ТЕМА 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Общая характеристика прикладного социологического исследования, его этапы и виды
2. Программа конкретного социологического исследования
3. Измерение в социологическом исследовании
4. Выборочный метод
5. Методы сбора первичной социологической информации
1.
Социологические исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, связанных между собой единой целью получения достоверных данных о социальных явлениях и процессах для последующего их использования в практике социального управления. Другими словами, социологическое исследование можно представить как систему теоретических и эмпирических процедур, способов получения новых знаний о социальных процессах и явлениях. Предметом социологического исследования являются проблемы, актуальные для общества, группы, организации. Оно отличается практической направленностью.
Социологическое исследование имеет сложную структуру и включает в себя:
· методологию – принципы и методы научного познания, теоретическое обоснование проблемы и логики исследования;
· методику и технику – совокупность приемов и способов наиболее рационального использования социологических методов;
· методы – способы построения и обоснования научного знания;
· процедуры – последовательные операции по организации исследования;
· инструментарий – методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации (например, анкеты, бланки-интервью, карточки для фиксации наблюдений и т. д.)
В процессе реализации прикладного социологического исследования принято выделять несколько этапов:
1. подготовка (включает в себя определение темы, целей, и задач исследования; проведение пилотажного (пробного) исследования и подготовку программы; определение генеральной и выборочной совокупности*; разработку инструментария, выборки; формирование исследовательской группы; определение сметы и графика работ);
2. сбор первичной социологической информации;
3. подготовка собранной информации к обработке и обработка ее на компьютере;
4. анализ обработанной информации, подготовка аналитического отчета по результатам исследования, содержащего выводы и практические рекомендации.
Конкретная форма или вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач и, в соответствии с ними, глубиной требуемого количественного анализа предмета исследования. На основании этого критерия выделяются три вида социологических исследований:
1) пилотажное (разведывательное);
2) описательное;
3) аналитическое.
Разведывательное – наиболее простой вид конкретного исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, который проводится в целях получения оперативной информации о каком-либо конкретном событии или явлении.
Объектом описательного исследования выступает большая общность людей, неоднородная по своим характеристикам, что позволяет производить сравнения и сопоставления.
Аналитическое – является самым сложным видом исследования. Оно предполагает выявление причин, обуславливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику.
В зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных принято различать:
1) опрос (анкетирование, интервью, почтовый и телефонный опрос, экспертный опрос и т. д.);
2) наблюдение;
3) изучение документов (в т. ч. количественные и качественные методы);
4) эксперимент;
5) социометрический анализ.
Все методы, применяемые в социологических исследованиях, можно разделить следующим образом. Во-первых, количественные, которые основаны на измерении параметров социального явления, действия. Цель их применения – дать количественную характеристику изучаемого явления. Задачами являются: измерение параметров явления, установление взаимосвязей между отдельными параметрами.
Во-вторых, качественные, которые основаны на понимании смысла социального явления, действия. Качественное исследование воспроизводит не статистическую картину (структуру и результаты) изучаемого социального действия, а смысл, который вкладывают в него участники. Решаемые исследовательские задачи состоят в следующем: выявить общую картину явления, концептуализировать, интерпретировать его.
В зависимости от того, изучается ли данный предмет в статике или в динамике, выделяются следующие виды эмпирического социологического исследования:
· точечное (разовое), которое дает возможность получить знание по проблеме на данный текущий момент;
· повторное – вид исследования, которое предполагает изучение одного и того же социального объекта, с определенным временным интервалом по одной и той же программе и методике.
Повторные исследования можно разделить на трендовые, панельные и лонгитюдные.
· Трендовые исследования осуществляются по аналогичным выборкам или в рамках единой генеральной совокупности с интервалами во времени с целью изучения изменений на уровне определенной группы. Тренды бывают когортные и исторические. Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время исследований. На различных этапах исследования выборка не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, главное, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты. Объектом исторических трендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. Постоянной остается возрастная группа, а когорта и время обследования изменяются. Информацию получают при обследовании совокупностей, находящихся в одинаковых социальных условиях.
· Панельныеисследования – это исследования одних и тех же лиц через одинаковые интервалы времени. Частота повторяемости и общая продолжительность исследования могут быть различными, временные интервалы между исследованиями являются произвольными. Главное, чтобы одни и те же лица изучались по одинаковой методике. В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуществлении определенных социальных мероприятий).
· Если же моменты повторного исследования выбираются в зависимости от внутренних факторов развития обследуемой совокупности по мере достижения ею определенной стадии своего развития, то такое исследование носит название лонгитюдного. Корректность лонгитюдного исследования обусловливается единством программы и инструментария, сохранением выборки в течение всего времени исследования и соответствием выборки генеральной совокупности.
2.
Начинается социологическое исследование с разработки программы и плана исследования. Программавыступает важнейшим документом исследования, который определяет концепцию всего исследования, методологию и методы, с помощью которых организаторы исследования намерены осуществить анализ той или иной проблемы.
return false">ссылка скрытаПрограмма обычно состоит из двух основных частей, а также рабочего плана исследования.
1. Методологическая часть: постановка и обоснование проблемы, указание цели, задач исследования, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулирование гипотез.
2. Методическая часть: определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора информации, логические схемы ее обработки на компьютере.
Методологическую часть программы как логическую цепь последовательных операций можно схематично представить следующим образом: проблема Þ цели Þ задачи Þ объект Þ предмет Þ основные понятия Þ гипотезы.
Проблема – это объективное противоречие, которое реально существует в ходе функционирования и развития социального объекта. Для социолога важно понимание проблемной ситуации, которая понимается как отражение проблемы в сознании людей, требующее активизации их усилий для своего разрешения.
Цель исследования (формулировка цели исследования определяется темой исследования и с учетом пожеланий заказчика) – логически «вытекает из понимания проблемы – разрешение проблемной ситуации (или ее прояснение) с помощью данного конкретного социологического исследования.
Задачи исследования – конкретные планы исследования, реализация которых в совокупности позволит достичь цели.
Объект исследования – это сам социальный объект (группа, общность или др.) и условия, в которых протекает его деятельность.
Предмет исследования содержит в себе свойства объекта, которые в наиболее полном виде отражают исследуемую проблему и подлежат изучению.
Основные понятия,которыми предстоит оперировать социологу, должны быть уточнены, что означает их разбиение на ряд частных, проверяемых опытным путем, понятий. Это позволит конкретизировать базовое понятие. В ходе исследования социолог осуществляет помимо интерпретации понятий их операционализацию, что предполагает дальнейшую их детализацию до уровня однозначно понимаемых терминов. Получаемые при этом более простые понятия называются операциональными. Принято различать структурную и факторную операционализацию, используемые в аналитическом исследовании. В описательном исследовании используется только структурная операционализация.
Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений или процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы разделяются на описательные, которые содержат предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта, и объяснительные, которые содержат предположения о причинно - следственных связях в изучаемом объекте. Кроме того, гипотезы также подразделяются на основные и дополнительные.
Гипотеза, как известно, должна удовлетворять следующим требованиям:
1. Не противоречить основным теориям, истинность которых в данной области уже доказана. Однако в случаях, когда новая гипотеза охватывает значительно более широкий круг фактов, чем прежние теории, это противоречие допустимо.
2. Не противоречить известным и проверенным фактам. Однако эти факты, в свою очередь, должны быть просмотрены и перепроверены при изменении условий.
3. Быть доступной для проверки в процессе социологического исследования.
4. Должна быть подвергнута логическому анализу, устанавливающему ее непротиворечивость.
Для повышения подтверждаемости гипотезы следует руководствоваться следующим правилом: изначально выдвигать возможно большее число взаимосвязанных гипотез и стремиться указать для каждой гипотезы максимальное число эмпирических показателей входящих в нее переменных.
В соответствии с целью и основными гипотезами формулируются и задачи исследования. По аналогии с гипотезами они могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Описательные и аналитические социологические исследования включают, как правило, несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа связанных с ними дополнительных задач.
Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия. Практика показывает, что хорошо разработанный план является залогом успеха социологического исследования. Он позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат. Основными элементами плана являются следующие:
1). Обсуждение и утверждение программы и инструментария исследования, формирование и подготовка группы сбора первичной информации (анкетеров), проведение пилотажного исследования, внесение корректив по итогам пилотажного исследования в программу и инструментарий, размножение инструментария для полевого исследования, составление сметы и расчет материальных затрат на исследование.
2). Составление расписания организационных и методических работ, обеспечивающих проведение полевого исследования, т. е. массовый сбор первичной социологической информации. Это выбор места и времени для опроса, централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью и опросных листов.
3). Проведение операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ. Она включает в себя кодировку открытых вопросов, выбраковку негодных анкет, набивку данных оператором и т. д. В результате этого этапа исследователь получает табуляграммы.
4). Мероприятия, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов аналитического отчета и выработкой практических рекомендаций.
Таким образом, программа социологического исследования выражает, с одной стороны, понимание и знание того, что надо сделать, с другой – чем и как выполнить задуманное.
3.
Процедура измерения имеет в социологическом исследовании то же сущностное значение, что и в других научных исследованиях.
