АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ 3 страница
Сократ беспримерно увлечен логической мыслью, везде пытается ее применить. Мыслить понятиями, учил он, — значит мыслить непротиворечиво, для всего искать определение (дефиницию). Именно он возвысил рассудочную деятельность до категориального мышления, открыв величайшее средство научного познания — понятие. В философском (понятийном) мышлении он видел средство совершенствования добродетелей. Оно должно сделать частную жизнь приятной и хорошей. Сократ отвлекал сограждан от прозы жизни и от насущных нужд, советовал им обратить взоры на вещи возвышенные, проповедовал скромность, много говорил о развитии характера.
Сократ всегда начинал с общепризнанных истин, часто расспрашивал, прикидываясь простодушным и неопытным, оспаривал общепринятые мнения, которым большинство слепо доверяло, но, в сущности, не предлагал каких-либо необычных идей или сколь-нибудь нового мировоззрения. По-видимому, он и не стремился выйти за рамки коллективных (национальных) представлений и популярных ценностей. Ценностные константы фигурируют у него под видом общих понятий. Сократ, очевидно, не располагал никаким материалом для того, чтобы превзойти наличную нравственность.
Добродетель, по Сократу, — это «умение», позволяющее человеку выполнять гражданские функции и жить в нормативно заданном образе. Однако как особенная ценность она все же не получила у него должного освещения, будучи зависимой от понятия пользы: «Если ты
1 Поппер, К. Чары Платона // Поппер, К. Открытое общество и его враги : в 2 т. М., 1992. Т. 1.С. 168.
Глава 4. Сократ. Знание добродетели 31
хочешь, чтобы боги были к тебе милостивы, ты должен почитать их; если желаешь, чтобы тебя любили друзья, ты должен делать им добро; если стремишься к уважению со стороны известного города, ты должен приносить пользу этому городу; если добиваешься удивления своей деятельностью со стороны всей Эллады, ты должен стараться благодетельствовать всей Элладе». Высказывания Сократа о добродетели неполны и обрывочны, он не создал целостной системы, не сформулировал ясного понятия о природе абсолюта и о том, как возможно познание абсолюта. Он просто не был удовлетворен тем местом, которое занимала добродетель в афинской системе ценностей. Ему приходилось всякий раз напоминать согражданам об оставленной в пренебрежении высокой нравственности, о том, что каждый должен сам заботиться о своей нравственности и душе, совершенствоваться в добродетели — «ведь заботятся же люди и о делах куда менее важных, чем добродетель». Тем самым он стремился опереть афинскую коллективную мораль на личное самосознание граждан.
«Сократ знаменит как учитель морали, но правильнее было бы сказать, что он открыл мораль. У греков была нравственность, но каковы моральные добродетели, обязанности и т.д., этому хотел научить их Сократ. Моральным человеком является не тот, кто просто хочет справедливости и поступает справедливо, не невинный человек, а тот, кто постигает свои действия в сознании», — писал о Сократе Г.В.Ф. Гегель1.
Между тем видный античный автор и ученик Сократа Ксенофонт (ок. 430—354 до н.э.) говорит об афинянах: «В частных и общественных собраниях они препираются до невероятности, заводят бесчисленные тяжбы и таким образом предпочитают наживаться за счет ближнего, а не путем взаимной помощи. С общественным имуществом обращаются, как с собственным; за это опять борются, и влияние в подобных случаях для них чрезвычайно приятно. А из этого рождается в государстве так много низости и гадости, так много вражды и взаимной ненависти, что я даже боюсь, чтобы с нашим государством не случилось какой беды большей, чем оно в состоянии вынести»2.
Сократ отличался остроумием, бескорыстием, достоинством и независимостью, твердостью убеждений, прямодушием и приверженностью к демократии. «Этот оборванец и эксцентричный спорщик был преисполнен сознания важности своей миссии, что, с точки зрения
1 Гегель, Г. В. Ф. Философия истории // Соч.: в 14 т. М.; Л., 1935. Т. 8. С. 252-253.
2 Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. С. 96.
