История формирования правовой системы

 

История формирования швейцарского права начинается примерно в конце I в. н.э., когда земли будущей Швейцарии оказались под римским влиянием. При этом в то время имел место своего рода параллелизм, когда нормы римского права существовали одновременно с нормами локального обычного права.

В 1291 г., "в начале месяца августа", представители знати трех земель Центральной Швейцарии - Швиц, Ури и Унтервальден - заключили, подписав так называемую Союзную грамоту ("Bundesbrief" / "Pacte federal du 1er aofit 1291")*(270), между собой договор об оказании друг другу помощи в целях защиты общих интересов. Документ, датированный 1291 г., не был уникальным. Такие договоры о взаимной поддержке заключались в массовом порядке и до, и после 1291 г. Интересен он, однако, тем, что в нем четко прописывается норма, в соответствии с которой жители территории будущей Швейцарии "не терпели чужих судей"*(271). Тем самым закреплялась правовая автономия местных знатных родов, которая вместе с тем вполне уживалась со стремлением знати получить от императора Священной Римской империи подтверждение своего "автономного" статуса.

На протяжении следующих нескольких столетий в состав Конфедерации входили либо добровольно, либо принудительно новые кантоны, во многих из которых действовало собственное городское и земское право. Основные нормы обычного права не только учитывались при вынесении судебных решений, но и впоследствии приобрели кодифицированный характер. На формирование правовой системы Швейцарии продолжали оказывать существенное влияние принципы и нормы римского права, которые учитывались и применялись наряду с местными нормами.

По мере присоединения к Швейцарской конфедерации новых кантонов издавались различные постановления, направленные на дальнейшее объединение отдельных кантонов. Так, принятая в 1370 г. так называемая Священническая грамота ("Der Pfaffenbrief") стала первой попыткой унификации права на территории Швейцарской Конфедерации. Подписавшие грамоту земли Цюрих, Люцерн, Цуг, Ури, Швиц и Унтервальден устанавливали, что на их территории как светские, так и церковные персоны обязаны подчиняться местным властям. Живущим на территории данной земли церковным деятелям запрещалась обращаться в "чужие суды", то есть в суды других земель из числа подписавших грамоту, за исключением дел брачного и чисто церковного характера*(272). Результатом принятия Священнической грамоты явилось, таким образом, разграничение светской и церковной юрисдикции.

В период с 1499 г. (после так называемой Швабской войны) до 1648 г. (заключение Вестфальского мира после Тридцатилетней войны в Европе) происходит процесс эмансипации швейцарских земель от Священной Римской империи германской нации. В результате в правовом смысле страна оказывается в некоторой изоляции, приобретая свои уникальные особенности.

В частности, в так называемой Старой Конфедерации, сложившейся в целом после войн с Бургундией в конце XV в., и просуществовавшей вплоть до 1798 г., то есть до вторжения войск Наполеона, не действовал принцип равного для всех права. Правом было то, что определяли для себя правящие городские патрицианские роды. Интересы деревни, таким образом, фактически игнорировались, как не учитывались и права фактических земель-"колоний", так называемых присоединенных земель (zugewandte Orte), которые только в начале XIX века стали полноценными кантонами.

Особый период в развитии швейцарского права представляет собой эпоха Гельветической Республики, просуществовавшей с 1798 по 1802 г.

12 апреля 1798 г. в Швейцарии, ставшей после вторжения войск Наполеона унитарной республикой, вводилась новая, самая современная для того времени конституция.

Если правовая основа Старой Конфедерации представляла собой набор самых разных документов, образов действия и традиций, то новая Конституция была, единым и всеобъемлющим документом, являющимся не суммой уже накопленного правового опыта, а неким совершенно новым началом.

Она была короткой и оставляла множество вопросов открытыми, рассчитывая на дальнейшую законодательную деятельность. Однако она сделала главное, а именно провозгласила в ст. 19 всех длительно проживающих на территории Швейцарии людей ее гражданами. Здесь было, правда, одно "но": гражданами объявлялись жители Швейцарии только мужского пола. С принятием Конституции гражданин Швейцарии мужского пола становился не только членом общины, но и гражданином государства, т.е. возникал некий совершенно новый уровень политического бытия, на котором человек входил с национальным государством в прямые отношения.