Измерение в социологическом исследовании – это сравнение параметров объекта изучения в числовом выражении с параметрами другого объекта, взятого в качестве эталона. В прикладной социологии эта процедура осуществляется с помощью вопросов, сконструированных на базе различных методов измерения.
Как правило, мнения людей по какому-либо поводу определяются системой их жизненных установок, формирующихся на основе их же потребностей и интересов. Важность измерения социальных установок определяется такой характеристикой как направленность, что делает возможным прогноз характера массового действия, нацеленного на разрешение социального противоречия.
В большинстве случаев при осуществлении измерения социологи используют числовые системы. Приписываемые объектам числа называются шкальными значениями этих объектов. Шкала – это своего рода алгоритм, с помощью которого каждому наблюдаемому объекту ставится в соответствие некоторое число. Шкалы, которые используются для измерения характеристик внутренних свойств объекта, называются шкалами установок. Шкалы, которые используются для измерения характеристик внешних объектов по отношению к субъекту измерения, называются шкалами оценок.
На эмпирическом уровне социолог изучает отношения, в которые вступают исследуемые объекты, являющиеся носителями определенных признаков (свойств, характеристик). В таких случаях приписывание объектам шкальных значений можно считать измерением значений, соответствующих его признаку. Основными уровнями измерения, с помощью которых дифференцируется возможность и однозначность приписывания чисел объектам, являются следующие типы шкал:
1. Номинальные (классификационные), в которых используются равноценно значимые шкальные значения. Эти шкалы только классифицируют, «категоризируют» объекты на классы (например, по полу, национальности, роду занятий, уровню образования и т. д.).
2. Ранговые (порядковые), с помощью которых измеряют интенсивность оценок каких-то свойств, суждений, событий, степени согласия – несогласия с предложенными утверждениями. Например, вид порядковой шкалы:
абсолютно согласен,
согласен,
не совсем согласен,
не согласен,
абсолютно не согласен (с предложенным утверждением).
3. Интервальные шкалы используются в том случае, если определена единица измерения, с помощью которой фиксируется анализируемый признак (показатель). В них измерение преобразований происходит в границах определенных (как правило, числовых) интервалов. Например, сведения о доходах могут быть представлены:
1. менее 1000 руб. (на человека),
2. 1000-3000 руб.,
3. 3000-5000 руб.,
4. 5000-70000 руб.,
5. более 7000 руб.
При конструировании шкал учитываются:
1. Валидность шкалы измерения, т. е. правильность выбора индикатора, при котором используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления.
2. Полнота шкалы измерения, т. е. насколько количество вариантов ответа учитывает все значения индикаторов.
3. Чувствительность шкалы, т. е. способность выявлять отношение респондента к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. В данном случае существуют шкалы с симметричной и ассиметричной структурой.
4. Точность шкалы, т. е. характеристика результата, которая зависит от того, насколько полученные в результате исследования величины характеристик объекта совпадают с их истинными величинами.
5. Надежность шкалы, т. е. ее устойчивость по отношению к изменению характеристик объекта исследования во времени.
Результат социологического исследования, его объективность в огромной степени зависят от правильности выбора единиц анализа.
4.
Выборочный метод основывается на законе больших чисел и сущность его состоит в построении математической модели, которая применима на практике, когда есть определенные условия. Он предполагает, что опрашиваются или наблюдаются не все люди, имеющие отношение к предмету исследования (их называют генеральной совокупностью), а только часть (выборочная совокупность). Выборочная совокупность может совпадать по величине с генеральной, если объем последней невелик или, например, во время переписи населения (что бывает нечасто). Такие исследования называются сплошными.
Выборочная совокупность, как правило, строится таким образом, чтобы при минимуме опрашиваемых людей удалось с необходимой степенью гарантии представить генеральную совокупность. Другими словами, структура выборочной совокупности в основном должна совпадать со структурой генеральной. Выборка и генеральная совокупность в идеале соотносятся между собой как подобные фигуры.
Репрезентативность (представительность) выборки означает, что с некоторой заранее заданной или вычисленной погрешностью можно отождествлять установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Другими словами, репрезентативность (достоверность) выборки – это ее способность отражать наиболее значимые характеристики генеральной совокупности.
Принято различать несколько основных методов формирования выборки:
1. Случайная выборка – это выборка, которая формируется на основе опроса случайно встреченных людей в месте опроса в данное время.
2. Вероятностная выборка – это выборка, которая формируется на основе того факта, что при опросе определенного числа респондентов в данное время в данном месте возникает совокупность, достаточно близко совпадающая со структурой генеральной совокупности.
Среди вероятностных выборок применяется и гнездовой метод. Его сущность в том, что он предполагает сплошной опрос в специально выделенных по случайному методу группах (гнездах) респондентов. Здесь единицы отбора представляют собой статистические серии: например, семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив предприятия и т. д. Гнездами можно считать, например, места компактного проживания мигрантов или пункты торговли спиртными напитками. Выбор гнезд в данном случае осуществляется по правилам случайной выборки, а отобранные гнезда подвергаются сплошному обследованию.
3. Целевая выборка – это выборка, формирующаяся по специальным заранее заданным признакам генеральной совокупности. Примером такой выборки является метод квотной (пропорциональной) выборки, когда респонденты выбираются целенаправленно, с соблюдением параметров квот, изначально заданных по модели генеральной совокупности, т. е. пропорции, существующие в генеральной совокупности, соблюдаются и в выборочной. Однако следует иметь в виду, что таких пропорциональных соотношений может быть не более пяти, так как в противном случае формирование выборки значительно усложнится.
Например, социологам необходимо выяснить мнение студентов вузов г. Уфы по поводу реформирования системы высшего образования. Генеральная совокупность – число студентов, обучающихся в настоящее время в вузах г. Уфы. Понятно, что это большое количество людей. Сплошной опрос потребовал бы много временных и финансовых затрат, поэтому целесообразно использовать метод выборочного обследования. В данной ситуации можно использовать квотную выборку. Чтобы определить наиболее значимые характеристики генеральной совокупности для формирования квотной выборки, следует ответить на вопрос: мнения каких категорий студенческой молодежи могут различаться по указанной проблеме? Во-первых, могут различаться мнения студентов разного пола – юношей и девушек; во-вторых, мнение студентов технических и гуманитарных специальностей; в-третьих, студентов дневной и заочной формы обучения; в-четвертых, мнения студентов разных курсов; в-пятых, мнения студентов-«бюджетников» и «контрактников» (обучающихся с полным возмещением затрат). Значит, при формировании квотной выборки мы должны принять во внимание указанные различия и выдержать пропорции, существующие в генеральной совокупности: если в генеральной совокупности соотношение студентов женского пола к мужскому – 2 к 3, то в выборке, величиной 1000 человек, должно быть 400 человек женского пола, 600 – мужского. При этом нас не волнуют различия во мнениях между студентами … «упитанными» и «не очень», «больных диабетом» или «здоровых». Однако, если бы нас интересовало мнение уфимских студентов по поводу организации общественного питания в вузах города Уфы, наверное, важно было бы принять во внимание упомянутые характеристики. Таким образом, следует понимать, что формирование квот напрямую зависит от того, с какой проблемой имеет дело социолог.
При любом способе формирования выборки необходимо придерживаться следующего принципа: любой элемент генеральной совокупности должен иметь равный шанс попасть в выборку.
5.
В прикладных исследованиях используются различные методы сбора социологической информации. Наиболее распространенным методом социологического исследования является опрос. При помощи этого метода в нашей стране собирается до 90% социологической информации. Социологический опрос можно определить как метод сбора информации с помощью устного или письменного обращения исследователя к определенной выборочной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает исследуемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующую регистрацию, статистическую обработку и их анализ. Социологическую информацию можно получить, применяя массовые и экспертные опросы.
Основные виды опросов:
1. Анкетирование – метод опроса, при котором респондент самостоятельно заполняет опросник (анкету), т. е. общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации опосредуется анкетой. Анкетирование подразделяется на групповое и индивидуальное. Анкета, как правило, анонимная (за редким исключением: например, при проведении прикладных исследований на предприятиях, когда важно выяснить личное мнение каждого работника, анкета может содержать сведения о фамилии и имени респондента, разумеется, с его личного согласия и при условии, что эта информация не будет использована против него), заполняется респондентом самостоятельно.
Почтовый опрос – вид анкетного опроса, при котором анкеты высылаются респонденту по почте (по домашним или рабочим адресам) с просьбой вернуть заполненные анкеты исследователю и собираются таким же образом.
Получили распространение прессовый и Интернет-опросы,как способ изучения аудитории различных источников информации.
Анкета содержит вопросы, различающиеся по типу и назначению. По степени стандартизации ответов принято различать вопросы
· открытые (без вариантов ответа),
· закрытые (с вариантами ответов),
· полузакрытые (есть варианты ответов и возможность для самостоятельного ответа респондента).
Закрытые вопросы удобнее как для респондентов (им «не надо долго думать, чтобы сформулировать ответ»), так и для исследователей («проще обрабатывать результаты опроса: возможные варианты ответов заранее кодируются и заносятся в компьютер»). Однако при проведении пилотажного исследования целесообразнее использовать открытые вопросы, чтобы узнать разброс мнений и при составлении анкеты для более масштабного опроса (где будут использованы в основном закрытые вопросы) принять их во внимание.
