Ведущая деятельность в юношеском возрасте

А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин в качестве ведущей деятельности в юношеском возрасте называют учебно-профессиональную деятельность. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированные на будущее. Речь может идти о выборочном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с запланированной профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз, о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах. В других случаях юноши и девушки еще больше приближаются к производственной сфере: продолжают образование в техникумах, колледжах, лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с обучением в вечерних школах.

Таким образом, именно в рамках учебной деятельности юноша должен найти для себя сферы профессиональной деятельности, отвечающие его потребностям, интересам. Нужно примерить себя к разным видам деятельности, попробовать, если не на практике, то заочно познакомиться с профессией.

Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Отношение юноши к той или иной профессии складывается на основе определённых знаний о специфике профессиональной деятельности (содержании профессии, общественной потребности в ней, места приобретения профессии и т. д.), положительного или отрицательного эмоционального восприятия всего, что связано с профессией.