Часть I. Античное наследие
афинян, так не гармонировало ни с его внешним видом, ни с систематическим уклонением от участия в народном собрании и от выступлений в суде. Понятно поэтому, что этот лысый и лупоглазый человек, привязывавшийся к каждому встречному и не отпускавший его в течение целых часов, но в то же время абсолютно бескорыстный, в чем никто не мог сомневаться, был фигурой, известной всем, и именно этот человек должен был в глазах народных масс воплощать сословие софистов вообще»1.
Сократ был самым лучшим и самым знающим из софистов. В споре он был непобедим, умел мастерски убеждать и разубеждать, опровергать догматику и расхожие мнения. Но в отличие от софистов, для которых был важен только практический успех, а не моральная цель или истина, Сократ отстаивал «истинное знание», или принципы. Софисты — агностики, питавшие отвращение к закону и порядку, «болезнь общества», как о них говорил Платон. «Сократ, подобно сатиру Марсию, завораживающему всех своей игрой на флейте, способен потрясать и увлекать людей своими речами. "Этот Марсий, — свидетельствует Алкивиад, — приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось, нельзя больше жить так, как я живу"»2. Сократ — античный просветитель, рвущийся к спору, «дразнящий сатир», плебей и автор «грубых парадоксов», высмеивающий нравы и предрассудки, постоянно атакующий изменчивые, внутренне противоречивые и необоснованные мнения.
Ф. Ницше писал: «Я восхищаюсь храбростью и мудростью Сократа во всем, что он делал, говорил — и не говорил. Этот насмешливый и влюбленный афинский урод и крысолов, заставлявший трепетать и заливаться слезами заносчивых юношей, был не только мудрейшим болтуном из когда-либо живших: он был столь же велик в молчании... Такой человек, как он, проживший неким солдатом весело и на глазах у всех, — был пессимист! Сократ, Сократ страдал от жизни!»3 И он же назвал Сократа декадентом, великим эротиком, недоразумением, представителем черни, шутом, который очаровывал, компрометировал, мстил знатным, пытался вылечить «больных» сограждан, призывая их к разумности: «Фанатизм, с которым все греческие помыслы набрасываются на разумность, выдает бедственное положение: находились в опасности, был только один выбор: или погибнуть, или — быть абсурдно-разумными... Морализм греческих философов, начи-
1 Лурье, С. Антифонт — творец древнейшей анархической системы. М., 1925.
С. 136-137.
2 Назаров, В. Н. Феноменология мудрости. Тула, 1993. С. 198—199.
3 Ницше, Ф. Веселая наука // Соч.: в 2 т. Т. 1. С. 659—660.
Глава 4. Сократ. Знание добродетели 33
лая с Платона, обусловлен патологически; равным образом и их оценка диалектики»1. Как считал Ницше, Сократ затрагивал атональный инстинкт эллинов и был великим еретиком, который проповедовал интеллектуальную мораль, выдвинул рассудочный этический идеал в противовес аристократическому вкусу. Последний был настолько самонадеян, что не искал ни доводов, ни доказательств.
return false">ссылка скрытаСократ определял нравственность через мышление. Между мудростью и нравственностью он не находил различия. Всякая добродетель есть мудрость, и только мудрые совершают хорошие и прекрасные поступки. Воля — слуга разума. Нравственность сводится к тому, что доставляет удовольствие и не противоречит разуму. Благоразумный не может быть порочным. Невероятно, чтобы знание противоречило добродетели. Знающий не поступит плохо: «Все люди, думаю я, делая выбор из предоставляющихся им возможностей, поступают так, как находят всего выгоднее для себя. Поэтому, кто поступает неправильно, тех я не считаю ни умными, ни нравственными»2. В его представлении «хорошее» и «целесообразное», «хорошее» и «полезное» — это одно и то же. Как и «справедливое» и «законное». «Самые лучшие и всего более угодные богам люди, говорил он, — это те, кто хорошо исполняет свою работу, — в области земледелия — земледельческую, в области государственной деятельности — государственную; а кто ничего хорошо не делает, говорил он, тот никуда не годен и богам не угоден»3.