Помимо названной типологии различают вопросы по их функциональному назначению в анкете:
· вопросы-фильтры позволяют отделить часть респондентов по определенному признаку (например, вопрос «Служили ли Вы в армии?» отсеет часть респондентов: те, кто не служил, не смогут отвечать на нижеследующие вопросы о службе в армии),
· контрольные вопросы – для проверки стабильности и непротиворечивости ответов (например, имеется вопрос «Часто ли Вы бываете в театре?», а через несколько вопросов - контрольный вопрос «Назовите последний спектакль, который Вы смотрели в театре». Если респондент ответил, что он «еженедельно бывает в театре» и в то же время не может назвать последний спектакль, значит, он лукавит).
· опрос,
· наводящие (помогают респонденту точнее понять смысл основного вопроса).
Вопросы в анкете связаны друг с другом определенным образом. Еще до проведения опроса социолог имеет представление о том, какие группы вопросов будут коррелировать друг с другом (взаимозависимы друг от друга, подробнее вопрос рассматривается в специальной литературе по прикладной социологии) и позволят выйти на какие-либо связи и закономерности.
Анкетирование, как разновидность опроса, имеет ряд преимуществ: за короткое время можно узнать мнение большого количества людей, затраты при этом будут менее значительными, чем, например, при проведении интервьюирования. В то же время анкетирование не лишено недостатков: респонденты при ответе на вопросы анкеты могут отвечать неискренне, лукавить, вопросы могут быть неверно поняты. Поэтому при проведении пробных (пилотажных) исследований социологи обычно используют интервьюирование, которое позволяет не просто зафиксировать ответы респондентов, но и их реакцию на сами вопросы, что само по себе очень ценно при отработке инструментария исследования.
2. Интервьюирование – способ опроса, при котором опросник (бланк интервью) заполняется со слов респондента, т. е. использующий в качестве источника информации вербальное взаимодействие (путем беседы) исследователя (интервьюера) с респондентом.
Классифицировать интервью можно разными способами в зависимости от выбранного основания. По форме интервью бывает:
· неформализованным (нестандартным), когда ни вопросы (их формулировка, последовательность, качество), ни предполагаемые ответы не определяются заранее перед интервью;
· формализованным (стандартизированным), когда формулировка вопросов, их порядок, количество и перечень возможных альтернативных ответов, их кодировка и форма записи предусматриваются заранее и строго фиксируются в своем единообразии.
Неформализованное интервью представляет собой беседу, в которой интервьюер, имея перед собой лишь общую тему беседы и задавая ее респонденту, позволяет затем ему самому в ходе интервью создавать последующие вербальные ситуации взаимодействия. Формулировка вопросов всецело определяется контекстом беседы. Ответы, как правило, вызывают целый ряд новых дополнительных вопросов, порядок которых устанавливается интервьюером по своему собственному усмотрению; по ходу беседы вопросы могут расширяться или углубляться. В этом типе интервью план беседы, способ и форма записи ответов являются довольно произвольными, нестандартизированными.
Формализованное (стандартизированное) интервью представляет собой такой тип интервью, в котором процесс постановки вопросов и регистрация ответов стандартизированы. Благодаря стандартизации процедуры интервью (заранее составленный план интервью, сформулированные вопросы, размещение их в определенной последовательности, перечень вариантов возможных ответов) становится возможным для исследователя контролировать условия и ход опросов, сопоставлять их результаты. В строго формализованном интервью стандартизации подвергаются не только вопросы интервьюера и ответы респондента, но и тип интервьюера (пол, возраст, образование, статус, квалификация), его поведение и даже внешние условия (обстановка) интервью.
Клиническое (глубинное) интервью нацелено на получение наиболее полной и глубокой информации о мотивах, установках, мнениях респондентов. Этот тип неформализованного интервью предполагает очень тесный контакт интервьюера с респондентом, что предъявляет высокие требования к квалификации интервьюера. Глубинное интервью проводится в тех случаях, когда социологи хотят получить данные, касающиеся интимных или социально закрытых тем, когда нужно обследовать респондентов с высоким статусом либо получить подробную и глубоко личностную информацию.
Фокусированное интервью имеет своей целью извлечение информации о реакции респондента на заранее заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы текста оказались в центре внимания опрошенных, какие – на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.
