Получатель

Получатель дает о себе информацию по двум основным [араметрам. Чтобы коммуникация была успешной, комму-мкатор должен учесть:

а) предпочитаемые каналы коммуникации,

б) предпочитаемые аргументы, которые вытекают из де-юграфических, психологических и других характеристик юлучателя.

Можно ввести понятие коммуникативного квадрата, ко-орое отражает однотипно важную роль как коммуникато-ia, так и получателя информации.

коммуникатор

получатель

информация коммуникатора

информация получателя

Единственной разницей становится осознанный/неосоз-Еаваемый характер выдачи информации. Получатель ин-юрмации также ее порождает, но в ином режиме, без этой «формации коммуникация не могла бы быть завершена спешно. Можно сформулировать такое правило: чем боль-шй объем информации идет от получателя, тем успешнее езультат. Подобного же правила нет со стороны коммуни-атора, поскольку большой объем необязательно ведет к по-итиву. Информация о получателе должна включать среди [рочего его символы, его разрешенные, запрещенные темы.

Коммуникатор также отвечает за управление коммуни-:ативной ситуацией, чего нельзя сказать о получателе. )дной из центральных задач управления является опреде-ение начала/конца процесса: коммуникатор не должен

дать возможность получателю ни отключиться от процесса раньше времени, ни включиться позже, чем это требуется. В этом случае речь идет, в первую очередь, об управлении вниманием аудитории. Эта проблема не так болезненна для низкоинтенсивных технологий, поскольку они реализуется во множестве последовательных коммуникативных актов. Высокоинтенсивные технологии представляют собой еди­ничный коммуникативный акт с вполне конкретными пос­ледствиями. Для описания этого можно воспользоваться понятиями иллокуции и перлокуции из сегодняшней праг­матики. Иллокутивный акт описывает потенциал воздейст­вия, перлокутивный — потенциал реального изменения по­ведения.

Низкоинтенсивные технологии имеют увеличенный пе­риод воздействия, высокоинтенсивные — короткий период. Отсюда следует ориентация на создание фона в первом слу­чае и создание сообщения во втором. В случае низкоинтен­сивной технологии ее начало и конец не так четко будут идентифицироваться аудиторией, как в случае высокоин­тенсивной технологии.

Наиболее удачной коммуникативной кампанией следует считать сочетание низкоинтенсивной с высокоинтенсивной технологиями. Сначала вступает в действие низкоинтенсив­ная технология, создавая положительный контекст для пос­ледующего вступления в действие высокоинтенсивной тех­нологии. Мы можем изобразить это в следующем виде:

1 этап

2 этап

Низкоинтенсивная технология

Высокоинтенсивная технология

По этой модели, например, вводилась перестройка. Глас­ность с этой точки зрения может трактоваться как предва­рительное проведение низкоинтенсивной технологии, кото­рая задала смену необходимых координат общества. Как только эта смена касалась недопустимых с точки зрения того общества тем, она сразу приостанавливалась. Напри­мер, вынос тела Ленина из Мавзолея. Но саму возможность обсуждения задачи такого рода вносили именно низкоин­тенсивные технологии.Сходно можно рассматривать как вариант "провероч­ки" ситуации различного рода утечки информации, кото-зые позволяют проверить реакцию населения и масс-медиа « те или иные события. Отрицательная реакция позволяет 'отречься" от возможного развития событий, положитель-1ая — провести их в действие. Утечка дает редкую возмож-юсть экспериментальной проверки, каким будет общест-?енное мнение, если условия изменятся. Д. Уотте называет аде одну функцию утечки: выпуск негативной информации например, плохих экономических показателей) заранее, ггобы общественное мнение могло к ним привыкнуть, а шнки не прореагировали бы в панике*. То есть и в том, и j другом случае утечка является экспериментальным проиг-эыванием будущей ситуации.

Интересно, что и слухи являются своего рода "мягкой" соммуникативной технологией, где важна не столько пере-1ача самой информации, как передача чаще всего негатив-гой эмоциональной реакции. Очень часто задачей комму-шкативных технологий, как и в данном случае, является юздание пересказываемого текста. Это создание текста с гочки зрения следующего этапа коммуникативного процес-;а (посткоммуникации). Учет этих иных с точки зрения тервичной коммуникации требований, позволяет осуществ­ит, эффективное управление ситуациями посткоммуника-даи. Процессы утечки и процессы посткоммуникации мы ложем изобразить как расположенные в следующем вре­менном порядке этапы кампании: