Па /КлглЯсиа

То сверкающий снежной белизной, то синеющий среди зеленого лесного моря летом, трезубец Таганая такая же неотъемлемая часть златоустовского пейзажа, как конус Везувия для солнечного Неаполя (кстати, по высоте наш Таганай всего на 100 метров пониже знаменитой итальянской горы). Таганай – это природная визитная карточка Златоуста, представить город без характерного силуэта та-ганайских хребтов, обрамляющих Златоуст с северо-востока, просто невозможно, недаром великий русский металлург Павел Петрович Аносов, проработавший здесь три десятка лет, назвал Таганай «Златоустовской гигант-горой». Впрочем, превосходных степеней Таганай удостоился не только от Аносова, который еще 27-летним молодым человеком в одной из первых своих публикаций в «Горном журнале» в 1826 году написал: «Увидев в первый раз всю картину Таганая, я долго оставался не подвижным, или лучше сказать, не чувствовал, моего движения; я смотрел и удивлялся образованию Таганая и разрушительной силе Природы, давшей ему настоящий вид». За полвека с лишним до Аносова знаменитый путешественник и естествоиспытатель, академик Петербургской АН Петр Симон Паллас 2 июня 1770 года пометил в своем дневнике: «Трехглавая высокая и ныне еще снегом покрытая <гора> Таганай, которая при Ае наивысочайшей щитается горою». А спустя полвека после Павла Петровича, один из выдающихся русских геологов XIX века Иван Васильевич Мушкетов в своих «Материалах для изучения геогностического строения и рудных богатств Златоустовского горного округа на Южном Урале» («Горный журнал», 1877 г.) напишет об этих местах так: «... всюду роскошные ландшафты, резкие контрасты между скалистыми гребнями и лесистыми долинами, всевозможные разнообразные рельефы.»

А вот взгляд путешественника и писателя начала XX века Михаила Антоновича Круковского, который заключил одну из глав своей книги путевых очерков «По Южному Уралу» (1909 г.) так: «Из посещенного мною веера гор Южного Урала самой типичною для него вершиною, интересною в научном отношении и самою красивою является мрачно-дикий, нелюдимый, торжественно величественный Большой Таганай». К этому один из первых на Урале защитников природы, уроженец Миасского завода профессор Владимир Николаевич Сементовский в 1926 году добавляет: «... другие места (Александровская сопка, вершина Уреньги) не дадут и четверти того материала, как Таганай».

Ну а херсонские и московские студенты-метеорологи конца 1970-х, побывав на Таганае, отрубили коротко и ясно: «Кто на Таганае не бывал, Тот Урала не видал».

Строчки эти, быть может, и грешат некоторым максимализмом, но то, что Таганайский горный массив – это одно из самых примечательных мест Южноуралья, факт неоспоримый.

Любое знакомство, как правило, начинается с имени. Не будем изменять этой традиции и мы, отправляясь в путешествие по Таганаю.

Таганай... Откуда возникло это имя-топоним, а еще более точно – ороним (название горы)? Что оно может обозначать?

Традиционное объяснение идет от татаро-башкирских слов таган – «подставка, треножник» и аи – «луна», а значит Таганай – «Подставка Луны». Это толкование можно встретить в десятках публикаций, но красивая эта метафора сталкивается, однако, с трудностями грамматического характера – ведь точно переводить надо не «Подставка Луны», а «Подставка-Луна». Неудачно? Только на первый взгляд. Ведь тюркское аи – «луна» метафорически часто употребляется для обозначения чего-то очень красивого, выделяющегося, а тогда Таганай – это «Лунный треножник» (красивый, лучший). Вполне вероятно, что образное видение местных татар или башкир нашло в хребте Большой Таганай (точнее в его южной части, где сходятся Двуглавая сопка, Откликной Гребень и Круглица) подобие большой и красивой треноги, тагана, весьма важного предмета тюркского быта.

Но и это еще не все. Ведь конечный элемент слова «Таганай» это еще и древнетюркский суффикс «аи» с уменьшительно ласкательным значением, а тогда Таганай – это «треножник», «таганочек».

Есть и более редкие топонимические толкования этого оронима. Скажем, топонимист Г. Е. Корнилов считает, что слово «Таганай» восходит к башкирскому тыу-ган аи тау – «восходящей луны гора», «гора молодого месяца». (Заметим, что в определенные дни года с юго-западных окраин Златоуста действительно можно наблюдать восход луны точно над трехглавым Большим Таганаем).

И уж совсем необычное толкование приводит краевед В. В. Поздеев, обращаясь к кетскому языку, где есть слово тугыннынг – «гребень». Полагают, что около тысячелетия назад предки кетов жили на Южном Урале, а позднее башкирские племена вполне могли перенять от них непонятное название, впоследствии упростив его до более привычного своему языку слова.

Какое толкование наиболее верное? Трудно определенно сказать, потому что Южный Урал с древнейших времен был своеобразным перекрестком, где на протяжении веков сталкивались три великих языковых семьи – индоевропейская, финно-угорская, тюркская. Недавние раскопки в Аркаиме доказывают, что в степном Южноуралье, по всей видимости, находился один из центров древней цивилизации индоевропейцев. Лесное Южноуралье считается родиной финно-угров, предки которых жили здесь уже в каменном веке, а в первые века нашей эры в южно-уральские степи пришли тюркские племена. Так что вполне возможно, что имя «Таганай» несет несколько пластов, а корни его теряются в дали веков. А мы сегодня вполне вольны выбирать – называть ли Таганай «Подставкой Луны» или «Лунным треножником», «Горой молодого месяца» или просто «Гребнем». Впрочем имя это хорошо и без всякого перевода, оно настолько на слуху, что обросло сегодня многочисленными «родственниками». В Златоусте есть Таганайская улица и гостиница «Таганай». Имя «златоустовской гигант-горы» носят хоккейная и вотерпольная команды, плавательный бассейн и спорткомплекс, турклуб и туристическая фирма «Таганай-турист-сервис». Дважды в сутки фирменный местный поезд «Таганай» (сообщением Челябинск-Усть-Ка-тав) останавливается на небольшой станции Таганай, расположенной между Златоустом и Уржумкой на самой границе национального парка. Есть в городе электрическая подстанция «Таганай», построенная в 1929 году по плану ГОЭЛ-РО, и страховая компания «Таганай-АСКО», возникшая сравнительно недавно. В начале века местные пивовары Пролубниковы выпускали пиво «Таганай», а в 1970-е годы златоустовская кондитерская фабрика выпускала батончики «Таганай». В семидесятые же годы при городской библиотеке существовал клуб творческой интеллигенции под именем «Таганайские музы».

Ну а теперь в путь. К старому Таганаю...