Величайшее зло, по Сократу, — незнание. Его этике присуще характерное для античных представлений сближение незнания с безумием, отношение к преступлению как акту безумца4. Знание закрепляет отдельные правильные мнения и кратчайшим путем ведет к добродетели. Итак, Сократ предельно интеллектуализирует мораль: «Разумом, утверждает он, можно обосновать норму поведения, в которой правильно понятое счастье индивида гармонично сочетается с интересами общества. Добродетель — это подлинное знание»5. Ницше, не любивший Сократа за его демократизм, отмечал: «Я пытаюсь постичь, из какой идиосинкразии проистекает сократическое уравнение: разум = добродетели = счастью. Это причудливейшее из всех существующих уравнений, которому в особенности противоречат все инстинкты более древ-
1 Там же. С. 567.
2 Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. С. 97.
3 Там же. С. 100.
4 См.: Нерсесянц, В. С. Сократ. С. 33.
5 Швейцер, А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 108.
3-5076
Часть I. Античное наследие
них эллинов»1. Л. Шестов, напротив, восхищался философским гением Сократа: «Все восхваляют Сократа за его великое открытие: диалектику. Критика чистого разума есть не что иное, как протестантский гимн Сократу. Мы радуемся, что после Сократа мы уже не вправе утверждать все, что считаем справедливым, истинным или нужным. Наоборот, справедливым или истинным можно считать только то, что не расходится с предписанными разумом положениями»2.
Этика Сократа вырастает из эвдемонистической мотивации, из «веселости теоретического человека», стремящегося к земной гармонии (Ф. Ницше). Эвдемонизм характерен для всех философских систем эпохи Пелопоннесской войны. «Греческим идеалом счастья было сочетание семейного благополучия и служения государству. Геродот называет самым счастливым человеком некоего афинянина Телла, который "жил в цветущее время родного города", имел прекрасных сыновей и внуков, был зажиточным человеком. Во время войны он пал доблестной смертью и был похоронен за государственный счет»3.
Согласно Сократу, целью человека является счастье, а добродетель — средство к эвдемонии: «Я только и делаю, что хожу и убеждаю вас всех, и старого и малого, оставить всякую заботу о материальных благах и сосредоточиться преимущественно на совершенствовании своей души. Добродетель, я говорю вам, за деньги не покупается, но за нею следуют и деньги, и прочие земные блага, общественные и личные» [Сократ. Платон... С. 61]. Человек стремится не просто жить, а жить хорошо и приятно. Главная его цель — достичь счастья и расцвести, развить и применить свои способности, полностью состояться. Мораль — не навязанный канон, которому человек должен слепо повиноваться и соответствовать, а заданная система ценностей. Ее не выбирают. Выбор состоит в том, чтобы, напрягаясь, жить этими ценностями. Путь к счастью укажет человеку его собственный разум. В таком случае это будет жизнь, не чуждая удовольствий, но при том свободная от низменных расчетов и выгоды.
Сократ в «Протагоре» выглядит гедонистом, в «Горгии» он отрицает гедонизм. В беседе с софистом Антифонтом, попрекнувшим Сократа бедностью и назвавшим учителем злополучия, тот ответил: «Ты видишь счастье в роскошной, дорого стоящей жизни, а я — за мини-
' Ницше, Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом. Проблема Сократа // Соч. : в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 564.
2 Шестов, Л. Только верою. Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь. Париж, 1966. С. 32.
3 Очерки по истории мировой культуры. М., 1997. С. 39.
Глава 4. Сократ. Знание добродетели
мальные потребности». Человеку, который не может бороться с чувственными наслаждениями, не дается и добродетель. Сократ гордился тем, что поборол в себе страсть к чувственным наслаждениям и любовь к деньгам. Воздержание, учил он, есть основа добродетели. Только воздержанные люди могут сосредоточиться на высоких целях.
Сократ обсуждает три образа жизни. Первый, ориентированный на познание, и есть образ жизни человека. Второй, ориентированный на успех (почести, престиж, гордость), — образ жизни льва, а не человека. И третий, ориентированный на богатство (наслаждения, удобства), — образ жизни дракона. Сократ возвестил настоятельную потребность в более высокой реальности, чем материальный мир. Знание постоянного выше, чем мнение об изменяющемся мире. Немного позднее о более высокой реальности Платон высказался мистическим и поэтическим образом, а Аристотель систематизировал ее как ученый.
Сократ, безусловно, не философ-метафизик. Метафизическая основа его учения — это воспринятый у Анаксагора «божественный ум», или «божественная душа». Только со временем греческие философы становятся все более утопичными. Учение Платона об идеалах ему было бы чуждо и неинтересно. Сократ и не моралист в пошлом смысле этого слова. Его нельзя также назвать пророком, в корне изменившим систему ценностей, или реформатором морали. Сократ не оставил нам даже наброска какой-либо универсальной морали, так и не пришел, по словам А. Швейцера, к всеобъемлющему мировоззрению. Нравственность он рассматривал как естественное и глубоко личностное явление, форму страстей и способностей человека, плод индивидуальной разумной деятельности и не допускал никаких сделок с совестью. Может быть, Сократ первым создал концепцию души.
Сократ пытался объединить требования полиса и индивидуализм, был адвокатом законопослушания. Он и воспитывал юношей не для их личной выгоды, а для власти, которая в конце концов дает человеку всяческие преимущества. Учениками Сократа были и изменник родины, его любимец Алкивиад, и один из тридцати тиранов, лидер реакционной аристократии Критий. Кардинальные добродетели (справедливость, умеренность, рассудительность, мужество) необходимы тем, кто хочет властвовать. Он внушал молодым людям желание учиться и всячески старался развивать у них чувство справедливости.
Сократ не говорил о свободе. Также в его этике не ставилась проблема человеколюбия и жалости. Ведь добродетельный человек самодостаточен и живет хорошо. Ничто, проистекающее извне, не сможет ему повредить. Разные беды, болезни, потеря близких, злополучные обстоятельства не имеют такого уж большого значения. Эвдемонии, или сча-
Часть I. Античное наследие
стья, можно лишиться только вследствие неправильного выбора, т.е. поступая несправедливо. Поэтому всякий, кто несчастлив, должен винить прежде всего самого себя (страдания иррациональны — то же мы находим в трагедиях Эсхила). Безрассудный и невежественный человек, считал Сократ, ни у кого не может вызвать чувства жалости или сострадания, а лишь одно осуждение. Можно упрекнуть Сократа в бессердечии и суровом отношении к человеческим слабостям.
Этика Сократа содержит мало нормативных положений. Наиболее известны два: «Познай самого себя» и «Лучше переносить несправедливость, чем самому поступать несправедливо». В политическом отношении Сократ не проявил себя как борец. Он всегда лоялен и не намерен оспаривать авторитет государства.
Глава 5. Платон. Этический идеализм и социальная этика
Платон (427—347 до н.э.) — первый в истории профессиональный преподаватель философии, основатель Академии (просуществовала до 529 г.), теоретик общего, теоретик идеальности («Пир» Платона — манифест философии), символ античного интеллектуализма, корифей метафизики, представитель этического абсолютизма, оппонент релятивизма, софизма, творец одиозной консервативной политической утопии, трактующей устройство справедливого и идеального государства, прообраза просвещенной монархии, «реставратор погибшей старины». Платон придерживался филономических воззрений и концепции этатизма, или греческого патриотизма.
Молодой обеспеченный представитель аристократической династии, юноша царского рода, потомок Кодра, Аристокл (Платон) по примеру своего отца, родственников, а также друзей дома собирался заняться политикой. Афинский законодатель, один из Семи мудрецов, Солон (VI в. до н.э.) приходился Платону предком по материнской линии. Платон родился во время Пелопоннесской войны, а когда она закончилась, ему было 24 года. «Война привела к распространению чудовищных эпидемий, а в последний ее год разразился голод, пали Афины, началась гражданская война и установился террористический режим, называемый обычно правлением Тридцати тиранов. Двое из этих тиранов были дядями Платона, и оба они погибли, безуспешно пытаясь сохранить установленный ими режим от посягательств демократов», — пишет К. Поппер1.
