примере выручка складывается из продаж двух товаров — А и Б, по каждому из которых в практической деятельности полезно определить свой порог рентабельности. Но для этого нужны данные о постоянных затратах на каждый товар. Рассчитаем их, выявив сначала роль каждого из товаров в дости­жении общей суммы выручки от реализации. В нашем примере товар А дает 0,4545, а товар Б — 0,5455 общей выручки. Затем «раскидаем» все постоянные затраты предприятия на каждый из товаров пропорционально их доле в общей выручке от реализа­ции. На товар А падает 1500 тыс. руб.*0,4545 = 681,8 тыс. руб., а на товар Б — 1500 тыс. руб.* 0,5455 =818,2 тыс. руб. постоянных затрат. Таким образом, порог рентабельности товара А составляет 681,8 тыс. руб. : 0,1 = 6818 тыс. руб.; товара Б — 818,2 тыс. руб. : 0,2 =4091 тыс. руб.

Сопоставляя эти цифры с данными таблицы 3, видим, что товар А, за который выручили 5000 тыс. руб., своего порога рентабель­ности еще не достиг, а товар Б перешел свой порог рентабель­ности и дал прибыль в 381,8 тыс. руб., часть которой (181,8 тыс. руб.) пошла на покрытие убытков по производству и реализации товара А (500 тыс. руб. — 681,8 тыс. руб. = —181,8 тыс. руб.; одно­временно 381,8 тыс. руб. — 200 тыс. руб. = 181,8 тыс. руб.).

Производство товара Б, обладающего более низким порогом рентабельности (быстрее окупаются затраты), представляется, при прочих равных условиях, более выгодным, чем производство товара А. Но полный отказ от производства товара А означал бы необходимость покрывать всю сумму постоянных затрат предпри­ятия (1500 тыс. руб.) за счет выручки от одного лишь товара Б. Порог рентабельности самостоятельного, «одиночного» производ­ства товара Б возрос бы тогда до 1500 тыс. руб.: 0,2 = 7500 тыс. руб., т. е. чуть ли не вдвое, но товар Б за весь период не набрал такой выручки от реализации, его запас финансовой прочности при самостоятельном производстве был бы отрицательным: 6000 тыс. руб. — 7500 тыс. руб. = —1500 тыс. руб., т. е. просто-напросто еще не окупились бы затраты. А вот оба товара вместе уже дали дос­таточную выручку (11000 тыс. руб.), перекрывающую порог рент­абельности предприятия (9708,7 тыс. руб.) и обеспечивающую 12-процентный запас финансовой прочности. Так получилось благо­даря тому, что каждый из товаров взял на себя хотя бы часть пос­тоянных затрат предприятия. Необходимость же покрывать все постоянные затраты самостоятельно, как правило, отдаляет дос­тижение безубыточности при данной цене. Некоторые предприя­тия, столкнувшись с этой проблемой, поднимают цену на свой «монотовар» и, наткнувшись на эластичный характер спроса, ото­двигают момент достижения безубыточности еще дальше.

Возможно, руководство пред­приятия со временем откажется все же от производства товара А, если откроются блестящие перспективы сбыта товара Б, а товар А не нужен будет для диверсификации производства. Тогда высво­бождающиеся финансовые и материальные ресурсы можно будет переориентировать на наращивание выпуска товара Б или просто сэкономить. Последнее, впрочем, весьма проблематично, ибо уве­личение объема производства и реализации на определенных эта­пах требует и увеличения переменных затрат, и «скачков» постоянных затрат, а там и момент проявления закона убывающей от­дачи оказывается не за горами. Предвосхищая этот момент, руко­водство предприятия заранее позаботится о запуске в производст­во нового диверсифицирующего товара со своим жизненным цик­лом. Убытки от этого товара будут поначалу покрываться за счет прибыли от товара Б. И, когда вплотную встанет вопрос о снятии товара Б с производства, новый товар, надеемся, уже не только перейдет свой порог рентабельности, но и успеет компенсировать предприятию потерю поступлений и прибыли от товара Б.

return false">ссылка скрыта

Подведем некоторые итоги, вспомнив, кстати, и об эффекте финансового рычага. Если у предприятия: а) солидный (для боль­шинства предприятий — более 10%) запас финансовой прочнос­ти; б) благоприятное значение силы воздействия операционного рычага при разумном удельном весе постоянных затрат в -общей их сумме; в) высокий уровень экономической рентабельности ак­тивов, нормальное значение дифференциала и «спокойное» зна­чение финансового рычага — это предприятие весьма привлека­тельно для инвесторов, кредиторов, страховых обществ и других субъектов экономической жизни.

На практике задача максимизации массы прибыли сводится к определению такой комбинации затрат, при которой прибыль наивысшая из всех возможных вариантов.

В основе стан­дартного операционного анализа лежит линейный принцип. Это лимитирует данный вид анализа релевантным диапазоном. А что, если выйти за эти пределы? Ведь в жизни, действительно, по мере наращивания выпуска и сбыта затраты на единицу продукции сперва уменьшаются до определенного уровня, а затем нарастают, и, кроме того, зачастую производитель вынужден снижать цену реализации. Так получается, во-первых, потому, что экономия на масштабе имеет свой предел, перейдя который она превращается в перерасход, и, во-вторых, потому, что трудно «впихнуть в ры­нок» все возрастающее количество товара без относительного снижения цены — включаются ограничения со стороны платеже­способного спроса и конкуренции. Все это дает нам следующую картину: