ОТ ДЕРЕВА К РИЗОМЕ?

- В выступлениях и даже в наших беседах ты всё чаще ссылаешься на иную, новую научную логику. Во всех
упомянутых случаях я согласен с тобою, но нельзя ли как-то всё структурировать, чтобы получилась некая стройная теория ?

Ризома — грибковое корневище, как бы являющееся и вершками, и корешками самого себя.
Ризома — это свежее мироощущение, её заглавная роль — компас в жизни человека.

Ризоматическая логика создаёт основу ново­го миропонимания и включает реальный эффек­тивный механизм действия нового метода упра­вления социальными, техническими и научны­ми процессами.

Трудно, но нужно найти в себе смелость приз­нать, что в начале XXI века на наших глазах про­исходит смена научной парадигмы — реализуется переход от техногенной цивилизации к новой си­стеме построения человеческого сообщества. Нам, простым смертным, не дано детально, в ре­жиме «on line» описать смену эпох, но некоторые новые принципы уже приобрели вполне опреде­лённое содержание или, как минимум, чёткие контуры.

Понятно, например, что нужно срочно найти способ одновременно управлять множеством пара­метров различной размерности. Надо научиться сопрягать несопрягаемое: тонны и километры, духовное и телесное...Вот для этого принципи­ально неарифметического сопряжения может ока­заться полезной новая ризоматическая логика.

- Между прочим, тонны и километры давно худо-бедно сопряжены в главный показатель работы любого
транспорта:

Очнусь от дум. А рельсы далеко Теплом струятся так, что незаметно, Что день и ночь служили беспросветно, Не многотрудно будто, а легко Разбросанные временем и ветром На них сходились тонно-километры...

Вот-вот-вот, именно для такого принципиаль­но неарифметического схождения может оказаться полезной новая ризоматическая логика!

Предстоит отказаться от привычной логики Аристотеля, в основе которой лежит процедура выбора «вектора цели» путём построения «древа цели». Задача управленца в этом случае сводится к определению главного ствола этого «дерева» и от­сечению боковых веток, «отвлекающих от главно­го направления». Более 2000 лет эта логика весьма эффективно использовалась для управления обще­ством, государствами и его структурами, в том чи­сле науками и научными сообществами. Но любым авторитетам, даже древним грекам, рано или поз­дно приходится «уходить на заслуженный отдых». В XXI веке всё острее ощущается необходимость в поиске новых способов управления развитием и техники, и общества. Очень вероятно, что таким


 


способом станет ризолштический подход к постро­ению «тензора цели» - «многомерного вектора».

Вместо одномерного «древа цели» теперь нуж­но будет строить N-мерную численную матрицу для расчёта оптимального пути развития в про­странстве, содержащем огромное количество пе­ременных факторов. Это эффективное средство для многофакторной оптимизации, в том смысле, что факторы здесь могут иметь разную природу и размерность (и техническую, и духовную).

Но прежде предстоит сделать поистине герои­ческий для настоящих учёных шаг — отказаться от одного из самых главных и абсолютно верных на­учных принципов XX века — закона сохранения размерности. Для многих учёных и инженеров он архиважен, вероятно, даже важнее закона сохране­ния энергии. Именно принцип сохранения раз­мерности сыграл огромную созидательную роль в развитии техники.

Но в XXI веке в закон почти наверняка будут внесены существенные поправки, изменяющие границы его применимости. Нынче физики убеж­дены в очевидной целесообразности вечной кон­сервации принципов инвариантности, многие из них кажутся им нерушимыми. Но уже нельзя не ви­деть, что через бастионы «нерушимых истин» про­рываются животворные ростки нового...

Сегодня «компас Аристотеля» должен быть за­менён на «камертон ризомы». Новому управленцу, как путнику в поисках оптимального пути, теперь надо «звучание своих шагов» периодически прове­рять на фальшь с помощью камертона — источника идеально правильных, калиброванных звуков. Примерно по такой схеме работает сапёр с мино­искателем.

Но хватит мрачных аналогий нашей жизни с минными полями. Пора вспомнить приятную для всякого русского патриота легенду (или быль?) о том, что российские математики ещё в 30-х годах прошлого века разработали соответствующий ма­тематический аппарат для внедрения ризоматиче-ской логики. В частности, эта математика успешно применяется в так называемых «квантовых ком­пьютерах», где вместо обычного, тривиального пе­ребора вариантов используется схема одновремен­ных параллельных расчётов сразу по множеству путей с периодическим «схлопыванием» промежу­точных результатов между собой. Легко предста­вить, какие сказочные прикладные перспективы имеют такие «ризома-компьютеры».

Сказки, однако, раздражают практиков. Тем бо­лее, что в ризоматитической логике много проти­воречий, можно сказать вся она состоит из проти­воречий — в этом её суть. Это оружие обоюдо­острое. Сначала оно порождает или, точнее, обна­жает проблемные ситуации, а потом решительно их рассекает, извините, решает...

Самое время прагматикам потребовать «ин­струкцию по применению» нового метода управле­ния. Что тут ответить? Ну, во-первых, мы лишь бе­седуем об ориентирах развития ризома-метода, а детальные «инструкции», как известно, не входят в этот жанр. А во-вторых, великие мира науки уже многое сделали для решения этого вопроса. На­пример, Пьер Кюри ещё сто лет назад предложил конкретную математическую процедуру примене­ния ризоматической логики для описания внеш­них воздействий на кристаллы. Учёный, классик науки, как среди них принято, опередил время: «дисимметрия по Кюри» — по сути ризоматическая логика — позволяет изучать многие физиче­ские взаимодействия и прогнозировать их резуль­таты.

Лучшие представители творческих профессий (музыканты, художники...) также используют в сво­ём искусстве ризоматическую логику, здесь они намного опередили «технарей». Всемирно извест­ная группа «Роллинг Стоунз» — тому яркий при­мер, название их группы «перекати-поле» — это ва­риант ризомы: растения без вершков и корешков. А их музыка, как мне кажется, замечательно гармо­низирована как бы с помощью того самого «камер­тона», о котором сказано выше.

Некоторые философы и искусствоведы пред­принимали попытки исследовать феномен ризома­тической культуры. По их мнению, любая упорядо­ченность со временем непременно приобретает древовидную конфигурацию. Деревом проросла, как полагают Деленз и Гваттари [G. Delenze, F. Guanttari «Rhizome: introduction», Paris, 1976], вся западная культура, что значительно ограничивает её спонтанность, творчество и свободу. И вообще «у многих людей дерево проросло в мозгу», их ре­шения и действия страдают одеревенелостью.

- Бывает и у нас. Но это, наверно, действующее ли­
цо из другой оперы ?

Это связанные явления. В отличие от тупого дерева, ризома (rhizome) являет собой множе­ство беспорядочно переплетённых отростков и побегов, растущих во всех направлениях. Не имеет
она и связующего центра в виде какого-то единого корня. Это непараллельная эволюция полностью
различных образований, происходящая не за счёт дифференциации, членения, ветвления, а благодаря удивительной способности перепрыгивать (пе­реползать) с одной линии движения (развития) на
другую и черпать силы из разности потенциалов.Как трава, пробивающаяся между камнями мостовой, ризома всегда чем-то окружена и растёт из се­редины, через середину, в середине.

Ризома в постмодернизме уподобляется расте­нию (например, «перекати-поле», кордицепс, 1000 видов папортников и т. п.), которое стелется и пе­реваливает через препятствия (борозды, канавы, ямы) именно из-за того, что его теснят, ограничи­вают, обступают со всех сторон так называемые «культурные» растения. И чем сильнее это давле­ние, тем шире радиус действия данного «сорняка», тем дальше он выбрасывает свои щупальцы-отростки, тем больше периферийной земли становится его жизненным пространством.

Место ризомы там, где трещины, разломы, пу­стоты, бреши и другие провалы природного ланд­шафта и человеческого бытия. Она их легко прео­долевает. Для неё нет непроходимых границ, каки­ми бы — естественными или искусственными — они бы ни были. Ризома учит нас двигаться по «пе­ресечённой местности» нашего бытия. Она умно­жает стороны, аспекты, грани исследуемой реаль­ности, превращает круг в многоугольник или шар в многогранник.

Важно отметить ещё одно судьбоносное, репро­дуктивное свойство ризомы. Даже самая малая часть этого растения содержит полную информа­цию обо всём организме. Здесь на практике приро­да демонстрирует уникальный голографический метод передачи информации и наследственных признаков.


 


Если дерево — символ порядка, целого, то ризома — символ хаоса, а точнее, хаосмоса [хаоса + космоса]. Ризоматическая логика работает в многомерном мире, она идеально подходит для проведения многофакторной оптимизации и по­могает сопрягать «несопрягаемое», обеспечивает конвергенцию традиционных наук и духовных за­поведей.

Не скажу за всё человечество, но передо мной, смертным, впервые открывается реальная перс­пектива — шанс с пользой и моральным комфор­том потратить остаток своих жизненных сил во благо. Выбор правильного — праведного пути мне, уверен, гарантирует ризоматическая логика.

- Что тут скажешь, кроме - жми! Где-нибудь ужеприменил?

Впервые применил новую логику для обоснования перспективности развития инновационной

(адаптивной) энергетики, способной в ближай­шем будущем обеспечить реальное широкое прак­тическое внедрение экологически чистых и дешё­вых источников энергии. На первом этапе сверхза­дача состоит в создании при ведущих ГНЦ РФ сети лабораторий по верификации Fringe Projects («странных» изобретений), работа которых будет опираться на ризоматическую логику. Большую пользу вижу в этом деянии как для отечества в це­лом, так и для обычного российского учёного, не потерявшего совесть.

Признания этого моего предложения, надеюсь, внуки дождутся. Более того, и я сам мечтаю успеть поработать в новом Троицком ФИАЭ — «Физиче­ском институте адаптивной (альтернативной) энергетики».


г. Вильнюс