Предварительные замечания

Самая разная и при самых разных обстоятельствах звучит в нашей жизни музыка. Она звучит по радио, телевидению, в кино, в грамзаписи; музыка заполняет концертные и театральные залы; мы слышим музыку в детских садах и школах, на спортивных соревнованиях, в пирке и на дискотеке.

Уровень исполнения повсеместно звучащей музыки очень разный — от великолепного искусства наших лучших артистов, покоряющих своим талантом и мастерством слушателей во всем мире, до беспомощных переборов струн на гитарах, взятых в руки ребятами, тянущимися к музыке, но не знающими, как к ней подступиться.

Величайшие творения композиторов прошлого и современности, обогащающие духовную жизнь человечества, зачастую перемешиваются в один причудливый и неразборчивый клубок с бессодержательной легкой развлекательностью, пошлостью, халтурой.

Как же разобраться в этой окружающей нас сложной музыкальной атмосфере, особенно если запас наших знаний и личный опыт недостаточно велик?

Ответ на этот вопрос будет очень прост: чем больше музыки мы будем слушать и чем внимательнее будем в нее вслушиваться, чем больше будем о музыке читать и чем внимательнее будем в прочитанное вдумываться, чем чаще мы будем исполнять музыку сами, тем шире будет раскрываться перед нами мир музыки, тем глубже мы будем его постигать.

Однако надо признаться, что целой жизни не хватит, чтобы до конца познать всю музыку, изучить ее во всем богатстве и многообразии.

В музыке, как во всяком явлении, мы различаем не только количество, но и качество. Поэтому, как бы много человек ни знал музыки, это еще не свидетельствует о том, что он ее хорошо знает, что у него высокий музыкальный вкус, что он умеет отличить настоящее большое искусство от легкого развлечения и даже просто от плохой музыки.

Программа музыкальных занятий в школе не может проходить мимо проблем развлекательной музыки. Важно учесть при этом, что тот, кто любит и хорошо разбирается в серьезной музыке, как правило, никогда не отвергает легкую музыку и всегда умеет отличить в ней хорошее от плохого. Тот же, кто не знает и, главное, не интересуется серьезной музыкой, даже в своем излюбленном маленьком мирке легкой развлекательности путает хорошее с плохим и, оказываясь далеким от подлинной музыкальной культуры, лишен, по сути дела, всякого музыкального вкуса.

Вот почему, не забывая о легкой музыке, относясь к ней с уважением и не принижая ее роли в жизни, наши музыкальные занятия в школе с I класса опираются прежде всего на серьезную музыку, на большое, великое искусство — народное, классическое и современное.

Не надо отказываться от легкой, развлекательной музыки — она нужна нам и для танцев, и для отдыха, и для прогулок. Она нужна нам так же, как нужна улыбка, шутка, забавный рассказ. Но, во-первых, не надо забывать, что самое лучшее легкое музыкальное развлечение никогда не сможет дать человеку того богатства, которое несут в себе лучшие, высшие образцы большого, великого, так называемого серьезного искусства. А во-вторых, надо научиться отличать хорошую легкую, развлекательную музыку от музыки дурной, вульгарной, безвкусной.

Из всего сказанного не следует делать вывод, будто серьезная музыка — музыка «первого сорта*, а музыка легкая — «второго сорта». И та и другая должна быть по своим художественным достоинствам «первосортной». Дурное качество музыки не может быть оправдано ни серьезностью замысла, ни его чрезвычайной легкостью и развлекательностью. Отражая различные стороны жизни и выполняя различную роль в обществе, обе сферы музыки нужны человеку. Кроме того, нельзя забывать, что далеко не всегда можно провести четкую грань между этими двумя сферами музыки, зачастую они неотделимы одна от другой и сливаются в одном произведении, в творчестве одного композитора.

Сопоставление серьезной музыки с музыкой легкой поможет закрепить у учащихся основы хорошего музыкального вкуса, воспитанного на занятиях в предыдущих классах, поможет отличать в ней подлинное высокое искусство от более или менее красивой развлекательности.

В VIII классе, несомненно, расширяется круг музыкальных впечатлений, получаемых учащимися вне школы. Значительную роль в этих впечатлениях, вероятно, будет играть легкая, развлекательная музыка, с которой ребята сталкиваются в своем быту очень часто. Это обстоятельство накладывает на учителя особенно большую ответственность.

В классе должна быть сохранена атмосфера простоты и взаимного доверия, чтобы учащиеся свободно и охотно рассказывали о своих внешкольных «музыкальных встречах», делились с учителем своими впечатлениями, пытались разрешить с его помощью встающие перед ними новые вопросы. А учитель так же просто и свободно должен комментировать эти впечатления, осторожно и очень тактично направлять их по верному пути.

