Антропософская педагогика детства Р. Штайнера.

Р. Штайнер (1861—1925) — австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера, антропософия (antropos — человек, sорhiа — мудрость), рассматривает педагогику как науку о человеке — совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волевая сфера), души (сердце, дыхательная система, сфера эмоций) и духа (мозг и нервная система, интеллектуальная сфера). Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы.
Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорфской школы. Первые семь лет жизни — «раннее детство» (вклад в физическое развитие), следующие семь лет, с 7 до 14, — «детство» (вклад в эмоциональное развитие), далее, до 21 года, — «отрочество и юность» (вклад в духовное становление человека).
Основными принципами вальдорфской педагогики являются:
антропоцентризм;
образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества;
гармоничность развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума);
обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи — к ее реализации;
историчность — воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой;
цикличность — использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических (астрологических), ритмов;
эвристичность — детям не навязывают готовых правил, а дают воз можность сделать вывод самим;
художественность всего обучения.
Главное свойство педагогики Р. Штайнера — отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика.
Стержень воспитательной работы — организация нравственного воспитания, в основу которого положены добро, Красота и Правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем основой морали, творчества и мудрости.
9.Особенности педагогической деятельности в образовательных учреждениях М. Монтессори и Р. Штайнера.

Все максимально приближено к реальному, все предметы настоящие, из натурального материала, рабочий материал в большинстве сделан из дерева. У мантессори все разделено по зонам: зона реальной(практической) жизни-оборудована для преобретения навыков самообслуживания, дети учатся стирать и гладить вещи и т.д, зона сенсорного развития-собраны материл, чтобы ребенок научился различать хар-ки предметов-цвет, размер и т.д, зона матем-ки-осваивает понятие кол-ва, зона языковая – реб-к учит алфавит и учится читать писать. и космическая зона-знакомит ребенка с окруж.миром, с явлениями различн.. у Штайнера, вся атмосфера в дет.саду приближина к семейной, всю уютно, комфортно, привлекаются родители для совместной деят-ти.