ПР как область профессиональной деятельности

Паблик рилейишз (далее — ПР) все еще не найдет себ< достойного перевода. Связи с общественностью не акцен­тируют важных параметров этой дисциплины. Так чтс можно воспользоваться словами А. Пушкина из "Евгенш Онегина":

"Люблю я очень это слово,

Но не могу перевести;

Оно у нас покамест ново,

И вряд ли быть ему в чести".

ПР — это, в первую очередь, коммуникативная дисцип­лина, направленная на организацию коммуникативной пространства в режиме, благоприятном для объекта ПР Возникновение ПР можно отнести к моменту зарожденю массового общества, которое сложилось к концу девятнад цатого века в США и Англии. Это в определенной мер< физическое изменение в виде концентрации людей в боль ших городах приводит к качественно иной роли обществен ного мнения. Именно этим обусловливается и новый стату< СМИ, позволяющий трактовать их как "четвертую власть"

Следует отметить определенную престижность данно! профессии: Джон Мейджер был два года менеджером п< паблик рилейишз одного из английских банков, что прине ело ему богатый опыт общения с журналистами; советни ком по имиджу стала дочь Б. Ельцина Т. Дьяченко и даж внучка М. Горбачева обучалась ПР как специальности i МГИМО.

Коммуникативное пространство наполняется сообщены ями из различных источников. В задачи ПР не входит уп равление всем этим отнюдь не броуновским движение» (что практически невозможной. ПР старается создать в рамках данного коммуникативного пространства среду, благоп­риятную для своих объектов. Это более узкая задача, поэто­му достижение ее представляется возможным. Идет борьба за попадание в фокус общественного внимания, борьба за сбалансированное сочетание положительных и отрицатель­ных высказываний об объекте ПР.

В ситуации тоталитарного государства негативные вы­сказывания смещались в сферу неофициального дискурса, в то время как официальный дискурс полностью контроли­ровался государством. Мы можем проиллюстрировать это следующим образом:

официальный дискурс   неофициальный дискурс  
позитивные высказывания      
негативные высказывания  

По сути достигалась задача сферы ПР — полное отсутст­вие негативных высказываний. Но это так выглядело только при поверхностном рассмотрении, поскольку негатив на­капливался в пределах неофициального дискурса, вспом­ним, например, "кухонные" разговоры того времени. Офи­циальный дискурс разрешал только негативные высказыва­ния о "врагах", но никак не о "друзьях". Это оказывалось возможным при контроле официального дискурса из одного источника. Это и есть тоталитарная модель.

В демократической модели контроль осуществляется из ряда источников, поэтому в "повестке дня" образуется не­сколько центров, что можно изобразить следующим образом:

официальный дискурс   неофициальный дискурс  
       
   
   

В данном случае борьба идет за попадание в "повестку дня" своей точки зрения на происходящие события, на со­бытия, которые служат благоприятными контекстами для объектов, с которыми работает ПР.

Тоталитарные (и часто пост-тоталитарные страны) ак тивно эксплуатируют такой инструментарий управлени коммуникативным пространством, как непопадание сферу общественного внимания за счет недопуска в нег вообще. Например, М. Горбачев в передаче "Герой дня бе галстука" (НТВ, 1998, 26 дек.) говорит о семи годах свое: информационной блокады в России. Такое управление воз можно при "одноисточниковом" формировании коммуни кативного пространства. Множественность источников н позволяет действовать тем же образом, требуя переходить: интеллектуальным вариантам этого управления, когда воз растает значимость собственных новостей по сравнению новостями из других источников.

ПР отличается от других коммуникативных технологи! например рекламы, в том, что ПР направлено на порожде ние контекстов, а не собственно текстов, что мы може] изобразить следующим образом: