Теоретические модели международной интеграции
"Функциона | "Неофункцио | "Федера | "Плюра | |
лизм" | нализм" | лизм" | лизм" | |
(Д. Митрани) | (Э. Хаас, | (А. Этциони) | (К. Дойч) | |
Л. Линдберг) | ||||
ПРЕИМУ | — Неадаптиро- | Современ. | Давление | — Сохране |
ЩЕСТВА В | ванность гос. | общество: ин | внешней уг | ние своего |
ПРЕОДОЛЕ | структур к уп | дустриальное, | розы; угроза | образа жизни; |
НИИ НЕДО | равлению об | демократичес | процветанию | возможности |
СТАТКОВ | щими социаль | кое, плюра | и общим цен | экономичес |
И РЕШЕ | но-экономичес | листическое и | ностям. | кой выгоды |
НИЙ | кими интереса | идеологически | для всех. | |
СОЗИДА | ми; принцип | нейтральное. | — Социаль | |
ТЕЛЬНЫХ | разяеленности. | ная мобиль | ||
ПРОБЛЕМ | ность. | |||
АГЕНТЫ | — Прагматич | — Коалиция | —Выдающая | Государство- |
ная лояльность | интересов | ся личность; | локомотив. | |
населения. | социально- | — Политичес | ||
экономичес | кая элита; | |||
ких элит. | — Государст | |||
во-авангард. | ||||
НЕДОСТАТ | — Чрезмерная | — Хрупкость | — Престиж | — Слишком |
КИ | децентрализация МО и связанные | коалиций социально-эко | обычных государств. | продвинутая институализа- |
с этим новые | номических | ция (сообщес | ||
проблемы коор | интересов. | тво амальгам | ||
динации. | — Национа | ной безопас | ||
— Делегирова | лизм и восста | ности). | ||
ние политичес | новление госу | |||
ких и военно- | дарственной | |||
политических | мощи. | |||
компетенции | ||||
сталкивается с | ||||
приверженно | ||||
стью государств | ||||
национальным | ||||
приоритетам. | ||||
МЕХАНИЗ | Сотрудничество | — Роль цент | — Институа- | — Институа- |
МЫ | в решении за | ральных инсти | лизация; | лизация. |
дач техническо | тутов в форми | Принятие об- | Адекватное и | |
го, экономичес | ровании нового | щефедераль- | постоянное | |
кого, социаль | "национального | иой конститу | реагирование | |
ного характера и его политическое закреп | сознания"; Передача суверенитетов ново | ции; Двойное гражданство в усло | политических элитна сигналы и | |
ление. | му центру. Постоянное со | виях "двойно | действия | |
поставление и | го правитель | заинтересо | ||
согласование то | ства"; Субси- | ванных пра | ||
чек зрения. | диарность. | вительств |
Продолжение
"Функционализм" | "Неофункционализм" | "Федерализм" | "Плюрализм" | |
(Д. Митрани) | (Э. Хаас, | (А. Этциони) | (К. Дойч) | |
Л. Линдберг) | ||||
ПУТИ | — Замена "вер | — Совершен | — Согласо | — Рост об |
тикальной" | ствование меха | ванный отказ | менов (това | |
территориаль | низмов ППР; | от централи | рами, идея | |
ной замкнутос | возрастание | зации и от | ми, людьми); | |
ти "горизон | численности | политической | расширение | |
тальными" | функционеров. | обособленнос | сетей комму | |
структурами в | ти. | никаций. | ||
конкретных | Разграничение | |||
сферах; прямые | полномочий | |||
контакты с ад | центральных | |||
министрацией; | и региональ | |||
"отмирание" | ных органов | |||
нац.-гос. сувере | власти. | |||
нитетов. | ||||
ТЕМПЫ, | — Постепен | — Постепен | — Институци | — Медлен |
ЭТАПЫ | ность: последо | ность: последо | ональная ре | ное соци |
вательная пере | вательное деле | волюция; или | альное обу | |
дача технико- | гирование со | переходный | чение отказу | |
социоэкономич. | циально-эконо | этап конфеде | от исполь | |
компетенции | мического суве | рации. | зования | |
международным | ренитета | насилия. | ||
организациям. | (включенность | |||
— Делегирова | и наднацио | |||
ние прагматич | нальность). | |||
ной лояльности. | — Передача | |||
утилитарн. | ||||
верноподдан | ||||
ности. | ||||
возмож | — Переплетение | — Создание | — Воссозда | — Всеобщее |
ный РЕ | МПО огранич. | территориаль | ние террито | распростра |
ЗУЛЬТАТ | компетенции. | ного государст | риального | нение отказа |
— Поддержание | ва на высшем | государства. | от примене | |
мира путем | уровне. | — Достижение | ния наси | |
распростране | мира посред | лия: "сооб | ||
ния принципа | ством полити | щество плю | ||
нетерриториаль | ческой власти. | ралистичес | ||
ности власти | кой безопас | |||
или "отмира | ности". | |||
ния" государст | — Мир не | |||
ва. | смотря на | |||
"плюрализм | ||||
суверените | ||||
тов". |
Завершая рассмотрение проблемы международного сотрудничества, следует подчеркнуть, что здесь так же, как и при анализе конфликтов, было бы ошибкой делать выводы относительно их причин каждый раз, когда обнаруживаются какие-либо корреляции. Так же как и конфликты, интеграционные процессы являются многомерным и сложным явлением, как бы «ускользающим» от анализа и «неподдающимся» единой и окончательной типологизации. Поэтому та или иная региональная (субрегиональная, государственная) модель интеграции не может быть механически «перенесена» — ни в теоретическом, ни (тем более) в практическом плане — на другой, даже очень «похожий» регион, но с иными социокультурными и экономическими особенностями и традициями. Во-вторых, стихийно возникнув в какой-либо сфере взаимодействия международных акторов, интеграция может остаться без последствий во всех остальных сферах, более того — может обратиться вспять или даже смениться противоположным процессом, — если она не будет подкреплена соответствующими политическими мероприятиями, закрепляющими благоприятные предпосылки и условия ее реализации и формирующими институциональные основы ее дальнейшего продвижения. Наконец, в-третьих, вряд ли верно рассматривать интеграционные тенденции как процессы, определяющие существо международных отношений, а тем более — пытаться на этой основе судить о будущем этих отношений. Как было показано выше, содержание международных отношений определяется не только сотрудничеством, но и конфликтами, в том числе и такими, которые сопровождаются дезинтеграцией ранее единых политических образований (примеры этого дают судьба СССР, Югославии, Чехословакии). Современная реальность не дает оснований полагать, что на смену им придет гармоничный международный порядок. Рассмотрим эту проблему более подробно.