Это государство было унитарным, то есть его суверенитет не был на основе субсидиарного принципа разделен между общиной, кантоном и государством в целом, но распространялся сразу на всю национально-государственную территорию. Однако сколь бы централистской ни была такая система власти, она в конечном счете зависела от того, признает ли ее большинство народа или нет.

Правительственная власть ограничена в конечном счете только волей народа. Народ же согласен с существованием государства в его актуальной форме только в той мере, в какой это государство отвечает его, народа, интересам. Интерес же народа состоит в том, чтобы государство создавало порядок, гарантирующий свободу и собственность и одновременно положительно воспринимаемый с нравственной точки зрения. Государство, таким образом, есть выражение нравственности, а потому оно накладывает на своих граждан обязанность гражданской добродетели.

Такая обязанность была закреплена в ст. 14 Конституции Гельветической Республики в следующей форме: "Гражданин несет обязанности перед отечеством, своей семьей и перед нуждающимися. Он поддерживает дружбу, но не жертвует в ее пользу своими обязанностями. Он сдерживает порывы (частным образом мотивированного) гнева и отрекается от действий, мотивированных тщеславием. Его основная цель - облагородить род человеческий. Непреклонно руководствуется он благородными чувствами братской любви. Его слава состоит в (завоевании) уважения со стороны благоразумных людей, и его совесть выступает, в случае отказа в таком уважении, единственным воздаянием"*(273).

Любопытно отметить, что в Конституции Гельветической Республики "гражданская добродетель" касается не только государства, но и "семьи", а также "нуждающихся" ("malheureux" или "Bedrangte"), т.е. она должна проявляться как в государственной, так и в общественной сфере. Государство и общество практически уравниваются между собой, что соответствует теории "естественного права", в соответствии с которой жестокий порядок законов природы может стать порядком справедливости только на основе общественного договора, то есть молчаливого согласия, достигнутого между правителями и главами родов и семей. Принципы порядка и справедливости, закрепленные в общественном договоре, действуют в сфере общества и одновременно выступают в качестве основы государства. Экономика в этом смысле рассматривается как исключительно экономика домашнего хозяйства, а потому Конституция Гельветической Республики никак не упоминает экономические аспекты*(274).

В ней была, правда, ст. 13, постулировавшая принципиальную возможность купли-продажи земли, однако все остальные вопросы, касавшиеся экономики, предполагалось решать в "рабочем" законодательном порядке. Следует учитывать, что "сверхзадача" Конституции заключалась в обеспечении не материального благосостояния людей, а их политической свободы, и только так, косвенно, вносился вклад в достижение "общественного благосостояния" ("bien public"). Это понятие приблизительно соответствовало выработанному английскими просветителями термину "public happiness", под которым подразумевалась возможность каждого свободно участвовать в формировании общественных целей. Предпосылкой к этому должна быть кроме всеобщего просвещения определенная материальная стабильность.

В ст. 4 Конституции "Гельветической Республики" закрепляется положение о том, что "без материальной и правовой стабильности и безопасности не может быть и общественного благосостояния". Однако материальная "безопасность" не должна превращаться в "пресыщенность", с учетом того, что просветительская борьба с политической отсталостью и предрассудками была все равно важней. Таким образом, "общественное благосостояние" зависело от степени просвещения и являлось нематериальной ценностью, близкой к понятию политической свободы. Свобода, однако, есть не вседозволенность, а возможность делать благо. Только тот, кто действует таким образом, может претендовать на понимание сути свободы.

Наряду с такой "активной свободой" есть еще и свобода "пассивная". Речь идет о свободе конкретной личности, о запрете, в частности, рабства, крепостничества. Такая свобода также проистекает из "естественного права", а потому в ст. 5 Конституции Гельветической Республики было записано: "La Liberte naturelle de Thomme est inalienable". Некоторые специфические "свободы" (свобода совести, прессы, образования) закреплялись в ст. 6 и 7.

Не менее важной была ст. 2, касающаяся вопроса суверенитета. Ответ на этот вопрос выглядит следующим образом: "L'universalite des citoyens est le souverain"*(275). Как видим, понятие нации в Конституции Гельветической Республики отсутствует. Зато в ст. 19 подробно расписывается, кто имеет право быть членом "сообщества граждан" ("Funiversalite des citoyens), а именно все жители всех городов и деревень в пределах Республики, включая жителей бывших "подчиненных" областей, а также регионов, находившихся со Старой Конфедерацией в союзных отношениях того или иного рода. Иностранцы, приехавшие в Швейцарию, также имели право после 20 лет непрерывного проживания получить статус гражданина.

В общем зачете Конституция Гельветической Республики положила начало процессу постепенного вытеснения устаревших средневековых правовых норм и появления новых законодательных актов модерного характера, пропитанных духом "Кодекса Наполеона". Он оказал заметное влияние на формирование гражданских кодексов некоторых кантонов, продолжая влиять на кантональное гражданское судопроизводство и в настоящее время.

Еще одним переломным моментом стало принятие швейцарской Конституции 1848 г., правового акта, который подвел итоги формирования на кантональном уровне, особенно в период так называемой Регенерации с 1830 по 1848 г., либеральных законодательных основ Швейцарии.

Поначалу речь шла всего лишь о подготовке более современного, варианта союзного договора между суверенными государствами-кантонами, заключенного в 1815 г. после падения Гельветической Республики. Однако затем перед конституционной комиссией была поставлена иная задача: дать Швейцарии национальную и демократическую конституцию, создав тем самым новое союзное государство.

При обсуждении вопроса создания "правительственных институтов союзной власти" ("Bundesbehorden") на передний план вышли определенные разногласия, поэтому уже на втором заседании комиссии было решено сойтись на промежуточном решении, предусматривавшем создание двухпалатного парламента по образцу США.

Свою работу комиссия завершила 8 апреля 1848 г. Результатом ее усилий стала не просто ревизия союзного договора 1815 г. Была создана национально-государственная конституция, (обозначенная как "Федеративная конституция", или "Bundesverfassung"), содержащая в себе ярко выраженные элементы федеративного государственного устройства. Вопрос о характере взаимоотношений кантонов и центрального правительства был, вообще говоря, решен в пользу последнего, однако, чтобы не отпугнуть большинство кантонов, комиссия решила на первых порах не заострять внимание на этой проблеме и оставить ее, так сказать, в "подвешенном" состоянии.

16 мая 1848 г. старый общешвейцарский "Собор" ("Tagsatzung"), исполнявший примерно с XV в. роль единственной надкантональной совещательной структуры без каких-либо реальных прав и полномочий, собрался на одно из своих последних заседаний с тем, чтобы окончательно утвердить текст Федеративной Конституции. В центре внимания, что совершенно естественно, оказался вопрос сохранения прав кантонов.

В результате долгих споров принятая новая Федеративная Конституция ни словом не упоминала о том, что "союз" ("Bund") является суверенным государством, пусть даже через описание его полномочий и задач это было более чем очевидно. Конституция как бы исходила из того, что новое федеративное государство продолжает, как и раньше, оставаться союзом суверенных кантонов, закрепив в ст. 1: "Die durch gegenwartigen Bund vereinigten Volkerschaften der zweiundzwanzig souveranen Kantone bilden in ihrer Gesamtheit die schweizerische Eidgenossenschaft"*(276). Эта формулировка, правда, в ст. 3 подвергалась существенному ограничению: "Die Kantone sind souveran, soweit ihre Souveranitat nicht durch die Bundesverfassung eingeschrankt ist"*(277). Обе формулировки сохранились в тексте конституции и после так называемой тотальной ревизии, проведенной в 1874 г. Таким образом, заложенная еще в 1848 г. определенная правовая неясность сохранилась до наших дней, что в исторической перспективе стало, скорее, преимуществом, нежели недостатком. Сознательным образом созданная "серая зона закона" расширяла поле для политических маневров и давала больше шансов на достижение того или иного компромисса. 27 июня 1848 г. было принято решение принять уточненный текст Федеративной Конституции и предоставить ее кантонам на ратификацию. 12 сентября 1848 г. новая Федеративная Конституция официально вступила в силу.

Как указывает консервативный швейцарский историк Э. Хис, акт вступления в силу нового Основного закона "произошел не из норм действующего права, а на основе самопровозглашенной компетенции". Выиграв гражданскую войну в 1847 г., либеральные и протестантские кантоны настояли на своей воле и создали новое право. Тем не менее Э. Хис признает, что с учетом существовавших условий, старый "Собор" действовал максимально умно и осторожно*(278).

В последующие годы попыток оспорить принятую Конституцию предпринято в Швейцарии не было. Ее противники предпочти подчиниться ходу событий, а Швейцария впервые в истории приобрела солидный фундамент для своего дальнейшего развития уже в качестве современного национального государства.

В результате принятия Конституции 1848 г. из непрочного союза государств-кантонов Швейцария превратилась в единое союзное государство, в котором впервые был создан постоянный коллективный орган исполнительной власти - Федеральный совет из семи членов, избираемых Федеральным собранием в составе двух палат парламента: Национального совета (большая палата) и Совета кантонов (малая палата).

В 1874 г. Конституция 1848 г. была подвергнута "первой тотальной ревизии". Необходимость ревизии Конституции проявилась в результате франко-германской войны, начавшейся в августе 1870 г. и завершившейся в январе 1871 г. поражением Франции, падением выросшего в Швейцарии императора Наполеона III и провозглашением Германской империи. Объединение Германии объективно усилило тех в Швейцарии, кто выступал за оттеснение церкви от рычагов государственной власти и общественного влияния, за передачу центральному руководству как можно больше компетенций, а главное, за создание унифицированной, управляемой из центра, армии.

4 июля 1873 г. Федеральный совет подготовил "Послание" в связи с необходимостью пересмотра федеральной Конституции Швейцарии. Среди самых важных поправок были предложения: передать в распоряжение центра исключительную компетенцию в военной сфере; ввести факультативный референдум по законодательным вопросам; четко закрепить свободу совести и вероисповедания, в том числе и для нехристианских конфессий; ввести в число конституционных норм свободу торговли и занятий бизнесом; расширить права людей "вновь поселившихся" на территории "неродных" для себя общин, т.е. права внутренних мигрантов; передать центру исключительное право унифицировать систему мер и весов, а также гражданского и процессуального законодательства.

В прошедшем 19 апреля 1874 г. референдуме приняло участие небывалое количество имеющих право голоса (80%). Против поправок к Конституции было подано 198 013 голосов, тогда как за них проголосовало 340 199 человек. 29 мая 1874 г. новая Конституция Швейцарии вступила в силу.

Этот документ запустил целую лавину новых законодательных актов, образовавших к концу XIX в. более или менее надежный, а главное, унифицированный, правовой фундамент функционирования Швейцарского государства.

В 1877 г. вступило в силу фабричное законодательство, в 1883 г. - корпоративное право, в 1889 г. заработал Закон о взимании долгов и банкротстве, в 1898 г. началась конкретная работа по унификации гражданского и уголовного законодательства. Единственной областью, где конституция 1874 г. не смогла привести к фундаментальным переменам, была область политических прав женщин. Однако наиболее важной новацией, содержавшейся во "Второй Федеральной Конституции", являлось закрепленное право народа выносить на "факультативный референдум" любой принятый парламентом закон. Тем самым в Швейцарии были заложены современные институты прямой демократии.

Важнейшим фактором общественно-политической модернизации швейцарского общества стала вторая "тотальная ревизия" Конституции, произошедшая в 2000 г. Однако сама работа по пересмотру Конституции началась еще в 1973 г., когда так называемая Комиссия Валена предоставила Правительству итоговый доклад и рекомендовала продолжить работу над проектом новой конституции в рамках более обширной комиссии.

В 1974 г. во главе расширенной "Конституционной Комиссии" встал министр полиции и юстиции федеральный советник Курт Фурглер. Дополнительный импульс работе комиссии придал столетний юбилей первой "тотальной ревизии" швейцарской Конституции 1874 г. Менялась и международная обстановка: Швейцария подписала, наконец, "Европейскую конвенцию прав человека", в том же году началась общемировая промышленная рецессия.

В 1977 г. Комиссия Фурглера представила довольно смелый проект новой конституции. В 1978 г. проект был спущен в кантоны на согласование в рамках "Процедуры экспертного согласования и общественной экспертизы" ("Vernehmlassungsverfahren") - и фактически заморожен почти на два десятилетия. Лишь в середине 1990-х гг., когда в Швейцарии началась совершенно новая духовно-моральная эпоха, Федеральный совет смог "разморозить" проект второй "тотальной ревизии", опубликовав 20 ноября 1995 г. "Послание к реформе Федеральной Конституции".

