Комплексный педагогический эксперимент

Этот метод позволяет наиболее достоверно выявить достижения и недостатки, обосновать приоритеты, вскрыть внутренние связи и зависимости в педагогических явлениях и процессах. Такой эксперимент – самый точный способ изучения явлений, фиксирования фактов, слежения за изменением и развитием участников педагогического процесса. Он позволяет изучить причинно-следственные связи, внутренние источники развития, то есть выходить на теоретический уровень исследования изучаемых вопросов.

Основные признаки эксперимента: фиксирование условий, преднамеренное варьирование исследуемых связей, более или менее точные измерения. Если отсутствует хотя бы один из этих признаков, то проводимую работу нельзя в строгом смысле назвать экспериментальной.

Виды комплексного педагогического эксперимента:

- зондирующий (или проверочный, это проверка предположений, частных гипотез, для чего необходимо получение или уточнение отдельных фактов);

- созидательный (или преобразующий, это проверка общих гипотез, разработанных моделей, структур, комплексных нововведений);

- абсолютный комплексный эксперимент (проводится, если ставится цель познания явления как такового, вне его сравнения с другими явлениями);

- сравнительный эксперимент (если эксперимент нацелен на выбор наиболее оптимальных условий или средств педагогической деятельности и носит сравнительный характер).

Организация сравнительного эксперимента. Сравнительный эксперимент может быть организован так, что экспериментальная группа (объект) сравнивается с контрольной (её экспериментальные изменения не коснулись). Можно сравнительный эксперимент организовать как вариативный, когда контрольного объекта нет, а сравниваются несколько экспериментальных вариантов между собой, чтобы отобрать наилучший. Возможен и смешанный вариант, в котором создаются несколько экспериментальных групп и одна или несколько контрольных.

В сравнительном эксперименте, построенном по принципу единственного различия, стремятся уравнять все условия процесса в сравниваемых группах, кроме одного, проверяемого. Тогда разница в результатах может быть отнесена именно за счет этого условия или фактора.

Уравнивание факторов – дело сложное. Нужен такой подбор групп, чтобы время, затрачиваемое на тот или иной вид занятий, отношения к деятельности и условия, в которых она совершается, а также достигнутые ранее результаты были бы относительно одинаковы. Это делается на основе сопоставления данных успеваемости и т.д. Труднее всего поддается уравниванию личностный фактор – воздействие личности педагога и влияние состава учеников. Поэтому желательно, чтобы занятия в экспериментальной и контрольной группах проводил один и тот же педагог или педагоги, примерно равные по квалификации.

Уравнивание состава группы может быть достигнуто либо за счет того, что в качестве экспериментальной берется заведомо слабая группа (что определяется контрольными «срезами»), либо так называемым перекрестным экспериментом, в котором экспериментальная и контрольная группы меняются местами в каждой последующей серии опытов. В этих случаях только подтверждение более высоких результатов в экспериментальных группах разного состава служит доказательством эффективности нововведения. Если такие результаты не достигнуты, это может явиться следствием разного состава учащихся.

Возможен и такой способ уравнивания, когда мысленно учитываются только результаты деятельности, сдвиги в развитии сопоставляемых групп: например, учитывается одинаковое количество лидеров, одинаковое число хорошо, средне и слабо успевающих учеников, учащихся с развитым абстрактным, наглядно-образным или практически-деятельным мышлением и т.п.

Комплексный педагогический эксперимент можно организовать и на основе принципа сопутствующих изменений. Он может быть осуществлен на нескольких объектах, а в определенных случаях первоначально даже на одном. Суть такой организации эксперимента в том, что последовательно, поэтапно в работу вносятся изменения и также поэтапно фиксируются результаты. Таким образом устанавливаются причинно-следственные и иные зависимости между вносимыми изменениями, с одной стороны, и ходом и результатом процесса, с другой.

Наряду с основным экспериментом можно вести дублирующий, в котором идеи и гипотезы проверяются на ином материале, в несколько иных условиях. После этого проводится сравнительный анализ основного и дублирующего эксперимента.

Критерии и способы измерения результатов эксперимента. Любой эксперимент предполагает определенную методику объективного учета исходного состояния, промежуточных и окончательных результатов. Хорошо, если результаты могут быть могут быть подвергнуты математической обработке. При всех условиях должны быть обеспечены объективность и валидность результатов, их содержательная интерпретация – объяснение причин, характера зафиксированных изменений, значение обнаруженных сдвигов, их содержания.

Эксперимент в педагогике, конечно, не может претендовать на такую точность результатов, как в физике, технике или даже в биологии. Это лишь один из методов педагогического исследования, который нельзя абсолютизировать [3].