Поппер, К. Чары Платона. С. 49.
Глава 5. Платон. Этический идеализм и социальная этика
Аристократы, всегда считавшие себя сословием правителей (к ним примыкал и Платон), мечтали реставрировать утраченное лидирующее положение в обществе и государстве, вернуться в политику через философию и добродетель, в образе мудрых общественно полезных личностей, для которых управлять людьми — жизненная миссия. Образованная, имущая элита общества есть идейная гвардия Платона, каста правителей.
Ф. Ницше быстро разглядел в стремлении Платона «обладать истиной» явные политические притязания и склонность к воинствующей тирании: «Платон был воплощенным желанием стать высшим философским законодателем и основателем государств; он, по-видимому, ужасно страдал от неосуществленности своего призвания, и на склоне лет душа его была полна чернейшей желчи. Чем более падало могущество греческих философов, тем более они внутренне страдали от этой желчности и злобности; а когда различные секты стали защищать свои истины на улицах, души этих женихов истины были совершенно загрязнены ревностью и злословием; тиранический элемент свирепствовал отныне, как яд в их собственном теле. Это множество маленьких тиранов готовы были съесть живьем друг друга; в них не осталось уже ни одной искры любви и слишком мало радости от своего собственного познания»1.
После смерти Сократа Платон, видимо боясь за свою жизнь, оставил Афины и прожил на чужбине 12 лет. Как говорят, там он забросил философию и занимался только математикой — даже изобрел принцип будильника. (Надо сказать, что греческие интеллектуалы — ученые, философы, писатели — не были беспечными баловнями судьбы. Жизнь многих из них оборвалась трагически. Сократ и Демосфен умерли, приняв яд. Исократ также покончил с собой. Аристотель умер при загадочных обстоятельствах, возможно, был отравлен.)
Платон осознал, что философия не принадлежит определенному, «своему» времени и является делом созерцающего интеллекта. Философия не изучает эмпирию. Для Платона философ — это архитектор, моделирующий вещи согласно идеальным образцам, философия — вид независимой деятельности.
В диалоге «Федон» впервые появляется метафизика идей. «Царство идей» Платона есть астральный мистицизм, реминисценция Бытия, вневременного Абсолюта элеатов, понятие о чувственно воспринимаемом мире — «становящееся» Гераклита.
1 Ницше, Ф. Человеческое, слишком человеческое // Соч. : в 2 т. М., 1990. Т 1. С 378.
38 Часть I. Античное наследие
Платон предпринял попытку систематизации отвлеченного знания, вывел разум за пределы опыта, связал мораль с чистыми умопостигаемыми формами (Благо, Истина, Прекрасное, Справедливость, Мудрость), которые доступны немногим и открываются через особый род познания. «Он полагал, что любому роду обыкновенных деградирующих сущностей соответствует совершенная сущность, не знающая упадка. Эта вера в совершенные и неизменные сущности, которую обычно называют теорией форм или идей, стала центральной темой его философии»1. Платон лишний раз продемонстрировал свою неприязнь к материальной цивилизации и, напротив, любовь к непреходящим невыразимым идеальным сущностям.
Идея блага — верховная в философии Платона. К. Поппер оценивал ее как высочайшую в иерархии форм: «Это солнце божественного мира форм или идей, не только изливающее свет на все остальное в этом мире, но и являющееся источником их бытия, а также причиной всего знания и всей истины»2. Сам Платон не в состоянии объяснить, что он понимает под благом, к которому он испытывает почти эротические чувства. Поппер разъясняет нам, что благо, по Платону, — это «неизменное, задержанное состояние вещей; это состояние покоящихся вещей. <...> Анализ платоновской идеи Мудрости дает столь же разочаровывающие результаты»3. В целом этика Платона выходит за рамки обычного понимания. Она полумифична и строится на эротической мотивации. Формы, или идеи, метафизически и онтологически неизменны. Они — единичные причины чувственного мира, относятся к божественному интеллекту, субстанциальны и не являются продуктом человеческого мышления. А.Ж. Фестюжъер утверждает, что метафизика Платона, развиваясь, заканчивается мистицизмом. Платон основал европейскую мистическую традицию. Так, наименования первичных категорий — «прекрасное», «благо» и «единое» — оказываются неадекватными, и, когда Платон приближается к «прекрасному», «то больше не обнаруживает никаких позитивных признаков, одни лишь негативные: он говорит не о том, чем является Прекрасное, а о том, чем оно не является»4. Для этих объектов нет представления и определения.