Фокусированное интервью – индивидуальное и групповое (метод фокус–групп), является важным средством, применяемым в таких областях, как исследование спроса потребительских товаров и услуг, исследования имиджа, исследования аудитории СМИ, исследования в области рекламы, политические исследования. Метод фокусированного группового интервью успешно используется при необходимости протестировать новую идею товара или его рекламы, выявить воздействие рекламы на потребителя.
Методом фокусированного группового интервью считают неформализованное интервью, проводимое с группой. Элементы интервью, т. е. трансакции «интервьюер – респондент» сочетаются в этом методе с элементами групповой дискуссии, т. е. трансакциями «респондент – респондент». Целью фокусированного группового интервью, в отличие от других видов групповых дискуссий, является получение информации о мнениях и реакциях ее участников. Смысл метода заключен в эффекте, создаваемом ситуацией группового обсуждения. При проведении индивидуального интервью существует четкое разграничение на интервьюера и интервьюируемого, что может сильно влиять на качество и глубину получаемой информации. В групповой дискуссии интервьюируемый попадает в ситуацию общения с себе подобными. Таким образом легче снимаются защитные психические барьеры и облегчается выражение эмоциональных реакций.
В групповых дискуссиях часто используется стимульный материал (рекламные ролики, образцы товара), респондентам предлагается просмотр, прочтение рекламы или выбор конкретного товара с целью выяснения потребительских реакций, предпочтений и причин их возникновения. Среднее количество респондентов, участвующих в фокус-группе, от 6 до 12 человек. Обычная продолжительность ее проведения – от полутора до трех часов.
Надежность результатов исследования обеспечивается отбором респондентов – типичных представителей определенных категорий социальных групп, мастерством модератора (ведущего), который должен минимально влиять на респондентов в процессе проведения фокусированного группового интервью, психической стабильностью интервьюируемых, а также высокой внутренней валидностью (достоверностью, оправданностью применения) качественных методов исследования. Начальный этап качественного исследования методом фокусированного группового интервью включает в себя три стадии: подготовка программы исследования, формирование выборки и путеводителя фокус–групп, набор респондентов. Программа исследования создается по итогам предварительной встречи с заказчиком исследования и включает в себя описание исследовательской программы и формулировку поставленных задач. Для их реализации в рамках фокусированного группового интервью исследователь разрабатывает путеводитель – список вопросов, которые будут заданы респондентам.
Каждое исследование методом фокусированного группового интервью уникально, но, как правило, позволяет получить информацию в следующей последовательности: сначала – общая социально нейтральная информация, затем – факты, личный опыт респондентов: отношение к данной ситуации, персоне, товару, в конце – снова более общая информация: концепции респондентов по поводу данной ситуации, данного объекта, их общие социокультурные установки. Для того, чтобы снять неосознаваемые самими респондентами слои информации или получить данные из социально запретной сферы, в фокус–группах часто используются проективные методики, например, ассоциирование объекта с чем-то иным (например, цветом), представление предмета обсуждения (товара) как человека, и просьба к респондентам описать этого человека, рисуночные методики, метод незаконченных предложений. При этом общими критериями для составления выборки являются социально–демографические характеристики, уровень дохода, а также критерии, вытекающие из поставленной задачи. Качество проведения фокусированного группового интервью и анализа полученных результатов связано во многом с уровнем профессиональной подготовки модератора – исследователя.
В зависимости от способа общения исследователь может использовать не только личные интервью, но и телефонный опрос. Телефонный опрос – вид опроса, при котором респондент опрашивается по телефону, а его ответы фиксируются на специальном бланке. Телефонный опрос, как правило, представляет собой формализованное интервью по телефону. Телефонное интервью отличается краткостью, обычно оно длится 5 – 10 минут. Явный недостаток телефонного интервью – возможность опроса лишь тех лиц, у которых имеется телефон. Преимуществом является возможность получить оперативно и с минимальными затратами необходимые данные (например, о реакциях на то или иное событие в общественно–политической жизни) и тут же учесть их в работе.
Метод экспертной оценки – вид опроса с помощью анкетирования или интервью у ограниченной группы респондентов, являющихся специалистами или наиболее компетентными людьми в определенной области.
Данный метод довольно часто используется социологами (чаще в совокупности с другими методами), однако следует иметь в виду, что отбор экспертов также должен производиться по определенным критериям. Например, если в качестве экспертов выступают практикующие врачи, то такого рода критерием может служить стаж работы. Если привлекается ученый, то, очевидно, количество публикаций по данной проблеме. Существуют различные методики получения экспертных оценок. Например, «мозговой штурм» (эксперты сообща обсуждают проблему и приходят к единому мнению) или т.н. метод Дельфы (каждый эксперт индивидуально оценивает проблему, не зная о мнении других экспертов).
