Получатель
Получатель дает о себе информацию по двум основным [араметрам. Чтобы коммуникация была успешной, комму-мкатор должен учесть:
а) предпочитаемые каналы коммуникации,
б) предпочитаемые аргументы, которые вытекают из де-юграфических, психологических и других характеристик юлучателя.
Можно ввести понятие коммуникативного квадрата, ко-орое отражает однотипно важную роль как коммуникато-ia, так и получателя информации.
коммуникатор
получатель
информация коммуникатора
информация получателя
Единственной разницей становится осознанный/неосоз-Еаваемый характер выдачи информации. Получатель ин-юрмации также ее порождает, но в ином режиме, без этой «формации коммуникация не могла бы быть завершена спешно. Можно сформулировать такое правило: чем боль-шй объем информации идет от получателя, тем успешнее езультат. Подобного же правила нет со стороны коммуни-атора, поскольку большой объем необязательно ведет к по-итиву. Информация о получателе должна включать среди [рочего его символы, его разрешенные, запрещенные темы.
Коммуникатор также отвечает за управление коммуни-:ативной ситуацией, чего нельзя сказать о получателе. )дной из центральных задач управления является опреде-ение начала/конца процесса: коммуникатор не должен
дать возможность получателю ни отключиться от процесса раньше времени, ни включиться позже, чем это требуется. В этом случае речь идет, в первую очередь, об управлении вниманием аудитории. Эта проблема не так болезненна для низкоинтенсивных технологий, поскольку они реализуется во множестве последовательных коммуникативных актов. Высокоинтенсивные технологии представляют собой единичный коммуникативный акт с вполне конкретными последствиями. Для описания этого можно воспользоваться понятиями иллокуции и перлокуции из сегодняшней прагматики. Иллокутивный акт описывает потенциал воздействия, перлокутивный — потенциал реального изменения поведения.
Низкоинтенсивные технологии имеют увеличенный период воздействия, высокоинтенсивные — короткий период. Отсюда следует ориентация на создание фона в первом случае и создание сообщения во втором. В случае низкоинтенсивной технологии ее начало и конец не так четко будут идентифицироваться аудиторией, как в случае высокоинтенсивной технологии.
Наиболее удачной коммуникативной кампанией следует считать сочетание низкоинтенсивной с высокоинтенсивной технологиями. Сначала вступает в действие низкоинтенсивная технология, создавая положительный контекст для последующего вступления в действие высокоинтенсивной технологии. Мы можем изобразить это в следующем виде:
1 этап
2 этап
Низкоинтенсивная технология
Высокоинтенсивная технология
По этой модели, например, вводилась перестройка. Гласность с этой точки зрения может трактоваться как предварительное проведение низкоинтенсивной технологии, которая задала смену необходимых координат общества. Как только эта смена касалась недопустимых с точки зрения того общества тем, она сразу приостанавливалась. Например, вынос тела Ленина из Мавзолея. Но саму возможность обсуждения задачи такого рода вносили именно низкоинтенсивные технологии.Сходно можно рассматривать как вариант "проверочки" ситуации различного рода утечки информации, кото-зые позволяют проверить реакцию населения и масс-медиа « те или иные события. Отрицательная реакция позволяет 'отречься" от возможного развития событий, положитель-1ая — провести их в действие. Утечка дает редкую возмож-юсть экспериментальной проверки, каким будет общест-?енное мнение, если условия изменятся. Д. Уотте называет аде одну функцию утечки: выпуск негативной информации например, плохих экономических показателей) заранее, ггобы общественное мнение могло к ним привыкнуть, а шнки не прореагировали бы в панике*. То есть и в том, и j другом случае утечка является экспериментальным проиг-эыванием будущей ситуации.
Интересно, что и слухи являются своего рода "мягкой" соммуникативной технологией, где важна не столько пере-1ача самой информации, как передача чаще всего негатив-гой эмоциональной реакции. Очень часто задачей комму-шкативных технологий, как и в данном случае, является юздание пересказываемого текста. Это создание текста с гочки зрения следующего этапа коммуникативного процес-;а (посткоммуникации). Учет этих иных с точки зрения тервичной коммуникации требований, позволяет осуществит, эффективное управление ситуациями посткоммуника-даи. Процессы утечки и процессы посткоммуникации мы ложем изобразить как расположенные в следующем временном порядке этапы кампании: