Тембр и жест

Дирижерское изображение тембра также можно увязать непосредственно с явлениями и закономерностями жизненной практики. В его основе лежит, в частности, взаимозависимость между представлениями о свете и темноте и представлениями пространственными: то, что вверху, мы воспринимаем как бо­лее светлое, то, что внизу, — как более темное. Звук в верхнем регистре воспринимается более светлым, в нижнем — более темным, движение мелодии вверх вызывает у нас ассоциации с высветлением, вниз — с затемнением. Понятно поэтому, что руки в высокой плоскости более соответствуют светлому зву­ку, чем руки в низкой позиции, что темы, излагаемые в низ­ком регистре, вызывающие в нашем воображении образы за­темненного, мрачного характера, естественно передавать жестом в нижней плоскости. По той же причине рука, обра­щенная ладонью вверх, вызывает ассоциации с высветлением звука, вниз — с его затемнением.

Известно, что перемена тембра во многом зависит от фор­мы рта. Поэтому дирижер с помощью кисти и пальцев может показывать поющим различные его положения. Например, чтобы показать прикрытый звук, дирижер должен сделать это объемной кистью с соответственно закругленными пальцами, имитируя тем самым форму купола, свода и как бы демонст-