Педагог должен учитывать, что интерес подростков к легкой, развлекательной музыке естествен, закономерен и определяется многими психологическими и иными особенностями их возраста. В первую очередь это тяга к романтически приподнятой и любовно-лирической тематике и к танцевальности. Если эти интересы ни в какой мере не будут удовлетворены на уроке (где можно обеспечить высокий художественный и моральный уровень музыки), свое влияние начнет оказывать неуправляемая стихия музыкального быта со всеми ее отрицательными сторонами, разобраться в которых самим учащимся будет нелегко.

В этот период у ребят может начаться неосознанная борьба между вкусом и модой. Мода — обычное явление в разных областях жизни, и миновать ее вряд ли можно. Однако очень важно, чтобы мода корректировалась подлинным вкусом. Кроме того, надо иметь в виду, что понятие моды неприменимо к тому, что мы относим к явлениям глубоким, значительным, в том числе к явлениям высокого искусства. Может быть мода на новую эстрадную песню, но неправдоподобно звучали бы слова: «мода на Бетховена», «мода на Шопена», «мода на Чайковского», «мода на Шостаковича или Прокофьева». То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой, — зыбко, скоропреходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному.

Вот почему увлечение модной развлекательной музыкой опасно для духовной культуры юноши или девушки лишь в том случае, если этим увлечением исчерпывается весь их интерес к музыке, а в глубине души не живет устойчивая любовь и интерес к серьезным творениям великого музыкального искусства. И пусть им будем понятно, что, если они услышат упрек учителя в чрезмерном увлечении развлекательной музыкой, это вовсе не означает, что у них хотят эту музыку отнять и тем самым «обеднить» их жизнь. Напротив, в таком упреке они должны почувствовать лишь стремление обогатить их духовный мир, сделать их жизнь содержательнее и красивее.

Музыка, как всякое искусство, не поддается точному математическому измерению, взвешиванию на аптекарских весах. Поэтому споры, дискуссии об искусстве неизбежны, и их даже на школьных занятиях не только не следует бояться, но, наоборот, следует поощрять, подчеркивая всегда, что чем больше у участников спора объективных знаний и личного опыта, тем больше у них шансов приблизиться к истине. Умно направляемый учителем спор учит ребят думать, убедительно излагать и доказывать свои мысли, уважительно относиться к мнению собеседников, стоящих на других позициях.

Здесь уместно будет добавить, что все новое, непривычное иногда поначалу кажется непонятным, трудным и требует смелости для своего восприятия не меньшей, чем для своего создания. Поэтому следует избегать поспешных суждений о новых произведениях и тем более субъективистской «критики»: «Я не понял, мне не понравилось, — значит, это плохо...» Отсюда, разумеется, не следует делать вывод, что всем все одинаково должно нравиться или не нравиться. Мы имеем право считать то или иное произведение или даже целиком творчество какого-либо композитора чуждым себе, но выносить лишь на этом основании отрицательное суждение о нем надо очень осторожно. Для такого суждения необходимы серьезные, объективные доказательства.

Несмотря на важность (и, можно сказать, злободневность) вопроса о соотношении двух сфер музыки — серьезной и легкой, было бы ошибочным превращать этот вопрос в центральную и тем более единственную тему музыкальных занятий в VIII классе.

Основная задача в этом классе состоит в том, чтобы помочь учащимся научиться разбираться в водовороте окружающей их музыки, оценивать ее эстетические и нравственные качества. При этом надо стремиться к тому, чтобы подростки приобретали на музыкальных занятиях опыт, формирующий их собственный духовный мир — отношение к людям, к самим себе, к искусству.

Учащимся должен стать понятен смысл словосочетания «современная музыка», которое нередко можно услышать как обозначение лишь новейшей легкой, развлекательной музыки в отличие от музыки серьезной. Учащимся следует объяснить, что выражение «современная музыка» может быть употреблено в двух значениях: в более узком и поверхностном — как музыка, созданная в наше время, и в более широком и глубоком — как музыка, отвечающая общечеловеческим ценностям. Именно поэтому музыка прошлых и даже очень далеких времен не тускнеет от времени, а, напротив, входит в единую сокровищницу мирового искусства, живя одной жизнью вместе с искусством наших дней, участвуя в нашей жизни.

Таким образом. Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Григ, Глинка, Мусоргский, Бородин, Чайковский становятся в один ряд с Прокофьевым, Шостаковичем и Хачатуряном, в равной мере воздействуют на наш духовный мир, на всю нашу жизнь.