Платон — создатель знаменитой метафизической триады «благо, истина, прекрасное» — древнего принципа, выражающего стремление к целостности, к «живому единству», к «великому единению».
1 Поппер, К. Чары Платона. С. 53.
2 Там же. С. 187.
3 Там же. С. 188.
4 Фестюжьер, А. Ж. Личная религия греков. СПб., 2000. С. 203.
Глава 5. Платон. Этический идеализм и социальная этика
В философских пристрастиях и взглядах Платона ощутимо влияние Парменида, Гераклита, пифагорейцев.
Нравственность мыслится Платоном как высшая форма сознания. Он наделил мораль сверхчувственной, идеальной и неизменной природой, недоступной здравому смыслу. Она имеет истинное бытие в отличие от вечного становления в мире вещей. Мораль — это сакральное неэмпирическое знание, требующее величайшей серьезности, отвлеченного ума, а мудрец — выразитель трансцендентного и вечного.
Мораль теряет у Платона свой личностный аспект, более не трактуется антропологически, как это делал Сократ. Отныне о морали позволено говорить лишь теориям и лишь на языке метафизики, т.е. с помощью понятий, а материальность и непосредственные живые впечатления вовсе изгнаны и лишены права голоса.
После Платона вопрос о морали будет неизменно означать возможность приобщиться к целому, к высшему благу, которое внушается сознанию свыше, и созерцать его (и таким образом обладать им) уже в земной жизни. У Платона философия выступает как молитвенный акт, как томление об утраченном объекте, который душа прежде могла созерцать, но потом забыла. Соответственно, высочайшим идеалом человека становится философ, имеющий истинное и непосредственное знание о понятиях. Понятия, или эйдосы, образуют такую предметность и такое пространство, в которых душа философа (и только философа) может жить свободно и вечно. Иначе говоря, философский интеллект, и только он, бессмертен. Платон, как и многие мыслители, ориентированные на абсолютные ценности, признает бессмертие души.
Важнейшим является абстрактное знание, или умозрение, которое дают лишь занятия философией. Любовь к истине, которая почиталась у греков за высокую добродетель и которую удовлетворяли философскими занятиями, позднее будет крайне низко цениться у христиан. Наклонность к мифологическим реминисценциям и спиритуализму не развилась у Платона в какое бы то ни было религиозное учение. Главное в познании — припоминание, или магическое воспроизводство архетипа сознания. Познание само по себе есть наиболее нравственный образ жизни. Философ, имеющий монополию познания блага, стремится утвердить себя политически, встать во главе общества. Но ему трудно стать правителем. Хорошего же правителя, полагает Платон, можно сделать, если воспитать надлежащим образом тирана, фактически обладающего властью. Если первоначально Платон приписывал тирану отвратительные, бесчеловечные свойства и считал «падшей душой», то впоследствии он, похоже, готов идеализировать и одухотворять его образ.
Часть I. Античное наследие
Этика Платона — это учение о нравственности и государстве. Его рассуждения о справедливости и благе кажутся недостаточно разработанными и мало что значат вне связи с политическим учением. Во многом они основаны на психологии, несут в себе «ноты скорби» и признаки аскетической морали. Этика Платона выдвигает ряд метафизических проблем, отвечающих модели «интеллектуального феодализма».
