Печать Великобритании

 

Символом современной британской печати до последнего времени была

Флит-стрит – улица лондонского Сити, где располагались газетные издательства и

выпускались основные национальные газеты. Теперь же они переместились в район

одного из морских причалов Темзы, куда их вытеснили требования современной

технологии газетного производства и борьба за выживание в условиях ожесточившейся

конкуренции «электронных» СМИ и газетно-журнальной печати. В этой борьбе с начала

60-х гг. были потеряны три ежедневные и четыре воскресные газеты. Их место заняли

четыре новых ежедневных газеты («Сан», 1964; «Тудей», 1986; «Дейли стар», 1978;

«Индепендент», 1986), а также три воскресных («Санди миррор», 1963; «Санди

телеграф», 1961 и «Индепендент он санди», 1990). Были еще три новых издания, но они

не выдержали конкуренции, так как не смогли получить достаточное количество

рекламы.

Для второй половины ХХ в. характерно неуклонное сокращение тиражей

ежедневных и воскресных газет, прекращение выхода иллюстрированных журналов

общего типа («Пикчер пост», «Джон Булль» и др.), уменьшение числа полос

центральных (национальных) газет (с 16-24 до 4-8), а также рост популярности женской

периодики и журнальных вкладок-приложений к воскресным газетам. Одна из причин –

перестройка рекламного бизнеса и его переориентация на телевидение.

Но это не говорит о падении влияния газет как источников информации и рупоров

общественного мнения, их роли как «четвертой власти». Осталось неизменным

количество (85 из 100) британцев, прочитывающих ежедневно не менее одной газеты.

В информационном пространстве осталось, как и прежде, 11 ежедневных и 9

воскресных газет. В 2002 г. британцы отметят 300-летие со дня выхода в Лондоне

первой ежедневной газеты «Дейли курант».

Британия – страна классической вертикальной модели прессы: общенацио-

нальные газеты – региональные издания – местная пресса.

Общенациональная пресса содержит аналитическую информацию по важнейшим

вопросам политики, экономики, культуры страны и мира, а также общенациональную и

зарубежную информацию. Региональная (провинциальная) – рупор локальных но-

востей и рекламы местных универмагов.

Особенности центральной прессы Великобритании – высокая ее концентрация в

руках немногих издателей. До Первой мировой войны господствовал семейный

(фамильный) принцип владения: лорд Нортклиф и его племянник С.Кинг («Дейли мир-

рор», «Сан» и еще две воскресные газеты); лорд Бивербрук («Дейли экспресс», Санди

экспресс»); лорд Ротермир («Дейли мейл» и десятки других изданий, образующих

группу «Ассошиэйтед ньюспейперс») и его племянник Д.Астор («Обсервер»); лорд

Кемсли («Санди таймс» и большая группа провинциальных газет); лорд Кемроуз

(«Дейли телеграф»); лорд Саутвуд («Дейли геральд»); семейств Скоттов («Манчестер

гардиан») и Карров (крупнейшая в мире по тиражу воскресная «Ньюс оф уорлд».

Наступление научно-технической революции в средствах массовой информации

нарушили эту традицию, ибо потребовали крупных инвестиций и привлечения

иностранного капитала.

Концентрация прессы в немногих руках всегда была предметом критики

английской общественности, которая опасалась, что это сведет на нет свободу печати.

Несколько раз (в 1945, 1961 и 1974) создавалась Королевская комиссия по делам печа-

ти, которая исследовала состояние финансовых рычагов контроля и управления, а

также собственности в прессе. И она не обнаружила оснований для тревоги,

оправдывала существующий уровень монополизации экономической необходимостью,

заявила, что британской прессе нет равных в мире, что она свободна от коррупции и

закулисных финансовых влияний. Практическим результатом ее работы явилось

создание Совета по прессе – общественного органа из 27 человек (в основном

редакторов и издателей газет). Он должен был способствовать сохранению свободы

печати. Было решено, что если владелец газетной группы собирается купить еще

одно издание тиражом свыше 500 тыс. экз., то эта сделка предварительно должна

рассматриваться антимонопольной комиссией. И ни разу с 1949 г. эта комиссия не

высказывалась против.

Газетно-издательская продукция Великобритании адресована определенным

социальным слоям общества. Британский институт практиков рекламы делит аудиторию

на группы: А, В, С-1, С-2, D, Е. А – элита аристократии и бизнеса, «высший средний

класс»; В – средняя буржуазия, чиновники, высококвалифицированные рабочие,

«средний класс»; С-1 – «низший средний класс» (мелкая буржуазия,

профессиональная интеллигенция, учителя, служащие); С-2 – квалифицированные

рабочие. Группа D – малоквалифицированные рабочие, разнорабочие,

низкооплачиваемые категории трудящихся. Е – учащиеся, пенсионеры, безработные,

все, кто живет на стипендии и социальные пособия от государства. При определении

направленности рекламы и рейтинга издания эти шесть категорий делят на две

подгруппы: АВС-1 и С-1DЕ. Они определяют социальное положение людей, уровень их

образования и состояния.