В прикладной социологии (особенно, при изучении коммуникации) все более широкое применение находит метод анализа документов как весьма эффективный метод сбора первичной социальной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную (в том числе и политическую) и материальную жизнь общества, передают не только событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксируют в себе особенности развития всех выразительных средств общества, прежде всего структуру языка. При анализе источником социальной информации выступают текстовые сообщения.
Под документом в социологии понимается специально созданный предмет для передачи и хранения информации, зафиксированной в тексте, фото и видео и т. д.; это источник, который содержит информацию о явлениях общественной жизни, о социальных событиях. Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно.
Методы анализа документов можно разделить на два вида:
1. традиционные (качественные), которые могут быть общими (понимание, интуиция, осмысление) и специальными (юридические, психологические и т. д.);
2. формализованные (количественно-качественные) методы.
Остановимся подробнее на рассмотрении особенностей формализованных методик, которые основаны на статистическом учете различных объективных характеристик текста (например, частота публикаций в газете материалов по определенной теме, число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упоминаний проблем, терминов, имен и т. д.). Все методы могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами, например, опросом, наблюдением и т. д. Формализованным методом, используемым при изучении опосредованной коммуникации, является контент-анализ (анализ содержания). Специфика контент-анализа заключается в том, что его процедура предусматривает подсчет частоты и объема упоминаний тех или иных единиц исследуемого текста. Полученные при помощи контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (неявном) содержании текста. Правомерность использования контент-анализа определяется тем, что текст есть всегда продукт человеческой деятельности, социальной среды в широком смысле. Поэтому он несет в себе следы влияния разнообразных социальных факторов. Отсюда вытекает возможность обнаружить и измерить эти факторы путем регистрации в тексте соответствующих индикаторов. Главная сложность заключается в нахождении таких процедур, при помощи которых можно было бы обнаружить в тексте соответствующие индикаторы исследуемых явлений и характеристик, замерить их и затем адекватно интерпретировать. Для решения этой задачи контент-анализ применяет процедуры, суть которых заключается в том, чтобы, исходя из конкретного текста документов и задач исследования, сделать следующее:
- сформулировать ключевые, концептуальные понятия исследования, которые называют категориями контент-анализа;
- надежно и систематически зафиксировать частоту и объем упоминания этих категорий в отдельных элементах текста и во всей совокупности текстов анализируемых документов.
Полученные таким образом количественные данные подвергаются статистической обработке, а результаты интерпретируются в соответствии с целями исследования.
Условия применения контент-анализа следующие:
1. изучаемые качественные характеристики должны носить однопорядковый характер и проявляться в тексте с достаточной частотой;
2. изучаемого текстового материала должно быть столь много, что его невозможно охватить без суммарных оценок, особенно когда он носит несистематизированный характер. Хотя, надо заметить, что, как и при получении любого научного знания, здесь важна систематичность анализа объекта исследования
Главная задача, которая решается посредством контент-анализа, состоит в том, чтобы выяснить связь текста с некоторой «внетекстовой» реальностью, продуцирующей этот текст. Она включает в себя реальные события, факты, отношения, о которых идет речь в тексте, а также настроения, чувства, установки, позиции, интересы коммуникатора, реципиента и сам процесс коммуникации.
В процедуре контент-аналитического исследования выделяют несколько этапов.
Первый этап – определение задач, теоретической основы и объекта исследования, разработка категориального аппарата, выбор соответствующих качественных и количественных единиц контент-анализа. Данный этап непосредственно связан с составлением программы исследования. Он носит характер качественного анализа, который подготавливает перевод смыслового содержания текста в цифровое выражение для его последующего количественного анализа. В этих целях на основе задач и теоретического контекста осуществляется выбор объекта исследования и определяются конкретные единицы анализа. Например, при анализе текстов массовой коммуникации вначале, как правило, выбирается орган массовой коммуникации, затем номера за определенный период времени и типы сообщений (рубрики, типы публикаций и т. д.).
Единицы контент-анализа можно разделить на две группы: качественные и количественные. Качественные единицы отвечают на вопрос, что надо считать в тексте, а количественные единицы отвечают на вопрос, как надо считать. К качественным (смысловым) единицам можно отнести категории и их индикаторы в тексте.
Категориями контент-анализа служат ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования. В качестве категорий могут выступать, например, различные виды деятельности, социально-демографические характеристики и т. д. Категории могут относиться как к содержанию, так и к форме текста. Категории могут подразделяться на более мелкие единицы – подкатегории.
Индикаторами категории являются те элементы текста, те единицы содержания, которые служат качественными признаками соответствующих категорий и подкатегорий. В зависимости от специфики исследования индикаторы категорий могут выражаться в виде отдельных слов, словосочетаний, суждений, тем.
Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета. Единицы контекста используются для обозначения того сегмента текста, в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий. Единицей контекста может служить предложение, статья, ответ на вопрос анкеты, интервью.
Единицы счета выражают количественную меру соотношения различных элементов текста. Они необходимы для осуществления статистических процедур. Эти единицы имеют непосредственное отношение к определению частоты и объема упоминаний категорий контент-анализа.
Объем упоминаний категорий контент-анализа может измеряться различными способами: подсчетом числа строк, печатных знаков, квадратных сантиметров площади, посвященных данной категории. Основным требованием к количественным единицам является их объективное, надежное и проверяемое измерение.
Второй этап – составление кодировочной инструкции. Осуществляется соотнесение категорий и подкатегорий контент-анализа с конкретными содержательными элементами текста, происходит поиск в тексте индикаторов выбранных категорий исследования. В этом случае необходимо либо составление соответствующего словаря индикаторов категорий, либо развернутое описание категорий в терминах исследуемых текстов. Все категории и подкатегории исследования кодируются, т. е. им присваиваются определенные цифровые или буквенные обозначения, что и составляет код данного исследования.
Третий этап – кодировка массива исследуемых текстов. Осуществляется процесс квантификации, т. е. перевод в цифровое выражение всей совокупности исследуемых текстов. Регистрация частоты и объема упоминания категорий и подкатегорий контент-анализа может производиться, например, в заранее подготовленных таблицах или бланке.
Четвертый этап – статистическая обработка полученных количественных данных. Эта обработка может осуществляться вручную или на компьютере.
Пятый этап – интерпретация полученных данных на основе задач и теоретического контекста исследования. Здесь особо важное значение имеет учет более широкого теоретического и социального контекста для адекватной интерпретации результатов и их соотнесения с данными, полученными с помощью других методов.
Принято считать, что контент-анализ – чисто социологический метод исследования.
Социологическое наблюдение – метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, ситуаций. Оно позволяет получить знания о динамических характеристиках явления или процесса. Формы и приемы фиксации результатов – бланк или дневник наблюдения, а также фото-видео-радиоаппаратура.
Успешность наблюдения как социологического метода во многом определяется выбором типа наблюдения. Выделяются следующие виды наблюдения:
· структурализованные (контролируемые) и неструктурализованные (неконтролируемые);
· включенные (когда исследователь находится в изучаемом объекте) и невключенные (внешние);
· полевые и лабораторные (различаются условиями осуществления);
· систематические и случайные (различаются периодичностью и спецификой целей);
· осознаваемые (когда члены группы за которой наблюдают, знают, что ведется наблюдение) и неосознаваемые (члены группы не осознают, что являются объектом наблюдения).
Социологический эксперимент – метод социологического познания, проверки гипотез посредством фиксации и контроля за состоянием социального объекта (группы, общности), изменяющегося под воздействием специально создаваемых условий – вводных факторов, позволяющих наблюдать, измерять образующиеся связи явлений, проверять правильность выдвигаемых положений, получать наемых условий – вводных факторов, позволяющих наблюдать, измерять образующиеся связи явлений, проверять правильность выдвигаемых положений, получать новое знание.
В зависимости от специфики изучаемых объектов и целей исследования эксперименты разделяют на виды:
· по целям и задачам изучения социальные эксперименты условно подразделяются на научно – исследовательские и практические;
· по характеру логической структуры доказательства гипотезы эксперименты делят на параллельные (когда существуют как экспериментальная, так и контрольная группа, а доказательство гипотезы опирается на сравнение состояния этих двух объектов в одно и то же время) и последовательные (контрольная группа отсутствует; наблюдаемый объект выступает как контрольная группа до введения независимой переменной и как экспериментальная после того, как независимая переменная оказала или могла оказать предусмотренное действие);
· по характеру экспериментальной ситуации эксперименты разделяют на полевые и лабораторные. Классическим полевым социологическим экспериментом является проведение под руководством Э. Мэйо знаменитых исследований в 1924 – 1932 годах на Хотторнских предприятиях близ г. Чикаго (США).
В прикладных исследованиях может быть использован метод социометрии (широко применяется и в социальной психологии). Главная задача - проследить направленность межличностных связей в малой группе, измерить их интенсивность и распределение ролей между членами группы при помощи количественных оценок. Социометрический анализ необходим при изучении неформальных связей и отношений в структурно организованных группах. Он более точен, чем наблюдение.
При изучении проблем прикладной социологии необходимо помнить, что эмпирическое исследование является лишь средством, призванным обеспечить фактуальную базу, основу теоретического поиска.