Сознание.

То, что руководит человеческим существом в целом; то, что чувствует, то что думает, то что желает и восстанавливает тройственность организации к единству сознания --есть бессмертный дух. Дух имеет в человеческом существе очень определенную область действия с центром, особыми проводниками и органами. Физические органы, специально присвоенные духу, состоят из сознательной нервной системы и ее принадлежностей. Центр действия духа - голова. Физическое тело доставляет ему материальное вещество сознательной нервной системы; астральное тело ему доставляет жизненную силу, воодушевляющую это вещество, психическое существо доставляет ему необходимую для его действия нервную силу. Сверх того, каждое из этих трех начал доставляет духу один или несколько органов чувств

 

("Человек смертен по отношению к телу, но он бессмертен по отношению к духу, который составляет сущность человека. Как бессмертный он имеет власть над всем, но по отношению к материальной и смертной части его самого он подчинен судьбе". ("Пимандр" - Гермеса, II век, по исследованиям современных ученых)

 

Физическое тело доставляет духу осязание и вкус, тело астральное - обоняние, а психическое существо - слух и зрение. Эти чувства дают возможность духу сообщаться с внешним миром,. С другой стороны, дух находится в сношении с внутренней стороной существа, которая предъявляет к нему побуждения чувственные, умственные или страстные. Посредством спинного мозга (задняя его часть) устанавливается сообщение с каждым из трех органических центров человеческого существа: животом, грудью и головой. Сущность духа состоит в свободе выбора: отдаваться ли внутреннему влечению или сопротивляться ему. В этой прирожденной способности и заключается сущность свободной воли. Дух, будучи сам по себе независим от каждого из трех центров организма, действует на них, однако, не непосредственно. Дух не может изменять хода пищеварительных органов, но может выбирать пищу, а рот, служащий для направления пищи в желудок, находится в исключительной зависимости от духа, вместе со вкусом, как внешним вспомогательным средством. Дух не может изменять непосредственно хода органов кровообращения, но он может усиливать дыхание, а ноздри, служащие преддверием груди, находятся в зависимости от духа, вместе с внешним вспомогательным средством - обонянием. Из этого следует, что дух может изменять произвольно состав физического тела, изменяя составные части пищи (1-е явление практической магии). Он может также влиять на астральное тело посредством силы вдыхания, изменяя специальными ароматами вдыхаемый воздух (2-е явление практической магии). Наконец, воздействие духа на зрение и слух приведет к развитию ясновидения и слышанию на расстоянии (3-е явление практической магии). Посредством пищи, вдыхаемого воздуха и ощущений дух влияет на внутреннее состояние человека, а посредством членов - на природу человека. Гортань, глаза и рот принимаются, как органы выражения мыслей, и причисляются к членам сознательного действия духа на других людей, внешний мир и самого себя. Рассматривая отправления духа, мы приходим к следующим выводам: "То, что чувствует" и "то, что хочет" находится в прямом отношении с органами тела; "то, что думает", наоборот, повелевает ими

От действия желудка на не-Я (пищу) происходит млечный сок; от действия груди на не-Я (воздух) происходит динамизм крови; от действия мозга на орган (впечатление) рождается идея. Что же происходит от действия сознательного духа на внутреннее существо и внешний мир?