В британской печати есть четкое разделение труда – одни издания призваны

прежде всего информировать и просвещать, другие – развлекать. Поэтому

пресса Англии делится на качественную (элитарную) («Таймс», «Дейли телеграф»,

«Файнэншл таймс», «Гардиан» и «Индепендент» и воскресные «Санди таймс»,

«Обсервер», «Санди телеграф» и «Индепендент он санди») и популярную (массовую)

(«Сан», «Дейли миррор», воскресные «Санди миррор», «Ньюс оф уорлд» и «Пипл»).

Они отличаются не только стилем подачи материалов, версткой и оформлением.

Массовые газеты издаются «таблоидным» форматом (формат наших субботних газет).

Сегодня появляются и газеты промежуточного характера («Дейли мейл», «Дейли

экспресс», «Тудей» и воскресные «Мейл он санди» и Манди экспресс») – они имеют

«таблоидный» формат, но адресуются читателям качественной прессы.

Поначалу эти издания были противоположными полюсами журналистики.

Главное содержание качественных газет – развернутая информация, редакционные

статьи, аналитические комментарии, письма видных деятелей политики, экономики,

культуры, церкви. Язык газеты – университетский, то есть понятный людям с высшим

образованием. Популярная (массовая) пресса – это прежде всего сенсации,

скандальные истории и частная жизнь знаменитостей, криминальная хроника, секс,

розыгрыши лотерей, призов, спорт и спортивная жизнь во всех проявлениях.

Основатель «копеечной» прессы – лорд Нортклиф.

Большинство британских газет, за исключением партийных («Трибюн» – орган

левых лейбористов, «Морнинг стар» – коммунистов и разрозненных сторонников

марксизма), стараются не подчеркивать свои симпатии к какой-либо партии вне предвы-

борных компаний. Но их позиция может существенно повлиять на исход выборов. Так,

«бульварная» – массовая газета «Сан» под руководством Р.Мэрдока в 1992 г. не

позволила лейбористам прийти к власти, выступив с мнением о некомпетентности руко-

return false">ссылка скрыта

водства лейбористской партии в сфере экономики.

Реклама в британских газетах занимает значительное место (от 15 до 50%), но

количество ее на страницах прессы определяется ее рейтингом и тиражом. В массовых

изданиях рекламируются повседневные товары, ширпотреб, а в качественных –

предметы роскоши, недвижимость, путешествия. Отличается и стоимость рекламы в

разных изданиях. Доходы от рекламы составляют нередко важнейший источник

финансирования газет и журналов. Особенно выгодна телевизионная реклама. Важной

статьей дохода газет является публикация объявлений.

В последние десятилетия для СМИ Великобритании характерно создание

крупных концернов, владеющих акциями многих периодических изданий, телевизионных

и радиокомпаний в стране и за рубежом. Такая перекрестная собственность делает их

экономически устойчивыми, ибо позволяет перераспределять капитал, подпитывать

прессу за счет доходов от телевидения и т.д. Так, в 60-е гг. образовался крупный

концерн «Интернэшнл паблишинг корпорейшн» (ИПК) путем обмена акциями концернов

С.Кинга «Миррор-Пикториал» и лорда Саутвуда «Одэмс». В итоге его контроль

распространился на ряд изданий в Африке и странах Карибского бассейна, он стал

владельцем 300 периодических изданий, а также массовых ежедневных английских

газет «Дейли миррор», «Дейли геральд» и воскресных «Санди миррор», «Пипл» и др.

Этот концерн провел реорганизацию структуры концерна, «прореживание» издаваемой

им периодики, были закрыты дублирующие издания, созданы новые. Но в результате

число подписчиков, привыкших к традиционной периодике, сократилось. Возникли

финансовые трудности. Произошло слияние с ведущей бумагоделательной компанией

«Рид пейпер груп», которая стала фактическим владельцем ИПК.

В жесткую конкуренцию на информационном рынке Великобритании в 60-70-х гг.

включились и выходцы из других стран – канадец Р. Томсон, взявший под контроль

сначала шотландские СМИ, затем и другие печатные издания Англии, в том числе

крупнейшие «Санди таймс» и «Таймс»; австралиец Руперт Мэрдок, основавший

популярную «массовую» газету «Сан», и новые британские дельцы газетного бизнеса,

например, Роберт Максвелл, создавший транснациональную монополию «Максвелл-

хауз». Нововведения Р.Томсона, приведшие его к успеху, состояли в реорганизации

СМИ как многоотраслевого бизнеса, требующего вложения средств не только в новую

технологию печати, но и в предприятия радио и телевидения, организации газетного

дела как поточного производства, стандартизации новостей и комментариев, издании в

разных городах сходных по содержанию, но под разными названиями газет,

управляемых из единого центра, создании сети дочерних предприятий.

Во времена «тэтчеровской революции» (1979-1990) на английском рынке

появилось сразу около десятка новых общенациональных изданий – «Дейли стар»

(1978), «Тудей» (1986), «Индепендент» (1986), спортивные «Дейли спорт» (1986),

воскресные «Санди спорт» (1986), «Мейл он санди» (1982), «Индепендент он санди»

(1990), «Корреспондент он санди» (1990), «Лондон дейли ньюс», «Ньюс он санди»

(профсоюзная). Это был своеобразный рекорд. Часть новых газет не выдержала конку-

ренции и быстро сошла со сцены, другие остались.