Теоретические модели международной интеграции

    "Функциона­   "Неофункцио­   "Федера­   "Плюра­  
    лизм"   нализм"   лизм"   лизм"  
    (Д. Митрани)   (Э. Хаас,   (А. Этциони)   (К. Дойч)  
        Л. Линдберг)          
ПРЕИМУ­   — Неадаптиро-   Современ.   Давление   — Сохране­  
ЩЕСТВА В   ванность гос.   общество: ин­   внешней уг­   ние своего  
ПРЕОДОЛЕ­   структур к уп­   дустриальное,   розы; угроза   образа жизни;  
НИИ НЕДО­   равлению об­   демократичес­   процветанию   возможности  
СТАТКОВ   щими социаль­   кое, плюра­   и общим цен­   экономичес­  
И РЕШЕ­   но-экономичес­   листическое и   ностям.   кой выгоды  
НИЙ   кими интереса­   идеологически       для всех.  
СОЗИДА­   ми; принцип   нейтральное.       — Социаль­  
ТЕЛЬНЫХ   разяеленности.           ная мобиль­  
ПРОБЛЕМ               ность.  
АГЕНТЫ   — Прагматич­   — Коалиция   —Выдающая­   Государство-  
    ная лояльность   интересов   ся личность;   локомотив.  
    населения.   социально-   — Политичес­      
        экономичес­   кая элита;      
        ких элит.   — Государст­      
            во-авангард.      
НЕДОСТАТ­   — Чрезмерная   — Хрупкость   — Престиж   — Слишком  
КИ   децентрализация МО и связанные   коалиций со­циально-эко­   обычных государств.   продвинутая институализа-  
    с этим новые   номических       ция (сообщес­  
    проблемы коор­   интересов.       тво амальгам­  
    динации.   — Национа­       ной безопас­  
    — Делегирова­   лизм и восста­       ности).  
    ние политичес­   новление госу­          
    ких и военно-   дарственной          
    политических   мощи.          
    компетенции              
    сталкивается с              
    приверженно­              
    стью государств              
    национальным              
    приоритетам.              
МЕХАНИЗ­   Сотрудничество   — Роль цент­   — Институа-   — Институа-  
МЫ   в решении за­   ральных инсти­   лизация;   лизация.  
    дач техническо­   тутов в форми­   Принятие об-   Адекватное и  
    го, экономичес­   ровании нового   щефедераль-   постоянное  
    кого, социаль­   "национального   иой конститу­   реагирование  
    ного характера и его полити­ческое закреп­   сознания"; Передача суве­ренитетов ново­   ции; Двойное граж­данство в усло­   политичес­ких элитна сигналы и  
    ление.   му центру. Постоянное со­   виях "двойно­   действия  
        поставление и   го правитель­   заинтересо­  
        согласование то­   ства"; Субси-   ванных пра­  
        чек зрения.   диарность.   вительств  

Продолжение

    "Функциона­лизм"   "Неофункцио­нализм"   "Федера­лизм"   "Плюра­лизм"  
    (Д. Митрани)   (Э. Хаас,   (А. Этциони)   (К. Дойч)  
        Л. Линдберг)          
ПУТИ   — Замена "вер­   — Совершен­   — Согласо­   — Рост об­  
    тикальной"   ствование меха­   ванный отказ   менов (това­  
    территориаль­   низмов ППР;   от централи­   рами, идея­  
    ной замкнутос­   возрастание   зации и от   ми, людьми);  
    ти "горизон­   численности   политической   расширение  
    тальными"   функционеров.   обособленнос­   сетей комму­  
    структурами в       ти.   никаций.  
    конкретных       Разграничение      
    сферах; прямые       полномочий      
    контакты с ад­       центральных      
    министрацией;       и региональ­      
    "отмирание"       ных органов      
    нац.-гос. сувере­       власти.      
    нитетов.              
ТЕМПЫ,   — Постепен­   — Постепен­   — Институци­   — Медлен­  
ЭТАПЫ   ность: последо­   ность: последо­   ональная ре­   ное соци­  
    вательная пере­   вательное деле­   волюция; или   альное обу­  
    дача технико-   гирование со­   переходный   чение отказу  
    социоэкономич.   циально-эконо­   этап конфеде­   от исполь­  
    компетенции   мического суве­   рации.   зования  
    международным   ренитета       насилия.  
    организациям.   (включенность          
    — Делегирова­   и наднацио­          
    ние прагматич­   нальность).          
    ной лояльности.   — Передача          
        утилитарн.          
        верноподдан­          
        ности.          
возмож­   — Переплетение   — Создание   — Воссозда­   — Всеобщее  
ный РЕ­   МПО огранич.   территориаль­   ние террито­   распростра­  
ЗУЛЬТАТ   компетенции.   ного государст­   риального   нение отказа  
    — Поддержание   ва на высшем   государства.   от примене­  
    мира путем   уровне.   — Достижение   ния наси­  
    распростране­       мира посред­   лия: "сооб­  
    ния принципа       ством полити­   щество плю­  
    нетерриториаль­       ческой власти.   ралистичес­  
    ности власти           кой безопас­  
    или "отмира­           ности".  
    ния" государст­           — Мир не­  
    ва.           смотря на  
                "плюрализм  
                суверените­  
                тов".  

Завершая рассмотрение проблемы международного сотрудни­чества, следует подчеркнуть, что здесь так же, как и при анализе конфликтов, было бы ошибкой делать выводы относительно их причин каждый раз, когда обнаруживаются какие-либо корреля­ции. Так же как и конфликты, интеграционные процессы явля­ются многомерным и сложным явлением, как бы «ускользаю­щим» от анализа и «неподдающимся» единой и окончательной типологизации. Поэтому та или иная региональная (субрегиональ­ная, государственная) модель интеграции не может быть механи­чески «перенесена» — ни в теоретическом, ни (тем более) в прак­тическом плане — на другой, даже очень «похожий» регион, но с иными социокультурными и экономическими особенностями и традициями. Во-вторых, стихийно возникнув в какой-либо сфере взаимодействия международных акторов, интеграция может ос­таться без последствий во всех остальных сферах, более того — может обратиться вспять или даже смениться противоположным процессом, — если она не будет подкреплена соответствующими политическими мероприятиями, закрепляющими благоприятные предпосылки и условия ее реализации и формирующими инсти­туциональные основы ее дальнейшего продвижения. Наконец, в-третьих, вряд ли верно рассматривать интеграционные тенден­ции как процессы, определяющие существо международных от­ношений, а тем более — пытаться на этой основе судить о буду­щем этих отношений. Как было показано выше, содержание меж­дународных отношений определяется не только сотрудничеством, но и конфликтами, в том числе и такими, которые сопровожда­ются дезинтеграцией ранее единых политических образований (примеры этого дают судьба СССР, Югославии, Чехословакии). Современная реальность не дает оснований полагать, что на сме­ну им придет гармоничный международный порядок. Рассмот­рим эту проблему более подробно.