К этому времени большинство населения осознало, что устарелая, написанная малопонятным современному человеку языком, запутанная (с 1874 г. в нее было внесено более 140 поправок) национальная Конституция нуждается в решительном обновлении*(279). 18 апреля 1999 г. в Швейцарии прошел референдум по новой Конституции. За нее высказалось 59,2% голосовавших и 13 из 26 кантонов. Явка избирателей была очень невысокой - к избирательным урнам пришло всего 35% имевших право голоса. 1 января 2000 г. Конституция вступила в силу*(280).

Как уже отмечалось, новый Основной закон был написан четким и понятным языком; кроме того, в отличие от предыдущей редакции, он был ясно структурированным документом, состоящим из Преамбулы и шести разделов.

Преамбула отличалась совершенно новыми акцентами, которые учитывали современные реалии. Ранее в ней содержались положения исключительно "внутреннего" характера, в то время как сегодняшняя Преамбула подчеркивает неразрывную связь государственного суверенитета Швейцарии с открытостью миру, подчеркивает мысль о необходимости развивать толерантность и укреплять гражданскую ответственность перед грядущими поколениями.

В Первом разделе излагаются общие положения, характеризующие сущность современной Конфедерации. К этим положениям относятся определение федеративного государства, цели Конфедерации, суверенный статус кантонов и языковое многообразие. Из новой Конституции исчезло понятие "полукантон", хотя сохранилось положение о том (ст. 142), что полукантон имеет половинное количество голосов кантона. Статья 4 устанавливает, что деятельность государства базируется на законодательной базе, другими словами, государственные органы не могут действовать, не имея на то законодательного основания.

Второй раздел посвящен основным (гражданским и политическим) правам, а также социальным целям государства. Основные права изложены в 30 статьях, которые фактически модернизировали и упорядочили существовавшие ранее писаные и неписаные права и традиции. Параллельно из Основного закона были устранены очевидные архаизмы, например: положение о налоге на вселение невесты в дом супруга; запрет кантонам иметь армию численностью более 300 человек; положение об обязанности кантонов оказывать друг другу военную помощь (прямой отголосок норм "Союзной грамоты" 1291 г.); запрет на производство абсента (очень крепкого алкогольного напитка на основе полынных трав).

Вместе с тем в Конституцию были включены нормы, ранее в ней отсутствовавшие. Так, ранее в Швейцарии никем не оспаривалось право личности на жизнь и личную свободу, а также никто не протестовал и против запрета произвола, однако в Конституции эти нормы закреплены не были. Не было отдельной статьи и о защите свободы вероисповедания (с учетом серьезных проблемы, связанных с интеграцией евреев в швейцарское общество в XIX в., отсутствие этой нормы становится понятным).

Новая Конституция Швейцарии впервые в национальной истории четко гарантирует: защиту человеческого достоинства (ст. 7); защиту от произвола (ст. 9); право на жизнь и личную свободу (ст. 10); защиту детей и подростков (ст. 11); защиту частной жизни (ст. 13); свободу мнений и информации (ст. 16); право изъясняться на любом языке (ст. 18, таким образом, косвенно защищает диалекты и способствует их развитию); свободу науки (ст. 20); свободу культуры (ст. 21); свободу собраний (ст. 22).

Ряд статей Конституции являются абсолютно новаторскими, похожие нормы прописаны далеко не в каждой конституции мира. Имеются в виду, например, логичная для горной страны гарантия права на помощь в чрезвычайной ситуации (ст. 12), а также защита от выдачи и высылки (ст. 25), гарантия свободы средств информации (ст. 17). Статья 41 впервые четко постулирует социальную направленность Швейцарского государства. В частности, говорится о том, что федерация и кантоны осуществляют социальную деятельность в рамках своих компетенций и имеющихся в их распоряжении средств, каждый гражданин имеет право на социальную безопасность, семья и дети пользуются особой защитой. При этом, правда, оговаривается, что данные положения имеют принципиальный характер и не являются основанием для конкретных претензий к государству.