Насколько Платон прекрасный мифолог и поэт, настолько — плохой политик. У него чувствуется даже некоторая враждебность к миру политики, похожая на зависть. Его политические требования негуманны и консервативны: «Платон, отчаявшись в практическом преобразовании несправедливого тиранического государства, то зовет к далекой старине, где вся ответственность ложится на плечи мудрых старейшин, то укрепляет мораль и устои государства насильственным путем, теми же самыми жестокостями, что были в обычае у тиранов»1. Государство — неизменная копия идеала. Платон свел политические проблемы к формулам, что прямо ведет в дальнейшем к потере свободы.
Платон призывал остановить политические перемены и реставрировать племенной тип государственности. Этическая атмосфера, пронизывающая его учение о государстве, где философ опускается до «кровавой утопии», оправдания сводничества и инфантицида, — пугающе аморальна. Платона нередко относят к сторонникам концепции тоталитаризма, противникам демократии, исходя из его консервативно-охранительной социально-политической утопии, которая изображает справедливейшим и наисовершенным государством восточную деспотию.
Платону неведомы идеи общественного прогресса. Развитие он понимает как этическую деградацию, как переход от лучшего к худшему. Платона, как и его ближайших современников — Сократа и Аристотеля, интересовала «полисная мораль», обязывающая индивида руководствоваться в своем поведении благом государства. Только в государстве и при государственной опеке возможна нравственная жизнь индивидов. Государство является этическим институтом, который устроил бы Сократа и ему подобных. Общество должно быть таким, чтобы Сократ мог в него вернуться, жить и им править.
Платон фиксирует расхождение между моралью гражданина и моралью мудреца. «Герой, пророк, законодатель, мудрец, философ выступают из массы, подчиненной обычной жизни, вырабатывают себе идеал исключительной нравственной жизни, не только независимой от жизни обычной, но и весьма часто прямо противоположной ее идеа-
Лосев, А. Ф., Тахо-Годи, А. А. Платон. Жизнеописание. М., 1977. С. 187.
Глава 5. Платон. Этический идеализм и социальная этика
лам, и пытаются развиваться независимо от окружающих их форм общественной жизни... Уединенный мыслитель или деятель, сначала сторонившийся от общения с низшими существами, чтобы лучше понимать их пользу, стал все более сторониться от них для собственного удовольствия, из-за того, что перестал понимать их интересы; уединенная мысль становилась все нереальнее, все фантастичнее; идеал мистического общения с сверхъестественным миром заменил идеал реального общежития. Эгоистическое влечение к спасению собственной души от вечных мук заменило идеальное влечение к мудрости в мысли и в жизни; высшим идеалом стал, наконец, идеал схимника, отшельника, уединенного аскета, искусственно атрофирующего в себе мысли, точно так же как он намеренно атрофировал в себе функции члена общества», — писал в XIX в. П.Л. Лавров1. Привилегиями обладают гении и мудрецы, мудрец выше формального закона. Платон — лидер теории «добродетель сама по себе награда». Мистифицируя мораль, он, возможно, первым поставил вопрос об интуитивно постигаемом нравственном идеале. Мораль не имеет личностного измерения. Платон отказался от сократовского упования на просвещение, предполагавшего свободную дискуссию, и обратился к индоктринации, к государственной системе воспитания граждан в духе кастовых норм и в условиях ограниченной свободы. Он прямо посягает на ценность человеческой жизни. Этика государства в его трактовке коренным образом отличается от принципов индивидуальной этики. Нравственный ригоризм и традиционализм, предложенные Платоном, не получили признания со стороны общественного мнения.
Отнеся этические проблемы к области метафизического (сверхчувственного, умозрительного), он и решать их предлагал средствами метафизики. Платон заимствовал из орфическо-пифагорейской традиции учение о бестелесной и непреходящей душевной сущности, открыл идеал как данность, определенную реальность, включил в философию теорию любви. Диалоги Платона буквально пропитаны моралью. Ее избыток ведет порой к ханжеству.
В противоположность антропологической этике, Платон требует, чтобы были осуществлены безличные идеи, или объективное благо. Учение об идеях содержится в диалогах «Федр», «Парменид», «Фи-леб». Платон активизирует и переводит в философскую плоскость архетипы космогонического мифологического сознания. Идеи есть первообразы, которые творец накладывает на изначальный хаос,