Христианский экзистенциализм бердяева.

11.6. ХРИСТИАНСКИЙ экзистенциализм М. БЕРДЯЕВА Выдающаяся роль в формировании и развитии экзистенциализма принадлежит М. 0. Бердяеву (1874-1948 гг.) Он родился в Киевской губернии, учился на юридическом факультете Киевского университета св. Владимира. В 1898 г. был арестован за участие в социалистическом движении. Молодости стремился соединить марксизм с неокантианством, но впоследствии отказался от этих теорий, заинтересовался философией В. Соловьева и приступил к созданию самостоятельного христианского мировоззрения. В 1922 г. по обвинению в различии с «советской идеологией» его выслали из России. Сначала поселился в Берлине, затем переехал в Париж. Работал в Христианской союзе молодежи, впоследствии - редактором религиозно-философского журнала «Путь». Умер за письменным столом во время работы. Основные труды: «Философия свободы», «Смысл творчества. Опыт исправления человека »,« Смысл истории »,« Опыт эсхатологической метафизики ». По Бердяеву, главным противоречием, с которой мы должны начать разработку мировоззрения, является противоречие между духом и природой, а не между психическим и физическим. Дух субъект жизни, свобода, огонь, творческая деятельность; природа - объект, вещь, необходимость, определенность, пассивность, недвижимость. В царство природы принадлежит все объективное и субстанциальный (под субстанцией понимается неизменное, замкнутое бытие), множественное и делимое в пространстве. Психическая жизнь также относится к царству природы. В царстве духа противоречия преодолеваются с помощью любви, отсюда дух является ни субъективной, ни объективной реальностью. Философские системы, которые не основаны на духовном опыте, является натуралистическими, отражают мертвую природу. Бог есть дух. Он реально присутствует в жизни святых, мистиков, людей высокой духовной жизни и в человеческой творческой деятельности. Те, кто имел духовный опыт, не нуждаются рационального доказательства существования Бога. В своей сущности божество иррациональное и надрациональне. Оно выходит за пределы естественного мира и может раскрыть себя только символически. Символы в религиозной философии связываются с мифами - такими, как, например, миф о Прометее, о грехопадении, о спасителя. Символы действительна естественной реальность, понятной через ее сверхъестественное значение, потому рождения богочеловека от девы Марии, ее жизни в Палестине и его смерть на кресте являются действительными историческими фактами, и в то же время они являются символами. Духовное бытие человека тесно связано с божественной духовностью. В учении о свободе Бердяев выделяет три ее вида: 1) первичная иррациональная свобода или непринужденность, 2) рациональная свобода, т.е. выполнение морального долга; 3) свобода, проникнута любовью к Богу. Человеческая иррациональная свобода находится в «ничто», из которого Бог сотворил мир. Это «ничто» - первичный принцип, опережающий Бога и мир. Свобода первична по отношению добра и зла, она обусловливает как добро, так и зло. По мнению Бердяева, действия существа, имеет свободу воли, не может предусматривать даже Бог, поскольку эти действия полностью свободны. Он отрицает всемогущество Бога и утверждает, что Бог не творит воли существ вселенной, а просто помогает тому, чтобы воля становилась добром. Особый интерес для Бердяева представляет проблема личности. Она - не субстанция, а творческий акт, она неизменна в процессе преобразований. В личности целое предшествует частям. Реализация личности означает восхождение от подсознательного через сознательное к сверхсознательного. Сущность природы человека искажена, потому что она отошла от Бога. В существ, отстранились от Бога и друг от друга, нет непосредственного опыта духовной жизни, они страдают от болезни изоляции. Возрождение человека означает его освобождения от природы, победу над рабством и смертью, понимание личности как духа, как существование, которое не может быть объектом и не может быть выражено общими идеями. Поэтому Бердяев называет свою философию экзистенциальной или персоналистской. Но истинный экзистенциализм идет не от Хайдеггера или Ясперса, а от Блаженного Августина, который выдвинул на первый план концепцию «субъекта». Общество, нация, государство не является личностными, человек как личность имеет большую ценность, чем они. Поэтому право человека и его долг - защищать свою духовную свободу от государства и общества. В жизни государства, нации и общества мы часто находим темную, демоническую силу, которая стремится подчинить личность человека и превратить ее в простое орудие для своих собственных целей. В общественной жизни процесс объективизации и условные правила искажают совесть человека. Чистая, настоящая совесть может проявиться только в личности и через нее; все должно быть подчинено юрисдикции этой «экзистенциальной» совести, не испорченной объективацией. В своих этических воззрениях (т.е. анализируя второй вид свободы) Бердяев отстаивает точку зрения, что любая разница между добром и злом является результатом грехопадения, и опыт добра и зла возникает тогда, когда иррациональная свобода приводит к отречению от Бога. Узаконена этика и узаконенное христианство приспособлены к требованиям общественной повседневной жизни, и поэтому они полны условностей и ведут к лицемерию и деспотизма. В связи с этим Бердяев требует терпимости в борьбе со злом и указывает на более высокую стадию «Боль жизни гораздо могущественнее интерес к жизни. Вот почему религия всегда побеждать философию ». В. Розанов нравственного сознания, которая находит свое выражение в этике любви к Богу, она основана на явлении богочеловека в мире и принятии ею страданий из любви к грешникам. Сын Божий может помогать мира только личным вступлением в трагедию мира, для того чтобы осуществить внутри мира единство любви и свободы, которая ведет к превращению и обожание мира. Это возможно только путем восхождения к третьему виду свободы, проникнуть любовью к Богу. Следовательно, преобразование и обожание предусматривают свободную любовь человека к Богу поэтому христианство является религией свободы. Общественная жизнь, считает Бердяев, - это организация, основанная в большей степени на лжи, чем на истине. Чистая истина не всегда бывает безопасной, - чаще она разрушительна, она действует как взрывчатое вещество и приводит к приговору над миром и до конца мира. Чистая истина всегда экзистенциальная; в общественной жизни мы пользуемся объективирован познанием истины, которая, будучи экзистенциальной, все же приспособлен к нуждам миллионов людей. Во многих работах Бердяев касается философских аспектов политических проблем. Он считает, что исторический процесс состоит в борьбе добра против иррациональной свободы. «Три силы действуют во всемирной истории: Бог, судьба и человеческая свобода. Вот почему история такая сложная. Судьба превращает человеческую личность на арену иррациональных сил истории. В определенные периоды своей истории народы подчиняются власти судьбы; человеческая свобода менее активна, и человек чувствует себя отделенной от Бога. Это особенно заметно в судьбах русского и немецкого народов. Христианство признает, что судьбу можно преодолеть, но ее можно будет преодолеть только через Христа ». Когда иррациональная свобода достигает господства, то реальность начинает распадаться и возвращаться к исходному хаоса. В общественной жизни крайней формой возврата к хаосу является революция, в которой народ теряет свою духовную свободу. Крайние ее элементы - якобинцы, большевики, которые представляли себя свободными творцами нового будущего, - на самом деле обращаются не к будущему, а к прошлому, прикованы к нему злобой, завистью и местью. Революции не создают, а разрушают; творчество начинается «Если вы хотите коснуться тайн национального бытия, то задумайтесь глубже и серьезнее над еврейским вопросом. Если неистребимая, неповторимо оригинальная и таинственная сила еврейства в истории не дает вам чувство национальности, то вы безнадежны ». Н. Бердяев только в период реакции, которая приходит на смену революции, тогда появляются новые формы жизни, к которым люди были подготовлены всем прошлым. Девизом нашего собственного времени является «освобождение творческих сил человека»; центр тяжести переносится из божественных глубин на собственное человеческое творчество, которая стремится усовершенствовать жизни путем покорения природы, не прибегая к помощи Божией. Но это ведет к исчезновению индивидуальности, поскольку нерелигиозный гуманизм способствует потере человечности человеком. Это закономерно, ведь человек, презрев в себе высший принцип - образ Бога, обречена быть рабом более низких вещей. Человеку угрожают новые формы рабства, они являются результатом социализма, который подменил истинную соборность, основанную на любви и религиозном преображении человека, фальшивой, основанной на принудительном служении личности обществу ради удовлетворения материальных потребностей. Социализм открывает новые разногласия в человеческой жизни. Он никогда не достигнет освобождения человеческого труда, не обогатит, не установит равенства, а только приведет к новой вражде между людьми, к новым формам гнета. Устранение голода и нищеты «не решает духовной проблемы»; человек остается один на один, по-прежнему, «с таинством смерти, вечности, любви, познания и творчества». И действительно, более рационально устроена общественная жизнь ведет к напряженности, к трагическому конфликту между личностью и обществом, личностью и космосом, личностью и смертью, временем и вечностью. Бердяев принадлежит к той группе философов-мыслителей, которые стремились развивать христианское мировоззрение. Он оригинально показал, как мало добра в нашей личной, общественной и церковной жизни. Как и Лев Толстой, он смело раскрывал недостатки нашего образа жизни и учил видеть те, которые мы не замечаем. Бердяев защищал мнение, что христианство - религия любви, а следовательно - свободы и терпимости. Он боролся против превращения относительных ценностей на абсолютные. Бердяев является поборником западноевропейского и русского гуманизма, абсолютной ценности личности и ее неотъемлемых прав на духовную свободу и приличные условия жизни. Эти принципы могут быть последовательно обоснованы только на основе христианского мировоззрения.

return false">ссылка скрыта