Третий раздел регулирует функционирование Швейцарского федеративного государства. В частности, устанавливается порядок отношений между федерацией (федеральным центром) и кантонами. В центре раздела находится общий принцип, в соответствии с которым центр выполняет только те функции, которые объективно требуют единого регулирования или полноценное выполнение которых превышает возможности кантонов. В целом по новой Конституции кантоны имеют право выполнять все функции, которые однозначно не отнесены к компетенции центра. Вместе с тем центр и кантоны обязаны сотрудничать и вести взаимодействие в духе взаимного уважения. Кроме того, в этом разделе закреплены нормы, которые отсутствовали в прежней Конституции: в ней не было принципа субсидиарности, не оговаривалась свобода выбора кантонами форм исполнения федерального права, не было и принципа участия кантонов во внешней политике.

В ст. 42-49 подробно изложены принципы разграничения полномочий и компетенций между Конфедерацией и кантонами. Статья 50 устанавливает трехступенчатую модель Швейцарского федеративного государства, состоящую из общин (низший уровень, всего 2873 общины), кантонов (23 кантона, три из которых поделены на полукантоны, то есть всего фактически 26 кантонов) и федерации. В ней закреплена автономия общин (ранее такое положение в Конституции отсутствовало); кроме того, федерация обязана при выполнении своих функций учитывать специфические особенности городов, агломераций, горных областей и т.д.

В отдельной главе подробно определяются компетенции центра в отдельных областях, а также очерчиваются сферы совместной компетенции центра и кантонов. В частности, новая Конституция определяет задачи Конфедерации в области внешней политики и перечисляет ее внешнеполитические цели (ст. 54). Статья 55 гарантирует право кантонов принимать участие в выработке внешнеполитических решений в случае, если напрямую затрагивается сфера их интересов или компетенций. Особую роль играет (отсутствующее, кстати, в российской Конституции) право кантонов (субъектов федерации) иметь возможность участия в международных переговорах.

Четвертый раздел посвящен экономической проблематике. В нем модернизированы и сведены воедино принципы организации экономической жизни в стране, ранее беспорядочно рассеянные по всему тексту Конституции. Новый Основной закон Швейцарии закрепляет принцип экономической свободы, центральное значение отводится свободной конкуренции в рамках частной рыночной экономики. Тем самым фактически существующие реалии корпоративной экономики в целом оказываются антиконституционными, хотя закрепляются основы корпоративизма, взятые через призму отдельных отраслей промышленности.

Так, в Конституции: говорится о мерах, направленных на поддержку швейцарского сельского хозяйства, поддержку регионов, экономика которых находится под угрозой; закрепляются меры стимулирования отдельных отраслей и профессий; гарантируется защита экономики от внешних факторов. Все эти вопросы, а также политика в области защиты потребителей, развития конкуренции, банковское и страховое дело, денежная и валютная политика, внешнеэкономическая политика относятся к сфере компетенций центра.

Далее, в разделе формулируются основы финансового порядка в стране, устанавливаются основы налогообложения и перечисляются налоги, право взимать и устанавливать которые находится в сфере компетенций центра. Сюда вошли также положения, связанные с современным развитием науки, в частности, касающиеся исследований в области искусственного оплодотворения, правил обращения с человеческим зародышем и основ применения технологий генной инженерии. Конституция запрещает все виды клонирования и вмешательство в человеческую наследственность. Запрещена и торговля эмбрионами.

Особо следует обратить внимание на институт референдума. Напомним, что Конституция 1848 г. устанавливала практику проведения референдумов по вопросам, связанным с принятием новой федеральной Конституции и внесением поправок в уже действующий Основной закон. В результате первой "тотальной ревизии" 1874 г. институт референдума был распространен на законы, принимаемые парламентом (по требованию 50 тыс. граждан или 8 кантонов в течение 100 дней после принятия закона парламентом может быть инициирован референдум). Поправки, внесенные в Конституцию в 1921 и 1977 гг., дали возможность проводить факультативные референдумы и по международным договорам. Важным событием стало введенное в Конституцию в 1891 г. право "народной инициативы" (т.е. право самих граждан выносить законопроекты на референдум) по вопросам, связанным с частичным пересмотром Федеральной Конституции (раньше это право касалось только полного пересмотра конституции).

В Конституции 2000 г. нормы, регламентирующие проведение референдума, содержатся в ст. 138-142. В соответствии с ними устанавливается два вида референдумов: обязательный и факультативный. По всем вопросам, связанным с пересмотром действующей конституции, а также вступлением Швейцарии в какие-либо международные (наднациональные) организации, предусмотрено проведение обязательного народного референдума. Факультативный референдум может проводиться по требованию 50 тыс. граждан или 8 кантонов по законодательным актам, принимаемым федеральным парламентом, по специальным и неотложным федеральным законам, по заключаемым Швейцарией международным договорам. Полный или частичный пересмотр Конституции может быть произведен при наличии 100 тыс. подписей избирателей. Если речь идет о частичном пересмотре, то инициатива может быть изложена в виде общего требования (идеи) или же в виде завершенного проекта предлагаемого изменения. В первом случае палаты парламента при согласии с идеей пересмотра разрабатывают соответствующий законопроект и выносят его на рассмотрение народа и кантонов.

В случае, если палаты не одобряют инициативу, вопрос о частичном пересмотре Конституции также выносится на референдум. Если большинство граждан, принявших участие в референдуме, выскажется позитивно, федеральный парламент в соответствии с принятым народом решением начинает преобразовывать это решение в конкретный юридический текст. Если требование относительно внесения поправок в конституцию предоставляется уже в виде разработанного проекта, то последний выносится на референдум, причем парламент имеет право параллельно представить народу и свой альтернативный проект.

В ходе обсуждения проекта конституции высказывались требования увеличить количество необходимых подписей с тем, чтобы повысить степень "репрезентативности" выдвигаемых проектов и инициатив. Фактически же эта мера, будь она реализована на практике, привела бы к очередному укреплению позиций структур корпоративного государства, так как понятно, что только хорошо организованные структуры способны в кратчайшее время собрать тысячи подписей. Поэтому, в итоге, были оставлены прежние цифры - для референдума по реформе конституции необходимо собрать 100 тыс. подписей, для проведения факультативного референдума достаточно собрать 50 тыс.

Пятый раздел конституции содержит положения, регламентирующие деятельность федеральных органов власти. Предусмотрено наличие в Швейцарии трех основных структур, каждая из которых представляет соответствующую ветвь власти: Федеральное собрание (состоит из двух палат, представляет законодательную власть); Федеральный совет (Правительство, исполнительная власть); Федеральный суд (судебная власть). Основные нововведения коснулись деятельности Федерального суда. Во-первых, он был освобожден от ряда специальных функций, что способствовало повышению эффективности его деятельности*(281).

Во-вторых, была расширена компетенция Федерального суда в области конституционного законодательства. Ранее Суд был обязан применять противоречащие Конституции законы и не имел права вмешиваться, если федеральный парламент принимал решения, противоречащие Основному закону или международным соглашениям. Этот запрет коренился в эпохе судебного верховенства кантональных судов - тем самым кантоны охраняли права своих граждан от произвола центра. Теперь эти запреты были отменены. В-третьих, было окончательно унифицировано уголовное и гражданское право Швейцарии.

В заключительном Шестом разделе содержатся нормы, определяющие порядок пересмотра Конституции и переходные положения.

В целом следует отметить, что новая Конституция Швейцарии, вступившая в силу 1 января 2000 г., была значительным шагом вперед в процессе модернизации швейцарского общества. Так, в ней зафиксирован примат международного права (будущие поправки к Конституции не должны противоречить его императивам). Это - абсолютная новация для страны, всегда старавшейся держаться вне мировой политики. Под влиянием левых сил в Конституции закреплена сильная социальная составляющая.

Вместе с тем в Конституции нашли отражения принципы корпоративного государства, структуры которого хотя были в последние два десятилетия значительно потеснены объективными процессами глобализации и усиления мобильности населения страны, однако смогли отстоять ряд очень важных положений, связанных с защитой некоторых отраслей, традиционно игравших в политике Швейцарии важную роль, в частности сельского хозяйства.

За пределами конституционного регулирования остались многие неписаные процедуры и механизмы политической жизни Швейцарии, например принцип "политического конкорданса", а также "магическая формула" формирования Федерального совета. Поэтому во многом новый Основной закон Конфедерации имеет компромиссный характер.